Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественно-публицистические жанры
Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Основные представители здесь — очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон и памфлет. В небольшой зарисовке органически переплетаются черты, признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка — этюд, эскиз с натуры. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко. Не подымаясь до обобщений, не применяя в полной мере средства типизации, зарисовки изображают в очерковой форме какое-то одно явление, событие, могут быть сюжетными и бессюжетными, о конфликте и бесконфликтными. Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран. В основе портретного очерка — рассказ о человеке, его жизни, мнениях. Но не каждая судьба может послужить темой для написания очерка, а лишь та, которая наиболее ярко отразила эпоху, социальную действительность, личность, ее значение в конкретных обстоятельствах. Анализ диалектики единичного в процессе развития общего позволяет журналисту увидеть определенные закономерности прогресса, показать способы разрешения противоречия, смысл движения вперед. Однако порой журналист (особенно начинающий) увлекается подробным пересказом биографии героя, анкетных данных. Обилие материала, фактов, взятых «по порядку», не останавливает внимания, не позволяет вычленить характерные, определяющие моменты в жизни человека. В проблемном очерке человек останется как бы на втором плане, автор прежде всего анализирует важную проблему в ее конкретных проявлениях, действиях отдельных людей и коллективов. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяет публицисту вести масштабный разговор по актуальным вопросам. Научно-популярный очерк ставит целью рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком, доступно и популярно. Путевой очерк — один из старейших видов художественной публицистики — первоначально развивался в литературе и рассказах «бывалых людей». Достаточно вспомнить «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Позже к этому жанру прибегали многие русские писатели — А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. В очерке применяются различные средства художественной типизации, показ таких ее аспектов, как портрет героя, его речевая характеристика, пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел и домысел. Очерковый материал выигрывает, если в его основе показ конфликта, а также сделан точный психологический анализ. Очень важны композиция и сюжет — крючок, с которого никогда не срывается человеческое любопытство. Композиция, например, может быть мозаичной (портрет героя рисуется мазками), веерной (в центре — герой, к которому сходятся мнения о нем разных людей), ступенчатой (из жизни героя приводятся интересные эпизоды разных лет) и т. д. Природа очерка такова, что в нем могут быть «пересечения» самых разных жанров — репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции, что свидетельствует о жанровой свободе, подвижности очерка, позволяет автору при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала вести разговор непринужденно, меняя тональность повествования, ритмику изложения. Сатирические жанры строятся на широком использовании иронии, сарказма, сатиры, поэтому важно различать эти понятия, сопоставлять их с юмором. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающим смех недостатком чувствуется что-то положительное, привлекательное, серьезные реальные достоинства. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному. Смешное и безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, а только как противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающем у него ироническое отношение. Когда предмет этот или лицо выступает как торжествующая сила, ирония, становясь бичующей, гневной, негодующей, иногда проникаясь горечью, переходит в сарказм. Вместо того, чтобы спокойно и несколько высокомерно разить сверху, она начинает биться со своим противником — хлестать и бичевать его. Истинная ирония всегда направлена на свой объект с каких-то вышестоящих позиций, она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной. Итак, юмор — это безобидное, беззлобное выставление людских недостатков и слабостей, сатира — гневное и резкое высмеивание, И разница, однако, не столько в силе, сколько в объекте насмешки, в принципиальной авторской позиции по отношению к объекту — положительной или, наоборот, отрицательной. Юмор и сатира — это комическое, применяемое в различных целях. Сатира есть использование комического для критики общественно вредных явлений. Во всех других случаях использование комического будет юмором. Давно замечено: ничто так не обезоруживает порок, как сознание того, что он угадан и по его поводу уже слышен смех. Если критическая заметка в газете сообщает о конкретном факте, указывает виновников, точный адрес, то в сатирической заметке добавляется образный иронический комментарий. Он подчеркивает, к примеру, расхождение между словом и делом персонажей, расхождение, усиленное до крайности. Журналисты используют при этом прием параллели, контрастной, весьма эффективной без авторских разъяснений, т.к. читатель в состоянии сам понять и оценить противопоставление. Однако наиболее распространенным является прием последовательного комментария как бы попутной сатирической ретуши. На иронии строится и фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фактов и явлений действительности. Причем фельетонный факт должен обладать двупиковостью: первый пик (общественно вредная суть факта) возбуждает у читателя гнев, а второй пик (комическая сущность того же факта) — насмешку [11]. Второй пик достигается при условии, если исходный факт будет обладать парадоксальностью, то есть содержать противоречие между претензиями героя и его возможностями, должностью и поведением, средствами и целью, формой и содержанием, замыслом и результатом, словом и делом, идеалом и практикой, поступком и здравым смыслом. Если исходить из газетной практики, то точнее было бы следующее определение жанра фельетона: сатирический жанр публицистики, полемически насыщенный, своими специфическими средствами вскрывающий суть отрицательного явления, факта, построенный на литературно-художественных образах. Фельетон — это синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки). Сатирический образ, как и художественный — это диалектическое единство частного и общего, диалектического и типического. Как форма газетной публикации фельетон требует максимально фактической основы, как литературная форма — нуждается в фантазии художника. На пересечении факта и фантазии и рождается сатирический образ; когда частная история отдельного случая переходит в результате развертывания фельетона в большую, частный факт приобретает социальное звучание. Фельетонист отыскивает другое явление, связанное по ассоциации с данным жизненным фактом, и на основе найденного и подчеркнутого сатирического сходства или различия делает обобщение. Фельетонный образ несет в себе параллели по отношению к ассоциативной теме, заявленной вначале. Автор прибегает к развернутым сопоставлениям — эпизодам, публицистическим отступлениям, сюжетным ходам, комментирует их, создает сатирические характеристики. В фельетоне может быть раскрыт персонифицированный образ — образ-персона (конкретный носитель зла — должностное или частное лицо) или образ-тезис, когда необходимо обобщить разрозненные факты, изучить социальную ситуацию, обличить негативное явление. Например, в свое время газета «Труд» решила высмеять формальные, ненужные начинания. И журналист, строя образ-тезис, начинает с вымысла. Он пишет, что ему при большом стечении народа открыли памятник за «грандиозную победу в двухмесячнике вытирания ног при входе в учреждение». «Как же мне быть в связи с открытием памятника и одновременным завершением двухмесячника, — размышляет фельетонист. — Надо сказать, что порывы недоумения посещают не только меня». Он перечисляет различные объявляемые декады и месячники. Доказывая, что они не нужны, так как речь идет об элементарном выполнении людьми своих прямых обязанностей, автор заканчивает фельетон на сатирической ноте: «Славы хочется нестерпимо. Любой ценой. Только чтоб поменьше труда и напряжения мысли. И вот в строй дельных и нужных починов норовят протиснуться всевозможные начинания типа: «На работу — каждый день!», месячники «Не укради!» и инициативы «Семь дней без хамства». И уже названы победители. Уже улетает в голубое небо пустозвонное «ура» и лопается в плотных слоях атмосферы. А я стою в тени своего памятника и думаю о жизни. О предстоящем месячнике глубокого дыхания носом» [12]. Важнейшим средством сатирической типизации является вымысел. Он может быть полным или «с подселением», когда реальный герой взаимодействует с придуманным фельетонистом. И. Ильф и Е. Петров в фельетоне «Необыкновенные страдания директора завода», чтобы высмеять «толкачей», пытавшихся выбить на Горьковском автозаводе дефицитные автомобили, к подлинному директору «подселили» придуманный персонаж — настырного «доставалу» Гнушевича. Когда директор садился в автомобиль, чтобы ехать домой, ему подали маленький розовый конвертик. «Там была записка. Она благоухала. «Я люблю Вас. Вы такой интересный, непохожий на других директоров. Буду ждать у почтамта в шесть часов. В зубах у меня будет красная роза. Придете? Приходите! Ваша Женевьева». А было как раз шесть часов. А путь как раз пролегал мимо почтамта. А чужая душа — потемки. А сердце — не камень. А директора — тоже люди. Так устаешь от бездушного отношения. И мы же, в общем, не монахи, так сказать, не игумены. А тут, кстати, весна, и вскрываются реки, и гремит лед, и дует какой-то бешеный ветер. И директор попросил остановиться у почтамта. На ступеньках почтамта с красной бумажной розой в перламутровых зубах стоял Гнушевич» [13]. Украшают фельетонный текст и однофразовые остроты — микросколки больших приемов смешного. Рисуя внешность дебошира, С.Нари-ньяни писал: «Волос у него было на одну драку». У остроумия есть загадочное свойство. Заявление: «Н.Н. — дурак» звучит грубо и бездоказательно. А скажи: «Было у матери три сына, двое умных, а третий — Н.Н.», и то же обвинение, но выраженное в непрямой, шарадной форме, приобретает по каким-то таинственным законам мышления дополнительную ударную силу, впечатляет почти как доказательство, хотя, конечно, никакой доказательной силой не обладает. Смешное начинается с отказа от нормального, лобового способа выражения обидной, оскорбительной для кого-то мысли, от отказа назвать кошку кошкой. Если человек называет кошку «тигром-недоноском», то он тем самым уже ступил на тропу юмора. Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Памфлет — редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского («Письма темных людей», 1515 г.), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантегрю-эль», 1534 г.). Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с дис-сертерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли» Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» П.Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» В.Г.Белинского распространялось в списках. Конкретный факт, являющийся оперативным поводом появления памфлета, анализируется в совокупности с рядом фактов, характеризующих события и деятельность «героя». Эту закономерность творчества памфлетиста можно проследить на памфлетах Ярослава Галана против католической церкви. Памфлет «Плюю на папу!» (18 июля 1949 г.) начинается с оперативного повода: «13 июля 1949 года в моей жизни произошло знаменательное событие: папа Пий XII отлучил меня от церкви. Отлучил, как отлучают теленка от коровы. Без предупреждения». А вот предпоследний абзац другого памфлета «На службе у сатаны»: «У папы Пия XII было 260 предшественников, история их жизни и деятельности — это история крови и позора. Даже в тумане раннего средневековья мне не обнаружить такого государства, такой власти, которая бы настолько прославилась двоедушием, лицемерием, алчностью, продажностью, тайными и явными убийствами, грабежами и темными махинациями, как "папская держава Божьих наместников"». Вскоре после публикации памфлетов Галан пал от руки подосланного убийцы. Из современных публицистов с памфлетами часто выступал журналист-международник «Известий» Мэлор Стуруа, который в центр мировых событий ставил конкретных деятелей. Сегодня памфлеты практически исчезли, да и фельетоны также стали редкостью. Мы говорили о жанрах газеты, Однако примерно то же можно сказать и о жанрах эфирной журналистики. Так, в телевидении различают информационные жанры, к числу которых можно отнести хронику (краткое устное сообщение, сопровождаемое порой фото или коротким видеороликом), заметку (видеосюжет), интервью (его разновидность — пресс-конференция), отчет, репортаж; к аналитическим — корреспонденцию, беседу, дискуссию, комментарий, обозрение; к художественно-публицистическим — очерк, зарисовку, эссе. В последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитичный характер. Жанровая палитра пополняется новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться новая рубрика «Журналистское расследование», которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготовки (сопоставление поведения людей в расследовании, выдвижение журналистских версий, привлечение в текст элементов репортажа, корреспонденции, очерка, использование документов и т.д.). Элементы других жанров можно заметить и в традиционных жанровых материалах. Например, корреспонденция с целью придания ей живости может начинаться с зарисовки или репортажного «кусочка». Выводы Будучи социальным институтом, журналистика через систему средств массовой информации оказывает влияние на общественные процессы, активно участвует в политической деятельности: представляя те или иные социальные слои; зная их нужды и потребности, конкретное средство массовой информации добивается реализации этих нужд, используя возможности власти, государства, применяя для этого специфические средства, прежде всего публицистику. Отстаивая интересы «своего» социального слоя, редакция СМИ должна с уважением относится к потребностям других слоев, а значит выступать за диалог с другими СМИ, избегая конфронтации. Только тогда можно говорить о целостной и гармоничной системе журналистики. Печатная пресса (газеты, журналы, дайджесты) и пресса электронная (эфирное и кабельное телевидение, радио, документальное кино и видеовещание) составляют ядро журналистики как системы СМИ. Внутри каждой группы наблюдается разнообразие типологических характеристик. Газеты делятся на массовые и качественные, общеполитические и развлекательные, деловые и рекламные и т.д. Широка тематическая палитра телевидения. А радиостанции — государственные и коммерческие — озабочены поиском формата, связанного с единством стилевых и тематических направлений. Соперником традиционных средств массовой информации становится быстро набирающий сил Интернет. На успешную работу средств массовой информации существенно влияет развитие инфраструктуры журналистики. Если информационная инфраструктура се- годня бурно развивается, то техническая находится в стадии глубокого кризиса из-за недостаточного финансирования, необходимого для обновления и реконструкции типографий и телерадиоцентров. Нуждаются в совершенствовании и другие виды инфраструктуры: законодательная база журналистики и процесс подготовки журналистов, способных эффективно работать в современных газетах, на радио и телевидении, в информационных и рекламных агентствах, организациях «паблик рилейшнз». В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию проблемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно подготовить легче и лучше, если соблюдать требования избранной его формы — жанра. Информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры не отделены друг от друга жесткими границами: в публикации, подготовленной в том или ином жанре, автор порой привлекает элементы и других жанров. Особенно это видно на примере материалов рубрики «Журналистского расследования». С течением времени меняются и особенности журналистских жанров, система которых — в постоянном развитии. Контрольные вопросы и задания 1. В чем заключается политическая деятельность средств массовой информации? 2. Газеты полярных идеологических направлений. Могут ли они мирно сосуществовать в системе СМИ? При каких условиях? 3. С какими проблемами инфраструктуры журналистики Вы встречались? Отвечает ли современным требованиям подготовка журналистских кадров, или надо, на Ваш взгляд, вносить в нее какие-то коррективы? 4. Расскажите, как практически журналисту (особенно начинающему) достичь высокой методологической культуры. 5. Нужно ли, приступая к написанию материала, заранее планировать в каком жанре его подать, или это необязательно? Бывает и так: думал написать репортаж, а в итоге получился фельетон. Как вы оценили бы подобную жанровую метаморфозу? 6. Какие основные требования предъявляются к газетной информации, всегда ли следует соблюдать правило пирамиды и всегда ли нужен «лид»? 7. Какие «лиды» из перечисленных выше Вам кажутся наиболее интересными? 8. Сделайте домашнее задание: интервью, реплику, комментарий на любую актуальную тему. Определите их качественный уровень на аудиторном занятии. 9. Какие виды рецензий Вы знаете? Проанализируйте несколько рецензий, опубликованных в прессе за последний месяц. 10. В чем сходства и различия интервью и репортажа, заметки и отчета, статьи и корреспонденции? 11. Сделайте разбор корреспонденции. Найдите в ней элементы других жанров: зарисовки, репортажа, отчета и т.п. 12. Какие виды сюжета в газетном очерке Вы знаете? Проиллюстрируйте последними публикациями. 13. В чем разница между зарисовкой и очерком, сатирической заметкой и фельетоном, фельетоном и памфлетом? 14. В чем состоят художественное, публицистическое и сатирическое начала в фельетоне? 14. Какие средства типизации применяются в очерке и фельетоне? Покажите их, проанализировав последние публикации этих жанров в средствах массовой информации. 15. В чем особенности рубрики «Журналистское расследование»? Проанализируйте один-два материала этой рубрики, раскройте специфику жанра. 16. Ваш прогноз развития журналистских жанров в газете, на телевидении и радио? Примечания: 1. Ученова В. В. Исторические истоки публицистики. — М., 1972. С. 10. 2. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. С.37 —38. 3. Венгеров А.Б..Богданов В.Л. О свободе массовой информации и ответственности журналистов // Российская газета. 1995. И июня. 4. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. — М., 1996. С.106. 5. Вся Россия будет печататься у Лужкова // Коммерсантъ-Дейли. 1998. 6 августа. 6. Федеральная целевая программа «Поддержка государственной полиграфии и книгопечатания в 1996 — 2001 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. // Российская газета. 1996. 22 ноября. 7. Справка Министерства экономики Российской Федерации // Текущий архив администрации Санкт-Петербурга. СПБ., 1995. 8. Федеральная комплексная программа «Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания в 1995-2000 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1994 г. // Российская газета. 1994. 21 декабря. 9. Введение в теорию журналистики: Уч.-метод, пособ. / Сост. Е. П. Прохоров. — М., 1993. С.110-111. 10. Работа современного репортера: Программа / Сост. М. И. Шостак. — М., 1996. С.10-11]. 11. Виленский М. Как написать фельетон. — М., 1982. С. 14. 12. Жадан О. В деле достижения успехов // Труд. 1986. 13 июля. 13. Ильф И., Петров Е. Собр. соч. В 5-ти томах. Т.З. — М., 1961. С.240. Приложение ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «Подготовка статьи, очерка, фельетона» Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях по «журналистике», следует рассматривать следующие узловые моменты: 1. Журналистское произведение как тип текста. 2. Журналистский текст как результат особого рода творчества. 3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста. 4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста. 5. Оперативное отражение действительности в журналистике. 6. Журналистское творчество и культура. 7. Закономерности журналистского творчества. 8. Право и этика журналиста. СТАТЬЯ. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПОДГОТОВКА СТАТЬИ» Роли сотрудников городской газеты играют: Корреспондент — студент Редактор отдела — студент Ответственный секретарь — студент Главный редактор — студент Действие первое. Журналист работает над статьей. Студент приносит на занятие написанный дома материал. Задание студенту. Докажите, что представленный Вами материал — статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как «работают» в Вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис и антитезис, индукция и дедукция, система аргументации. Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела: 1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи. 2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации? 3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовку. 4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору. Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря. 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Согласны ли Вы с рубрикой и заголовком? 4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел. Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание студенту, играющему роль главного редактора: 1. Дайте оценку материала. 2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта. 3. Определите возможную реакцию читателей на этот материал. 4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно): Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостатки материала. Действие шестое: Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материалу, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. ОЧЕРК. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПОДГОТОВКА ОЧЕРКА» Роли сотрудников редакции городской газеты играют: Очеркист — студент Редактор отдела — студент Ответственный секретарь — студент Главный редактор — студент Действие первое. Журналист пишет очерк. Студент приносит на занятие написанный дома материал. Задание студенту. Докажите, что представленный Вами материал — очерк. Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы. Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором Вы пишите. Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела: 1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка. 2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки? 3. Дайте оценку заголовку. 4. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку. Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря: 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Согласны ли Вы с заголовком? 4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел. Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание студенту, играющему роль главного редактора: 1. Дайте оценку материалу. 2. Определите возможную реакцию читателей на этот материал. 3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание студентам, играющим роль сотрудников редакции: Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостатки материала. Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. ФЕЛЬЕТОН. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПОДГОТОВКА ФЕЛЬЕТОНА» Роли сотрудников редакции городской газеты играют: Фельетонист — студент Редактор отдела — студент Ответственный секретарь — студент Главный редактор — студент Действие первое. Журналист пишет фельетон. Студент приносит на занятие написанный дома материал. Задание студенту: Докажите, что представленный Вами материал — фельетон (а не сатирическая заметка, реплика). Покажите, достаточно ли тех средств сатирической типизации, которые Вы использовали для создания сатирического образа. Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела: 1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру фельетона. 2. Способна ли публикация материала вызвать у читателя гневно-насмешливую реакцию? 3. Дайте оценку заголовку. 4. Сделайте необходимую правку или верните материал автору на доработку. Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря: 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в отдел. Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание студенту, играющему роль главного редактора: 1. Дайте оценку материала. 2. Определите, точно ли названы адреса критики. 3. Определите возможную реакцию читателей на этот материал. 4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостатки материала. Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. ЛИТЕРАТУРА 1. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. — Саранск, 1996. 2. Введение в теорию журналистики. Уч.-мет. пособ. в 2- х ч. / Сост. Е. П. Прохоров. — М., 1993. 3. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок. Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997. 4. Ворошилов В. В. Экономическая пропаганда в газете на современном этапе. —Л., 1987. 5. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. 6. Кулев В. С. Деловая пресса России. — М., 1996. 7. Менделеев А. Г. СМИ в современном обществе. — М., 1993. 8. Обозрение как публицистический жанр: Метод, указ. / Сост. С. В. Смирнов. — Л., 1989. 9. Организация деловой игры «Подготовка статьи (очерка, фельетона)»: Метод, указ. / Сост. В. В. Ворошилов. — Л., 1990. 10. Пельт В. Д. Жанры советской газеты. — М., 1987. 11. Сатирические жанры в газете: Метод, указ. По современной теории публицистических жанров. / Сост. В. В. Ворошилов. — Л., 1989. 12. Теория и методика журналистского творчества: Программа лекционного курса / Ким М. Н., Мельник Г. С., Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. — СПб. 1998. — 24 с. 13. Шостак М. Интервью. Метод и жанр. — М., 1997. 14. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. — М., 1985. Глава 3 Date: 2016-07-22; view: 543; Нарушение авторских прав |