Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симптоматология творческих приступов у Толстого





(Эпилептоидный характер переживания творческих приступов) Когда мы говорим о симптоматологии творческих приступов какой либотворящей личности, то мы должны с эвропатологической точки зрения иметь ввиду двоякого рода симптомы. Симптомы определяющие содержание творческих комплексов. Симптомы механизма выявления творческих комплексов. Вернее сказать:симптомы сопровождающие творческий приступ с формальной стороны и этим самымсвидетельствующие о наличии того или другого психического механизма. Симптомы эти здесь нас интересуют и отношении эпилептоидной личности Л.Толстого. Каковы эти симптомы творческих приступов в отношении содержания творческих комплексов -- мы уже дали ответ в предыдущих главах. Из данных,приведенных выше, мы видели, что творческие комплексы у эпилептоидапроникнуты теми специфическими переживаниями, которыми проникнута психикаэпилептоида. А именно: комплексами постоянной борьбы за ускользающуюреальность. Возможность появления припадка и ее эквивалентов создает крайнююстепень чувства неустойчивости, с одной стороны, и крайнюю степенькомпенсации этой неустойчивости, с другой стороны. Крайняя степенькомпенсации выражается в форме агрессивных тенденций творческих силорганизма. 1-е обстоятельство создает все виды и формы комплексов отрицательногохарактера. А именно, постоянную боязнь потерять реальную установку жизни,страх потерять сознание, страх за реальную ценность своих интеллектуальныхфункций. "Остановка жизни", сумеречные состояния, полубессознательные ипроч. диссоциированные состояния беспрерывно тревожат эпилептоида: создаеттяжелый невроз ожидания, чувство неуверенности и малоценности своей личностисо всеми последствиями такого чувства; создаются комплексы самоунижения,постоянного раскаяния, самобичевание своих настоящих, а больше мнимых,пороков, чувствительность ко всему тому, что может каким бы то ни былообразом задеть чувство недостаточности. Как компенсация комплексов чувства недостаточности создается вподсознательной психике эпилептоида ряд комплексов совершеннопротивоположного характера. Но эти компенсаторные комплексы носят характер чрезмерной компенсации (гиперкомпенсации). Чувство своей недостаточностипорождает комплекс протеста против своей же недостаточности. Но все этопереносится на других. Пороки и недостатки, ему свойственные, беспощаднобичуются в других, создается аффективно-агрессивная установка. Аффектывызывают прилив физической и психической энергии. Создается чувствопереоценки своей личности, своего "я"; эгоцентризм. Чувство прилива силкомпенсирует его недостаточность, вызывает в нем агрессивную тенденциюбичевать, протестовать "против всякого зла", против всякой несправедливости.Этот комплекс протеста (в сущности, есть протест против себя же, противсвоего чувства недостаточности) всецело, как сказано выше, переносится навнешний мир. Протест "ем более усугубляется на внешний мир, чем больше унего чувства превосходства и переоценки своего "я". Комплекс протеста естькрик "обиженного судьбою". Чувствительность "к несправедливости", к всему"злу" есть у него тот же протест. Смена этих 2-х противоположных и противоречивых групп комплексовсоздает постоянную душевную борьбу эпилептоида с самим собою, он постоянно ватмосфере личных конфликтов. Создаются вышеупомянутые полярные реакции,делают поведение личности противоречивым, парадоксальным,неспокойно-агрессивным. Всеми этими комплексами проникнуты все содержание творчества Толстогоот дневников до последнего произведения. Полярно организованные комплексыэпилептоида, отраженные с его произведениях творчества есть один изхарактернейших симптомов творчества эпилептоидов вообще и в частности здесь-- Льва Толстого. Что касается симптомов механизма выявления творческих комплексов, тоотчасти уже также была речь выше. Эвропозитивные приступы, как мы видели выше, совпадают с теми периодамижизни, когда в психической установке Толстого доминирует эпилептоидноевозбуждение. В периоды, когда это возбуждение принимает для творчествадекомпенсированный характер (или в сторону чрезмерности возбуждения, или всторону полного упадка возбуждения), творчество его или падает совершеннопли получает уклон в сторону мистики. Основным симптомом механизма творчества у Толстого является,следовательно, эпилептоидное возбуждение в хорошо компенсированном состояниидля творческого приступа. О том, что эпилептоидное возбуждение стимулировало разряду еготворческих комплексов, свидетельствует целый ряд данных, исходящих от самогоТолстого и его близких. Так, из письма Т. А. Кузьминской к Н. Н. Апостолову, мы узнаемследующее: "... Я писала (под диктовку) Л. Толстого: "нынче поутру, околочаса, диктовал Тане, но не хорошо, без волнения, а без волнения нашеписательское дело не идет (разрядка наша Г. С.). "... Левочка все читает и пытается писать, а иногда жалуется, чтовдохновения нет... ". Мы уже указывали на то, что под "вдохновением" понимается в устахэпилептоидного типа (см. вып. 1, том II этого "архива"). "Вдохновение" этопросто возбуждение. Из этого мы видим, что без "волнения" (или, что то же,без "вдохновения") у него "писательское дело" не идет". Это не значит,конечно, что в то время, когда не было возбуждения, он не работал. Толстой,как известно, заставлял себя работать и вне возбуждения, ибо при всякомтворчестве есть периоды черновой или подготовительной и всякой другойработы. Здесь речь идет о тех творческих периодах, когда он создавал (с большимподъемом) легко и с громадной продуктивностью. В это время его творчествосопровождалось не только возбуждением, но и необычайной гипербулией,свойственной также эпилептоидам в их периоды возбуждения. Это даетвозможность эпилептоиду проявить фанатическое упорство в достижениинамеченной цели. Так, например, в отношении созидания "Войны и мира" СофьяАндреевна говорит: ".... ни одно свое произведение Лев Николаевич не писал с такойлюбовью, с таким упорным постоянством и волнением (Разрядка наша Г. С.),как роман "Война и мир", это был расцвет его творческой силы.... Ценное признание о позитивной роли эпилептоидного возбуждения и аффектана его творческие силы дает Толстой в рассказе "Люцерн". Описывая то место, когда он угощал странствующего музыканта шампанскими когда вошедший швейцар сел бесцеремонно у их стола, его возбуждение сталонарастать. Толстой, между прочим, по этому поводу замечает: "Я совсемозлился тою кипящею злобой негодования, которую я люблю в себе, возбуждаюдаже, когда на меня находит, потому что она успокоительно действует на меняц дает мне хоть на короткое время какую-то необыкновенную гибкость, энергиюи силу всех физических и моральных способностей... Это замечательное признание говорит нам многое. Во-первых, что если он разряжается возбуждением и аффектом, то этодействует на него успокоительно. Во-вторых, что для нас ценнее всего, чтовозбуждение дает ему необходимую гибкость, энергию и силу всех способностей.Это лучше всего иллюстрирует нам психомеханизм его творческих способностей.Вот почему он любит это возбуждение и даже искусственно возбуждает в себеаффект. Эпилептоидное возбуждение и эпилептоидные экстазы, несомненно, давалиТолстому ряд особенностей в механизме его творчества. Так сопровождающаяся вместе с экстазом эпилептоидная гипермнезия давалаему целый ряд преимуществ. Прежде всего в отношении необычайной быстроты созидания своихпроизведений. Так, например, летом 1886 года, когда Л. Толстому пришлось лежатьдлительно в постели, вследствие рожистого воспаления (после ушиба ноги). Онлежа диктует драму "Власть тьмы". С. А. Толстая отмечает, что эта драмасоздавалась довольно быстро (стр. 253, Апостолов, "Живой Толстой", Москва,1928 г.). Невидимому, здесь также сыграло роль возбуждение при высокой t№рожистого воспаления. Софья Андреевна однажды отмечает:... я помню, говорил он: как приятно писать для сцены. Слова на крыльяхлетят... (Разрядка наша. Г. С.). Этими словами Л. Толстой прекрасноохарактеризовал свою гипермнезию в состоянии возбуждения. Клиницистам хорошо известны те состояния, когда "слова на крыльяхлетят". Количественный наплыв идей маниакального состояния свойственен такжеи при эпилептоидном возбуждении или экстазе. Отличительной чертой при наплыве идей эпилептоидов является характернаядля них гипермнезия, дающая в эти моменты обострение интеллектуальныхвосприятий и способностей. Здесь мы имеем не только простые количественные симптомы, но икачественные. При маниакальных состояниях, количественный наплыв идей, образовследует в порядке кинематографической смены образов, относящихся к реальнойтекущей жизни (быта, деятельности) и конкретных вещей. У эпилептоида этотнаплыв образов, если касается конкретных вещей и реальных сторон жизни,носит панорамный характер. Картины и образы появляются одновременно,укладываются один около другого, при чем конкретность и реальностьпереживания этих образов, перемешиваются с абстрактно-символическиммышлением, где принимают характер сгущения, что, в свою очередь, делает ихсклонными к метафизическим концепциям своих переживаний. У Толстого мы видим это в "Отрочестве" (стр. 238, гл. XXVII), где онговорит об этом таким образом: ".... В метафизических рассуждениях, которые бывали одним из главныхпредметов наших разговоров, я любил ту минуту, когда мысли быстрей и быстрейследуют одна за другой и, становясь все более и более отвлеченными, доходят,наконец, до такой степени туманности, что не видишь возможности выразить их,и, полагая сказать то, что думаешь, говоришь совсем другое. Я люблю этуминуту, когда, возносясь все выше и выше в области мысли, вдруг постигаешьвсю необъятность ее и сознаешь невозможность идти далее". Из этого отрывка мы видим характер его гипермнестических переживаний.Процесс обострения психических переживаний идет от конкретного к абстрактно- метафизическому, где он доходит до такого состояния, что "полагая сказатьто, что думаешь, говоришь совсем другое"... т. е. до моментов, где реальноемышление теряет свою конкретную форму и переходит в абстрактно -архаическое, где одни символы понятий замещаются другими (в отличие отманиакальных гипермнезий, где конкретная форма мышления сохраняет до концасвою реальность, несмотря на то, что "вихрь идей" не дает возможностиугнаться за ними). В этих эпилептоидных гипермнезиях теряется чувство времени.Пространственные восприятия не сообразуются с реальными восприятиями илипереплетаются с ними. Характерна также внезапность появления комплексов, поражающихэпилептоида, вследствие чего у эпилептоида при описании этого переживанияпрорывается характерное выражение: "вдруг". "Вдруг постигаешь"... говоритТолстой в вышеуказанном отрывке. Эти гипермнезий дают творчеству эпилептоида много качественныхпреимуществ, которые отмечаются и подчеркиваются самим Толстым. Описывая эпилептоидный экстаз Пьера перед женитьбой, когда он переживал"радостное", "неожиданное сумасшествие", Толстой говорит (в лице Пьера):"Может быть я и казался тогда странен и смешон. но я тогда не был такбезумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чемкогда-либо и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что... я былсчастлив". Этим Толстой хочет сказать: хотя переживая "радостноесумасшествие", (сиречь, экстаз эпилептоида), я казался ненормальным длядругих, но умственные мои способности не только не страдали (он "понималвсе. что стоит покидать в жизни"), наоборот, переживая гипермнезию, в этотмомент он "был умнее и проницательнее, чем когда либо ". Этим он ясно показал, какое колоссальное значение играли эти приступы"безумия" или радостного "сумасшествия" для его творчества. Он нам поясняет:"Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия". Почему? А потомучто проницательность гипермнестических переживаний для него имела огромноезначение в творчестве, ибо... "Все суждения, которые он, Пьер, составил себео людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегдаверными. "Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей ивещи, но, напротив, во внутренних сомнениях и противоречиях прибегал к томувзгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегдаоказывался верен... " (разрядка наша). Этим нам Толстой сам подтверждает, что он руководился гипермнезиями"счастливого безумия" в случаях надобности. Об этом он также говорит в "Анне Карениной", описывая счастливый экстазЛевина в день согласия Кити на брак с ним, и, переживая в этом экстазетакого рода гипермнестические переживания во время заседания в тот же вечер,Толстой между прочим подчеркивает: "Замечательно было для Левина то, что они все (т. е. всеприсутствовавшие ему незнакомые члены заседания (Г. С.) для него нынче быливидны насквозь и по маленьким прежде незаметным признакам он узнавал душукаждого и ясно видел, что они все были добрые.... Тут перед нами Толстой вскрывает всю, так сказать, механикутолстовского творчества: психомеханизм его гипермнестических переживаний.Пользуясь свойством его гипермнезий "по маленьким, прежде незаметнымпризнакам, узнавать душу каждого" и способностью благодаря этому "видетьвсех насквозь" Толстой мог создавать с тонким психологическим проникновениемсвоих героев. Этим же объясняется его необычайное свойство по внешнимвыразительным движениям человека тонко и проникновенно характеризоватьдушевные переживания человека и животного. В этом его свойстве Толстой еще вюности в себе отмечал (в главе XXVI "Юности")... склонность придаватьзначение самому простому движению составляла во мне характеристическую чертутого времени... (Разрядка наша). Нет сомнения в том, что эта способность результат его гипермнестическихпереживаний и здесь, можно сказать, кроются его необычайная сила испособность при вскрытии "физиологического" и "психического" нутра егогероев. Резюмируя все, что можно отметить в отношении симптоматики творческихприступов Л. Толстого, мы можем сказать следующее: 1. Симптоматология содержания творческих комплексов естьсимптоматология содержания эпилептоидных переживаний. Комплексы чувстванедостаточности эпилептоидной личности и их противоположность комплексчувства сверхценности (как компенсация недостаточности). Находясь вовзаимном противоречии эти комплексы постоянно антагонизируют между собой всилу выше упомянутой полярности. Создается комплекс постоянной ибеспрерывной борьбы 2-х антиподов в одной и той же личности: отсюдапостоянная борьба с самим собой и с внешним миром. Комплекс этой борьбы -- основной стержень, основное содержаниетворческих комплексов. Сознательно или бессознательно все его герои болееили менее воплощают эти комплексы борьбы со всеми последствиями этой борьбы(часто в представлении эпилептоида с исходом в припадок, смерть, мистику ипроч. упадочный исход этой борьбы как это мы видим у Толстого). Такова основная симптоматика содержания творческих комплексов Толстого.Такова же симптоматика и других эпилептоидов (Достоевский, Флобер,Чайковский и проч.) Эпилептоидная структура творческих комплексов везде уних преломляется сквозь резкие различия среды, эпохи, класса, с определеннойзакономерностью биологического закона. Можно определенно сказать: там, где есть такое строение творческихкомплексов у данной личности, можно определенно ставить диагноз:эпилептоидное творчество (без того, чтобы знать историю болезни даннойличности). 2. Механизм выявления творческих комплексов отличается следующимисимптомами: Эпилептоидное возбуждение (в хорошей компенсации) есть основной симптомэвропозитивного приступа эпилептоида. Он же составляет основной рычагдинамики при выявлении творческих комплексов. Сопровождающиеся при этихслучаях эмоциональные симптомы: эпилептоидные экстазы, "вдохновения",чувство "высшего счастья" дополняют этот основной симптом и дают емуспецифический колорит. Этот же симптом возбуждения сопровождаетсяэпилептоидной гипербулией. Со стороны симптоматики интеллектуальной сферы: эпилептоиднаягипермнезия, дающая характерное обострение интеллектуальных процессов уТолстого. Эта гипермнезия особенно остро направлена на восприятиявыразительных движений, и не менее в сторону психического анализа. Вследствие специфической тенденции эпилептоидной гипермнезииразвиваться в сторону абстрактно-метафизическую, симптом перескакивания отконкретного мышления в абстрактно-метафизическое, характерно длятолстовского механизма творчества (в особенности в периоды недостаточнойкомпенсации, тогда он доходит до мистики и до крайней упадочности). Все эти основные формальные симптомы творческого механизма выявлениякомплексов закономерны также для всех творческих эпилептоидов. Обе группы симптомов, само собой разумеется, тесно переплетаются междусобой и составляют единый симптомокомплекс эпилептоидных приступовтворчества.









Date: 2016-07-22; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию