Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






E) Отсутствие типов в творчестве Толстого





Давно уже критика обратила внимание на то, что Толстой не дает типов всвоих произведениях, нет обобщающих образов. На это обратили вниманиеЧернышевский, Дистерло, Горбачев, Овсянико-Куликовский, в последнее времяЭйхенбаум. "Не только сюжетология, -- говорит Эйхенбаум -- но и типология Толстогоне интересует. Его фигуры крайне индивидуальны, это в художественном смыслеозначает, что они, в сущности, не личности, а только носители отдельныхчеловеческих качеств, черт, большею частью парадоксально скомбинированных.Личности эти текучи, границы между ними очерчены не резко, но резковыступают конкретные детали". "... Личности, как психологическое целое втворчестве Толстого, в сущности, распадаются (Эйхенбаум -- Молодой Толстой",стр. 42). "Психологический анализ, -- говорит Чернышевский -- может приниматьразличные направления: одного поэта занимают всего более очертанияхарактеров; другого -- влияния общественных отношений и житейскихстолкновений на характеры; третьего -- связь чувства с действиями;четвертого -- анализ страстей; графа Толстого всего более самый психическийпроцесс (курсив наш), его формы, его законы -- диалектика души, чтобвыразиться определительным термином (Чернышевский "Детство и Отрочество" иВоенные рассказы соч. Л. Н. Толстого, "Современник" 1856 No 12). "У Толстого совсем нет ни описаний, ни деталей в этих описаниях,которые бы имели назначение просто дать живую картину предмета или чертубыта, как видим мы это нередко у Гоголя или Гончарова. Обыкновенно Толстой замечает и изображает лишь то, на что могло и должно было обратить вниманието или другое действующее лицо его рассказа, в зависимости от своегохарактера, положения или настроения. От этого и природа, и все люди, ипредметы рисуются у него с непрерывно изменяющимися чертами или все с новымии новыми подробностями, образуя одно целое с духовной жизнью человека, каконо всегда и бывает в действительности. От этого человек и его психическиймир занимают в творчестве Толстого первостепенное место, а внешний быт иприрода подчиненное (разрядка наша) (Грузинский А., Л. Н. Толстой,Литературные очерки, 1918 г.). Итак по мнению критики, у Толстого нет типов, описания природы и бытазанимают подчиненное место, зато в центре внимания психический процесс ианализ этого процесса, вернее, самоанализ, как мы увидим после. Здесь мывидим ту характерную черту эпилептоидной психики -- тяготение к "духу", кпсихическому анализу. Тяготение это закономерно вытекает из того жетяготения к "телу". Борьба между "телом" и "духом" есть борьба эпилептоиднойпсихики. Эта борьба есть специфическая форма локализации больного органа:отсюда эпилептоид или занят анализом своего тела, своей физиологией или всейпсихологией. Обостренно, гипертрофированно он чувствует и то, и другое (иливременами одно больше другого). Вот почему Толстой мастер описания тела имастер анализа психического процесса. Эпилептоида Достоевского также интересует анализ психическихпереживаний больше, чем что-либо другое. Природа, быт у них отходят назадний план -- это черта эпилептоидов. Однако, разница между нимиопределяется поскольку тот или иной компонент эпилептоидный или истерическийбольше доминирует у данного эпилептоида. У Толстого доминирует истерическийкомпонент так же сильно (если не более), как и эпилептический. Этаособенность придает новые своеобразные черты его творчеству". Как человек с истерической способностью" "играть, как на сцене" испособностью перевоплотить свою личность в другую, Толстой становится как бына место описываемой им личности и изображает его переживание, его точкузрения, его анализ, а на самом деле -- свои личные, Толстовские(истерические или эпилептоидные) переживания. Для этой цели он берет своегогероя как медиум, а этот медиум смотрит, переживает, воспринимает,анализирует так, как переживает сам Толстой в своем самоанализе. Отсюда ипонятно, что такой медиумистический или истерический способ изображения недает конкретных типов, а только воплощение истерических, а чащеэпилептоидных комплексов. Все главные его герои, а так же Достоевскогонасыщены истерическими и эпилептоидными комплексами в большей или меньшейстепени, поэтому они все думают, чувствуют, действуют, "погружаются" в мирподсознательных комплексов, страдают самоанализом, переживают состояниеприпадка, сумеречного состояния, страха смерти, переживают различные кризисыи проч., и проч. Замечательно, что даже физиологические признакиаффективного или эмоционального волнения того или другого героя описываютсяпо одному и тому же симптомокомплексу. Так, например, при волнении убольшинства героев "губы трясутся" (или челюсти), как будто в его среде небыло таких конституциональных типов, у которых губы или челюсти не трясутсяпри волнениях. Или же, часто, он берет истерический или эпилептоидныйсимптом: "что то поднимается в груди все выше и выше", "поднимается кгорлу", "подступило к горлу" и проч. проч. симптомы. Приведем несколькотаких примеров: "Как будто, поднимаясь все выше и выше, что то вдруг стало давить меняв грудь и захватывать дыхание, но это продолжалось только одну секунду: наглазах показались слезы и мне стало легче"... "Кровь с необыкновенной силой прилила к моему сердцу; я почувствовал,как крепко оно билось, как краска сходила с моего лица, и как совершенноневольно затряслись мои губы". "Она (Анна) остановилась и зарыдала. Он (Вронский) почувствовал тоже,что что-то поднимается к его горлу, щиплет ему в носу, и он первый раз вжизни почувствовал себя готовым заплакать". "Но когда он (Облонский) увидал ее измученное лицо, ему захватилодыхание, что-то подступило к горлу, и глаза его заблестели слезами". "Впрочем, не извольте беспокоиться, -- прибавил он, заметив, что графуже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинающегосягнева". "Так и есть" -- подумала Кити, и вся кровь прилила ей к сердцу. Онаужаснулась своей бледности". "Делесов испытывал непривычное чувство. Какой-то холодный круг тосуживаясь, то расширяясь, сжимал ему голову". "Корни волос становились чувствительными, мороз пробегал вверх поспине, что то все выше и выше подступая к горлу, как тоненькими иголкамикололо в носу и небо, и слезы незаметно мочили ему щеки". Такими истерическими или эпилептоидными симптомами он наделяет иОблонского, и Вронского, и Анну Каренину, Делесова -- людей в сущностисовершенное различных конституций.

Date: 2016-07-22; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию