Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности журналистского расследования
Рассматривая содержание произведений в отечественной журналистике, мы обычно относим их к одной из трех групп жанров: информационным, аналитическим или же к художественно-публицистическим. Когда же говорим о западной прессе, то упоминаем, что, скажем, в США есть прецизионная (точная) журналистика и журналистика расследовательская. У нас до последнего времени такого членения не было (впрочем, некоторые издания уже стали венчать крупные публикации рубрикой «Журналистское расследование»). Однако есть давняя традиция: в статье, корреспонденции, очерке, фельетоне авторы в подлинном смысле исследуют ту или иную проблему, ведут расследование конкретных явлений, ситуаций, конфликтов. И публикации оставляют заметный след в читательской аудитории, если подготовлены скрупулезно, всесторонне, глубоко. Два примера из недавнего прошлого. Чтобы написать статью о создании в Западной Сибири крупнейшей базы нефтяной промышленности, журналисту Александру Мурзину пришлось проштудировать триста научных докладов, в которых о регионе говорилось все; вплоть до того, что будет к 2000 году с климатом, травой, рыбой этого края. И все это обилие фактов журналисту надо было спрессовать в два-три куска по восемь страниц каждый [28]. В «Известиях»13 мая 1984 года была опубликована последняя неоконченная статья Анатолия Аграновского «Сокращение аппарата». К ней прилагались записи из блокнота журналиста, которые показывали, насколько глубоко была исследована им сложнейшая экономическая проблема. Краткие, фрагментарные строки из блокнота свидетельствовали о научном подходе публициста к анализируемым вопросам. В наше рыночное время, в условиях многопартийности и свободы слова исследовательско -расследовательское амплуа остается для журналистов таким же сложным. Но оно стало еще и опасным. За попытку разоблачения коррупции в армии в 1995 г. был убит журналист Дмитрий Холодов. В 1997 г. погиб липецкий собкор «Комсомольской правды» Валерий Кривошеев, рассказавший о том, как высокопоставленный московский чиновник строит для себя роскошный дачный комплекс на 75 заповедных гектарах, как неправедно выселяли монашек из монастыря или как бестолково руководит районом глава администрации. Публикацию под заголовком «Велика Россия, а дурь девать некуда» «Комсомольская правда» опубликовала 5 сентября 1997 г., а три дня спустя — 9 сентября, в связи с убийством автора, газета писала: «Жанр расследования — один из самых сложных в газетной работе, «руды» нужно перелопатить тонны, а сверкнет ли на дне дорогой «алмаз», еще неизвестно. Кривошеев работал так, чтобы каждое слово можно было подтвердить документально». В тот год (1997), по данным Фонда защиты гласности, были убиты 15 журналистов, избиты 43 (из которых 10 — представительницы слабого пола), захвачен в заложники 21, а 19 незаконно задержаны правоохранительными органами [29]. Аналитическая публикация, основанная на исследовании или расследовании, обладает высокой новостной ценностью и большой общественной значимостью и появляется в прессе благодаря инициативе и энергии журналиста — автора, у которого сильно желание служить обществу, отстаивать правду и справедливость. Подобный материал дает возможность завоевать добрую репутацию не только публицисту, но и газете, для которой он пишет, поднять рейтинг издания, укрепить доверие читателей. Но инициатива и энергия автора стимулируются его талантом, природным чутьем, знанием методологии исследования и расследования, умением строить солидную и основанную на убедительных фактах логическую структуру материала, раскрывающего процесс возникновения проблем и пути их наилучшего решения. В энциклопедических словарях нет понятия «журналистское исследование». В них говорится лишь об исследовании научном, которое представляет собой процесс выработки нового научного знания, один из видов познавательной деятельности. Его основные компоненты: постановка задачи, анализ информации, формулирование и проверка гипотезы, эксперимент и т.д. [30]. Журналистское исследование роднит с научным общая методология познания социальных явлений — стержень методологической культуры журналиста, применяемые последним общенаучные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование. Однако другие сферы этой культуры достаточно специфичны. Речь идет о журналистской методологии: не только о научном обобщении, но и о художественном осмыслении информации, принципах изложение текста [31].Фактическую документальность журналист соединяет с авторским мнением и комментарием, выраженным свободно, раскованно. Факт, проблема, концепция — важнейшие компоненты логической структуры текста [32]. При этом наибольшая эффективность достигается, если обеспечивается: а) близость журналистского произведения аудитории; б) ситуационность повествования, когда обсуждение проблем, ход аргументации, представление выводов и предложений «вращаются» вокруг конкретных жизненных ситуаций; в) драматизм повествования, неизбежный при анализе конфликтов, диалоге, искании истины [33]. В отличие от логической группы творческих факторов эффективности, связанных с содержанием произведения, психологические факторы призваны облегчить восприятие информации, добиться большего взаимодействия с аудиторией, привлечь и удержать ее внимание. Панорама текущей жизни общества (событий, процессов, явлений, проблем, поступков, характеров и т.д.) может получить адекватное отражение именно в журналистском исследовании, особенно если рационально-понятийное автор сопрягает с эмоционально-образным. В социальной действительности довольно часто противоречия обостряются настолько, что нерешаемость проблем ведет к предконфликтному напряжению, а затем и к конфликту. В этом случае журналист чаще всего ведет расследование. Согласно словарям русского языка глаголы «исследовать» и «расследовать» имеют по два значения. Исследовать — 1) подвергнуть научному изучению, рассмотрению; 2) осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь. Расследовать — 1) подвергнуть всестороннему изучению, рассмотрению (факты, обстоятельства, дело); 2) расследовать преступление, осуществить следствие. Как видим, смена глагола привела к потере эпитета «научный». Журналистское расследование отличается от того, что ведут правоохранительные органы. Выдвигая вначале несколько версий происшествия, следователи останавливаются затем на одной, и эта истинная, доказанная, по их мнению, версия становится основой обвинительного заключения. Журналист, строя вероятностные предположения о причинах и виновниках критической или криминальной ситуации, ничего не утверждает окончательно. Его цель — привлечь внимание аудитории к описываемому явлению или герою публикации, заставить читателя или телезрителя поразмышлять о случившемся. Частое появление журналистских версий обусловлено тем, что, во-первых, освобожденная от оков цензуры пресса может безбоязненно вести речь о любых событиях и личностях; во-вторых, из-за ограниченного доступа к нужной информации журналист подчас не может оперативно и в то же время достоверно анализировать «кричащие» события, опираясь только на проверенные факты — ограничиваясь неполнотой сведений, он строит определенные предположения; в-третьих, версия весьма удобна в политической борьбе, когда, ничего не утверждая окончательно, можно бросить тень на противника, оппонента; в-четвертых, опубликованная версия побуждает героя выступить с репликой, опровержением, высветить свою позицию и тем самым пролить свет на новые факты, по мере накопления которых у журналиста появляется хороший повод для возвращения к затронутой теме [34]. Версия дает возможность привлечь внимание аудитории к важным явлениям жизни и отдельным персонам, предоставляет ей материал для размышлений, задает этим размышлениям определенное направление. Конечно, чаще всего журналист прибегает к версиям из-за чинимых в ходе авторского поиска препятствий: осмысливая их причины, он пишет о своих догадках, оставляя выводы незавершенными. Однако причиной увлечения журналиста версиями может быть и его недостаточная компетентность в вопросах, о которых он решил написать. К примеру, автор большой публикации в газете «Новости Петербурга» высказывает предположение, что созданная в СССР в семидесятые годы знаменитая «бомба» против гриппа может привести к возникновению раковых заболеваний. Опросив сторонников и противников вакцины, автор весь в сомнениях (на чью сторону встать?), заканчивает разговор призывом к научной общественности «определиться» [35]. Что же касается сбора и обработки фактов, то их методика в журналистском расследовании примерно такая же, как и при исследовании, хотя здесь могут быть свои особенности: анонимные источники информации, конфиденциальные сведения, более трудное общение с героями, препятствия на пути установления истины. К итогам журналистского расследования следует отнести не только сенсационные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Поводом для подготовки всех этих материалов является конфликт. К примеру, газета пишет о коррупции, а это конфликт человека с законом. Конфликт — это предельный случай обострения противоречия. Возникновение, развертывание, созревание, обострение и разрешение противоречий проявляются в действиях людей, реализующих свои цели, интересы, потребности. На стадии обострения создается конфликтная ситуация. Возникший внутри нее какой-либо инцидент может трансформировать ситуацию в столкновение, или конфликт. В структуре конфликта следует различать субъекты — противостоящие социальные силы и объект — социальную сферу как предмет интереса этих сил. Конфликты бывают: по масштабу распространения — глобальными, национальными, локальными (региональными) и частными; по сферам проявления — экономическими, политическими, экологическими, межнациональными, вооруженными, бытовыми; по характеру проявления — обостряющимися, затухающимися, затяжными, разрастающимися. Довольно часто журналисты сталкиваются с затяжными конфликтами, настолько острыми и бесконечными, что средствам массовой информации остается лишь вести летопись, хронику нескончаемых противоречий. Среди них конфликты между обществом и преступниками, коррупционерами; властью и политическими партиями; коллизии, возникающие из-за невыплаты в срок зарплаты, пенсий и т.д. Журналист может расследовать конфликты социальные, трудовые, моральные, межличностные и внутриличностные. Социальные, экономические, духовные противоречия в ходе общественного развития, могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально обусловленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутриличностный конфликт), так и через прямое, публицистическое истолкование автором драматического момента, его открытый анализ, «вторгающийся» в повествование. Журналисту, пишущему о социальных конфликтах, важно овладеть методикой социологического Йнализа как инструментом прогнозирования ситуаций. Но ему необходимо быть и психологом, если он анализирует трудовой и особенно моральный конфликт. Стремясь осознать конфликт, важно выделить главное противоречие, приведшее к столкновению, а на стадии его созревания — заранее распознать «детонаторы» взрыва. Особенность социального конфликта в нынешних условиях в том, что он протекает в ситуации тотального кризиса, охватившего все сферы общественного бытия и сознания, что обусловливает чрезвычайную остроту столкновения, преобладание стихийных форм социального недовольства. Рынок усиливает социальное неравенство в обществе, характерное для этапа первоначального накопления капитала, обостряет противоречия между порожденными процессом демократизации социальными ожиданиями (они отражаются в психологическом настроении, экономических и политических требованиях населения) и ухудшением реальной экономической ситуации. Здесь уместно вспомнить известный в социологической литературе эффект французского философа Алексиса де Токвиля: «Зло, которое переносилось терпеливо, как нечто неизбежное, кажется непереносимым при мысли, что от него можно избавиться». По мнению исследователей, социальный конфликт проходит ряд стадий: 1. Норма. 2. Скрытая, невидимая стадия нарастания напряженности, выше нормы, но еще не осознанная участниками событий. 3. Стадия проявления напряженности, роста недовольства и осознания конфликтной ситуации, выработки требований. 4. Инцидент, или критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт. 5. Стадия ускоренного развития социального конфликта. 6. Пик, кульминация конфликта. 7. Спад социальной напряженности [36]. Сюжет публикации о социальном конфликте можно строить по-разному. Вариант первый: начать с описания первых стадий развития напряженности, а закончить рассказом об инциденте. Второй вариант: описание столкновения дать в начале материала, после чего проанализировать, что предшествовало переходу нормы в конфликтную ситуацию, а затем и в конфликт. Третий вариант: короткое начало, информация о конфликте, затем неоднозначные, порой взаимоисключающие трактовки ситуации, предлагаемые представителями противоборствующих сил, а в конце — комментарий социолога, политолога или редакции. Иногда редакция, публикуя острый материал на внутренней полосе, выносит на первую обращение к социальным институтам. Анонсируя статью о том, что в г. Ленинск-Кузнецкий, стал мэром руководитель преступной группировки, «Известия» публикует следующий текст: «Вопрос к законодателю: намерена ли Государственная Дума в срочном порядке латать дыры в законодательстве, позволяющем ныне лицам с преступным прошлым легально проникать на любые государственные должности? Вопрос к Совету безопасности РФ, в чью компетенцию входит обеспечение безопасности личности, общества и государства: какие меры он намерен предпринять для выполнения этой своей главной функции? Вопрос к правоохранительным органам — ФСБ, МВД, Прокуратуре: способны ли они преодолеть паралич перед напором наглеющей организованной преступности вообще, и что будет сделано для наведения порядка в конкретно взятом населенном пункте? Вопрос к Президенту: кто, если не гарант Конституции, должен объединить усилия по предотвращению криминализации власти?» [37]. Первым на публикацию отреагировал президент России Б. Н. Ельцин. Уже через два дня он дал письменное поручение генеральному прокурору, министру внутренних дел, директору ФСБ создать совместную следственную группу для расследования ситуации [38]. Многогранности расследования можно добиться, показывая социальный конфликт не в стадиально-хронологическом, а в пространственном разрезе. В середине девяностых годов социальную напряженность в обществе вызвало крушение финансовых пирамид — таких как МММ, Хопер, Русская недвижимость и т.д., когда миллионы вкладчиков потеряли свои деньги. Анализом краха одной из таких пирамид — Русского дома «Селенга» — решила заняться «Общая газета», при этом она наметила выяснить, возвращается ли изъятая у финансовых аферистов наличность вкладчикам или перекочевывает в казну государства. Расследование корреспондент провел в трех городах, соответственно и публикация состоит из трех главок. Как правило, журналисты начинают расследовать конфликт на стадии его кульминации. Но весьма важной была бы превентивная роль публицистики, когда СМИ на основе анализа противоречий заранее предупреждали бы о нежелательном развитии конфликтных ситуаций. Одним из источников социальной напряженности является сфера общественного производства, порождающая такую форму производственных отношений, как трудовой конфликт. Его причинами могут быть низкий уровень труда и управления, изношенность техники, неприспособленность помещений к нормальной работе, низкая квалификация работников, необоснованные нормы выработки, наконец, личная неприязнь людей в коллективе из-за несовпадения ценностей, установок, интересов. Возможны и такие причины, как ограниченность ресурсов, плохие коммуникации, неудовлетворительные социальные условия на предприятии. Это могут быть конфликты между рядовыми работниками и администрацией, рабочими и инженерно-техническими работниками, работниками различной социально-профессиональной принадлежности, профсоюзом и советом трудового коллектива, рабочими и предпринимателями. При анализе трудового конфликта как социального феномена журналисту важно учитывать психологический аспект, связанный с неоднозначностью поведения людей в кризисных ситуациях; политическую составляющую, которая рассматривает сферу взаимоотношений коллектива, политических партий и государства; наконец, правовую компоненту, показывающую, не нарушают ли участники конфликта действующие законы. Такой конфликт — неизбежный этап в развитии трудового коллектива, важное средство, обеспечивающее баланс противоположных интересов. С одной стороны, он — прямой вызов внутреннему порядку и стабильности в коллективе: его разрушительное воздействие на первых порах очевидно. С другой, очевидна и позитивная роль трудового конфликта: он вынуждает администрацию предприятия реорганизовывать производство, проводить реформу, в коллективе возрастает роль самоуправления. Немало ожесточенных споров возникло в ходе приватизации собственности и акционирования предприятий (кстати, по этой причине не избежали столкновений и коллективы многих редакций СМИ). По тревожному сигналу спецкор «Известий» А. Пушкарь подготовил публикацию о «приватизационном» конфликте. Рабочим тульской швейной фабрики при акционировании досталось по одной-две акции, а директору и его заместителям — по солидному пакету, да еще и со скидкой в цене. «Безропотные ранее швеи» возмутились и отправили в «Известия» коллективное письмо (800 подписей!). Приехав в Тулу, журналист просил провести собрание коллектива, но руководители всячески оттягивали его начало. И все-таки оно состоялось. Журналист рассказывает о возникшей на нем полемике, приводит высказывания почти дюжины выступивших, дает слово и защитникам директора. Отталкиваясь от конкретной проблемы, А. Пушкарь подчеркивает не только социальный, но и нравственный аспект проблемы: «Что — мы не видим, как на окраинах наших дремлющих губернских городов бурно растут трехэтажные особняки промышленных тузов и чиновников? Не знаем, что под предлогом коммерческой тайны директора держат в секрете свои зарплаты и доходы?...И застревает в голове фраза, сказанная одной из швей: "Правды не было и не будет!"» [39]. При подготовке подобных публикаций важно заранее знать возможную реакцию администрации на конфликт. Журналистская практика выявила различные варианты такой реакции: - Не замечать напряженности в коллективе, пока она не поднимется до определенного порога. - Беззаботное решение с расчетом на «авось». - Слишком позднее обращение за помощью со стороны. - Обращение к среднему (подчиненному) руководителю с просьбой заняться разрешением коллизии. - Бескомпромиссное решение об исчерпанности конфликта. - Проведение собраний. - Заигрывание с рабочими. - Не докапываться до сути конфликта. - Раскол в среде руководителей в связи с их неоднозначным отношением к ситуации (за и против). В статье, корреспонденции или актуальном комментарии о конфликтной ситуации в коллективе журналисты порой призывают руководителей видеть людей за технологическими цепочками, своевременно ставить диагноз возникающей напряженности, вести профилактическую работу по предупреждению коллизий. Однако «терапевтический» эффект публикации может быть достигнут, если газета вмешается в развитие конфликтной ситуации до инцидента — на скрытой или первой открытой стадии социальной напряженности. Этого можно добиться при условии четко налаженной обратной связи (читатель-газета) или в случае, когда журналист отлично осведомлен о тенденциях развития обстановки на том или ином предприятии. Для местной (например, районной) прессы поддержание таких связей является относительно простой задачей. В областной печати с этой целью неплохо было бы вводить специализацию корреспондентов не только по проблематике, но и по группам предприятий. Если за журналистом будут закреплены не более 15 — 20 предприятий города или области, то он будет лучше знать обстановку и держать руку на пульсе производственной жизни. Аналогичные методы применяются при расследовании трудового конфликта и в разного рода учреждениях и организациях. В жизни любого человека значительное место занимают его взаимоотношения в семье, с коллегами на работе, товарищами вне работы. Это общение порой приводит к моральному, или нравственному конфликту. В его основе лежат «различного рода реальные и иллюзорные, объективные и субъективные и в разной степени осознанные противоречия между общающимися личностями при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных состояний» [40]. Чтобы четко определить суть нравственного конфликта и адекватно отразить его, журналисту следует позаботиться об открытом и искреннем общении с конфликтующими сторонами. А это не так просто, поскольку участники конфликта часто подозрительно относятся к визиту прессы в расколотый коллектив. Корреспонденту-расследователю помогло бы знание психологии морального конфликта. В частности, участники столкновения иногда неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, как и поступки своих оппонентов. К типичным искажениям восприятия можно отнести следующие: - «иллюзии собственного благородства», когда человек считает себя жертвой противника, чьи моральные принципы, по его мнению, сомнительны; - «поиск соломинки в глазу другого», при котором каждый из противников видит недостатки другого, но не осознает таких же недостатков у себя; - «двойная этика», когда противники понимают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, но независимо от этого собственные действия считают допустимыми и законными, а действия оппонента — нечестными и непозволительными; - «все ясно», когда каждый из партнеров чрезмерно упрощает конфликтную ситуацию, оценивая свои действия как правильные, а действия партнера — наоборот [41]. Особый интерес для публициста представляет подготовка очерка о герое, который переживает нравственный внутриличностный конфликт. Он не менее важен и впечатляющ, чем прямое столкновение хорошего и дурного, консервативного и передового. Ведь самая трудная победа человека — это победа над собой, над обстоятельствами, над судьбой. Жизнь человека по самой своей сути проблематична, даже трагична. Нередко жизненные проблемы требуют предельного напряжения сил, а иногда они и вовсе неразрешимы, и перед человеком даже может встать вопрос, который, по мнению Альбера Камю, является главным философским вопросом: стоит ли жизнь того, чтобы жить [42]. Подняться во весь рост, вопреки трудностям и невзгодам утвердить себя, раскрыть свое дарование — это и есть проявление высокой нравственности человека — хозяина своей судьбы. Вот что пишет «Комсомольская правда» о современниках: Николай Космин учился в двух вузах, играл за сборную России; ему было 28, когда по доносу товарища его арестовали в 1981 году за слишком вольные разговоры о Ленине и советской власти. В тюрьме после девятой голодовки он пережил трехминутную клиническую смерть. После «смерти» стал другим человеком — писателем, опубликовавшим две повести, роман, пьесы, рассказы [43]. Художник Федор Конюхов за 70 суток в одиночку дошел до Северного полюса, за 224 дня совершил кругосветку. В публикации раскрывается конфликт «человек-природа», через анализ внутриличностного конфликта — возможности личности. Убедителен и дневник, который Конюхов вел в ходе плавания [44]. Конечно, показать испытание человека повседневностью, преодоление им будничности своего труда, своих слабостей, воспитание привычки требовать от себя постоянно больше, чем от других, — значительно сложнее, чем описать самоотверженный труд, порыв героя или перипетии конфликта в коллективе. Раскрыть личность, диалектику поступков героя лучше всего через психологический анализ, применяемый как инструмент, помогающий создать рельефный образ современника, отобразить сложный социально-нравственный мир человека. Приемы анализа, по мнению проф. В.П.Вершель, следующие: 1) действия, мысли чувства героя показываются в их непрерывности и последовательности; 2) внутренний мир человека раскрывается изменяющимся под воздействием окружающей действительности: он либо совершенствуется с улучшением социальной среды, либо, наоборот, личность утрачивает свои положительные качества; 3) средствами очерка исследуется профессиональная психология человека; 4) рисуется влияние на характер личности внутренних противоречий; 5) дается анализ выбора героем цели, решения, поступка и т.д. [45]. Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуаций, заключающий в себе остроту конфликта социального, трудового или морального — публикации об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновений, умение разобраться в них в значительной мере определяют уровень компетентности журналиста. При этом он должен владеть инструментарием — искусством общения, сбора и использования информации, чтобы подготовить аргументированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане. Поиск информации Исследование основывается на множестве источников информации: люди, документы, личное наблюдение. При сборе фактов важны тщательность, аккуратность и осмотрительность, поскольку публикации порождают противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, чтобы дискредитировать все расследование. Кроме того, небрежность в поиске информации ведет к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей, в результате чего возвратиться к теме в дальнейшем будет очень сложно. При этом, согласно статье 49 Закона «О средствах массовой информации», журналист обязан сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источник. Если сотрудник СМИ раскрыл источник информации, который пообещал держать в секрете, то доверие к журналисту будет подорвано навсегда. Некоторые расследования начинаются с документов, а затем проходят в форме опроса людей. Другие начинаются с людей, а затем в работу включаются документы. Но практически ни одно расследование в СМИ не обходится без личного общения с участниками конфликтной ситуации, должностными лицами. Перед беседой журналист должен хотя бы в общих чертах знать не только проблемы, но и различные пути их решения. Беседа помогает скорректировать его точку зрения, оснастить будущую публикацию убедительными доводами, насытить ее не только фактами, но и живым разговором с собеседниками, заострить ее полемически. Публикация без привлечения мнений различных людей, спора с ними, составленная только на основании оценок автора, существенно проигрывает во мнении читателей. В беседе с участниками конфликтной ситуации корреспондент — не фиксатор всего того, что он услышит: он спорит, приводит собственные аргументы для опровержения доводов оппонента. Техника такой убеждающей беседы следующая: 1. Важно оперировать простыми, ясными и точными понятиями. 2. Следует вести аргументацию по отношению к собеседнику корректно: а) открыто признавать правоту собеседника, если он прав; б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником; в) сначала отвечать на доводы собеседника, а потом приводить собственные суждения; г) проявлять вежливость и такт. 3. Необходимо учитывать сложность восприятия новой для собеседника информации: а) избегать простого перечисления фактов, показывать значение того или иного события; б) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника. 4. Следует не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1 — 2 ярких довода достигают большего эффекта. 5. Можно использовать специальные приемы аргументации: а) метод перелицовки — подведение собеседника к изменению точки зрения путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним; б) метод «салями» — подведение собеседника к согласию с вами путем достижения единства мнений сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях; в) метод расчленения — разделение аргументов собеседника на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции; г) метод положительных ответов — такое построение разговора, когда собеседник на ваши первые вопросы отвечает «Да, да, да», а потом продолжает соглашаться с вами уже и по более существенным вопросам; д) метод классической риторики — вы соглашаетесь с высказываниями собеседника, а потом внезапно опровергаете все его построения с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера); е) метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера; ж) метод двусторонней аргументации — указание как на преимущества, так и на слабые стороны предлагаемого вами решения. 6. Необходимо своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов. Когда журналист перебивает партнера, дает ему негативную оценку, резко ускоряет темп беседы, избегает посмотреть ему в глаза, то беседа для корреспондента, наверняка, станет напряженной и трудной. Как снять, выровнять напряженность? Надо предоставить партнеру возможность высказаться, проявить интерес к его проблемам, подчеркнуть значимость собеседника и его мнения в ваших глазах, в случае вашей неправоты немедленно признать ее, обращаться к фактам, предложить конкретный выход из сложившейся ситуации. Пример забвения этой техники показывал порой Андрей Караулов в передаче «Моменте истины», долгое время существовавшей на российском телеканале. Так, с заместителем министра сельского хозяйства разговор идет о рыбодобыче, и беседа напоминает допрос следователя. Напряженно-деловитое лицо ведущего и первые его слова, произносимые с гримасой начальственного сарказма, угрозы («Ну, куда вы всю рыбу дели?»). На каждую язвительную реплику журналиста следует вполне логичная и убедительная тирада «подследственного чиновника»: причины снижения добычи рыбы — в нарушении связи с переработчиками, сокращении тралового флота, в Антарктиду за ««ледяной рыбой» ходить нет денег»...[46]. И телезритель начинает сочувствовать заместителю министра, возмущаться Ка-рауловым, а само решение проблемы для них уходит на второй план. Итак, журналист должен знать, не только какие вопросы задать, но и какой психологический подход лучше использовать, чтобы добиться расположения интервьюируемого. Чтобы избежать проблем, могущих возникнуть при отказе собеседника от своих слов после публикации материала, хорошо бы пользоваться магнитофоном. Конечно, иного собеседника раздражает и сковывает то, что при нем делаются записи; но если он согласился на беседу, то смущение быстро проходит, и он забывает о магнитофоне. Если нет возможности включить технику, а беседа важна, то неплохо бы пригласить еще одного журналиста, чтобы продублировать записи в блокноте для дальнейшей сверки. Бывает так, что кто-то желает поговорить, но боится. Тогда надо выбрать момент, чтобы встретиться с ним по дороге домой, в магазине, в гостях, у него дома. Может быть, понадобится несколько встреч, пока он не станет доверять вам, перестанет бояться или пока ваша настойчивость не убедит его, что лучше заговорить, чем все время отказываться. О трудностях этой проблемы пишет спецкор «Известий» И. Корольков: «Когда я пришел к руководителю одной из федеральных служб, чтобы задать несколько вопросов, касающихся мэра, человек в своем кабинете перешел на шепот: «Вы не представляете, какие у него возможности. Мне известно, что его служба безопасности закупила современное подслушивающее оборудование получше, чем в ФСБ. Я не буду лукавить перед вами: я боюсь. У меня дети, и мне страшно за них. Я готов с вами встретиться и ответить на ваши вопросы, но не здесь. Позвоните мне и представьтесь условным именем, я назову время встречи и машину, на которой буду...». На встречу этот человек так и не решился» [47]. Иногда в первой беседе с должностным лицом журналист не приводит собственных аргументов, принимая на веру все, что ему говорят. Чтобы избежать этого и ускорить расследование или застраховаться от однобокого, тем самым тенденциозного или ошибочного освещения проблемы, нужна определенная подготовительная работа. Прежде всего, следует ознакомиться с документами. Перед тем как отправиться по конкретному адресу, неплохо заглянуть в комитет по статистике, куда стекаются отчеты фирм, предприятий, организаций, учреждений по многим параметрам деятельности. В налоговой инспекции можно узнать о величине годового дохода интересующего вас лица, о масштабе деятельности фирмы (в самой фирме этого не скажут, ссылаясь на коммерческую тайну). Если нельзя узнать данные в инспекции, тогда может помочь метод аналогии. К примеру, певец Иосиф Кобзон в налоговой декларации указал, что в 1996 году заработал 2,5 млрд недеминированных рублей, а его коллега Филипп Киркоров через своего коммерческого директора сообщил о годовом доходе в... 10 млн рублей [48]. Можно сопоставить концертную Деятельность обо- их артистов, а для большего обоснования фальшивости последней цифры заглянуть в газеты. Так, «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что Киркоров только за один концерт требует с его организаторов 25 тыс. долларов, или почти 150 млн. рублей [49]. К интересным результатам может привести сравнение цен (в разных местностях) на различные виды товаров или услуг, итоги экзаменов в различных школах, статистика вылеченных пациентов в разных клиниках города и т.д. Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении дает возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты. Наблюдение — давно освоенный метод журналистики. Чтобы провести его результативней, известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включенным). Известинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в XIII век» [50]. Указанные выше источники информации желательно дополнить еще одним, самым надежным с точки зрения доказательности, документом. Им может быть оригинал или копия деловой бумаги, магнитофонная пленка или видеокассета, фотография или публикация из подшивки вчерашних газет. Кстати, поводом для проведения журналистского расследования деятельности мэра г. Ленинск-Кузнецкий стала присланная в редакцию «Известий» видеокассета (киллер рассказывает о заказных убийствах в городе). Вполне возможна корреспонденция, построенная только на документах. Так, «Известия» выступили с публикацией «Организованная казачья группировка». В текст врезаны фотокопии трех развернутых удостоверений, как выяснилось — фальшивых. Согласно одному из них, некий А. Демин — академик Международной академии информатизации, по другому он — генерал-полковник и начальник штаба Союза казачьих формирований. В доказательство его криминального прошлого газета приводит выдержку из судебного приговора. Другой герой публикации, — Н. Рыжен-ков, имеющий два класса образования, изображен на фото в генеральской форме. Он не только «генерал», но и «советник по разведке и контрразведке базы специальной подготовки президентской гвардии». Именно Рыжен-ков в одной из частных фирм заказал бланки и печати с оттиском «Служба безопасности Российской Федерации», и в каждом удостоверении было указано право на ношение огнестрельного оружия [51]. Когда документы отсутствуют, необходима информация, как правило, от трех разных независимых источников. Это важно даже при подготовке небольших критических выступлений. Игнорирование данного требования может привести к тенденциозности и смещению акцентов в материале. Сотрудница «Санкт-Петербургских ведомостей» опубликовала информацию о том, что молодой ученый филиала Института российской истории украл ценнейшие рукописи XVII века и пытался продать их на Сенном рынке за 2 тыс. долларов — в сотни раз дешевле их настоящей стоимости. На допросе задержанный заявил следователям, что он бедствует и ему надо кормить семью. Это заявление журналистка приняла безоговорочно: «Он хотел прокормиться, а не нажиться. Иначе чем объяснить тот факт, что, имея возможность получить огромные деньги, задержанный готов был довольствоваться малым?» [52]. Той же точки зрения придерживается и газета «"Московский комсомолец" в Питере», которая заметку о краже снабдила даже таким заголовком: «Ученый украл рукописи Петра I, чтобы прокормить семью» [53]. Оба издания, как бы оправдывая вора, переключают внимание читателей на бедственное положение ученых. Конечно, проблема уровня жизни научных работников остается острой, но некорректно обращаться к ней, опираясь на сомнительный факт. Ведь журналисты даже не удосужились перепроверить показания задержанного. Это сделал лишь собкор «Российской газеты» С. Алехин. В корреспонденции «Ученый вором обернулся» он рассуждает: «Быть может, кто-то подумает, что молодого ученого толкнула на этот чудовищный поступок невыносимая нужда, нищенская зарплата? Нет, не таким уж и бедным он был». Далее раскрываются доходы задержанного: как участник двух грантов тот получал надбавку к зарплате, подрабатывал в университете и, кроме того, имел от Фонда Форда ежемесячную стипендию в тысячу долларов. То есть при среднемесячной в 1997 г. заработной плате в стране в 800 рублей только стипендия вора составляла почти 6 тыс. рублей (согласно курсу доллара) [54]. Иногда та или иная редакция прибегает и к такому приему: в погоне за популярностью высказывает по конкретному конфликту версию, прямо противоположную той, которую изложили ранее другие издания, публикует материал, в котором описываемые добродетель и порок меняются местами. И это, конечно, становится сенсацией. В трех номерах «Известия» писали о том, как по ложному доносу был арестован мэр Владивостока В. Черепков, который в итоге выиграл дело в суде, а причастные к наветам работники милиции оказались на скамье подсудимых. О произволе, допущенном в отношении мэра, стали забывать, как вдруг издающаяся в Санкт-Петербурге «Полицейская газета» публикует целый разворот, автор которого обвиняет Генеральную прокуратуру страны в «развале дела Черепкова», а в доказательство его виновности приводит такие факты: до избрания мэром Черепков по подложному паспорту моряка привез из Японии 9 автомобилей; будучи военнослужащим занимался под видом благотворительности коммерцией, практиковал как целитель и гипнотизер; став мэром, принял часы «Омега» от внедренного в администрацию секретного милицейского работника. Наконец, приводится «убийственный» факт: мэр жил на своем рабочем месте, также как и его молодой сотрудник, — тут дело нечистое [55]. Сбалансированность оценок необходима и при подготовке положительных выступлений. К примеру, из телепередачи ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), которую показывало Общественное российское телевидение, было трудно выяснить, чем же замечательна жизнь героев. Вот что писала по этому поводу «Общая газета»: «В ЖЗЛ избран метод долгого наблюдения, и вот уже человек в кадре расслабился, стал рыхлым, разжиженным, а камера ловит хаос бытия, отбирая в окончательный монтаж не «мощь художеств», а лишь то, что нанизывается на шампур нехитрой истины: «слаб человек!» В фильме о поэтессе Белле Ахмадулиной поэзия видится бесконечным, как дурной сон, шизом. Возникает больной, галлюцинированный, беззвучный, заторможенный мир, по которому бесконечно блуждает, неумело позируя, эксцентричный силуэт поэтессы с мертвой маской вместо лица, с наркотически сонными глазами. Зрелище страшноватое при всей изысканности экранных композиций; его унылость подчеркивается космическим гулом и электронными подвываниями, переплетенными с неразборчивым поэтическим бормотанием. Обещанной «жизни», как и «замечательных людей» в фильме уже нет вовсе, несмотря на скопище неприбранных, опять же «застигнутых» врасплох знаменитостей, слегка пьяных и очевидно опустошенных» [56]. Date: 2016-07-22; view: 332; Нарушение авторских прав |