Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Методический алгоритм подготовки и выполнения курсовой работы





Эффективность подготовки курсовой работы во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов. Прежде всего необходимо определить тему курсовой работы, изучить соответствующую литературу по проблеме и составить план исследования.

Подбор литературы начинается с просмотра библиографических каталогов. Можно также воспользоваться и программами по учебным курсам, планами семинарских занятий, в которых указывается основная (дополнительная) литература по отдельным темам. Следует подбирать литературу, освещающую как теоретический, так и практический аспекты исследуемой проблемы. Особое внимание необходимо уделить поиску новейшей литературы, изданной в последние годы, поскольку в ней представлены последние достижения теории и практики социальной работы.

Доступными источниками библиографической информации могут быть:

· справочники, словари, энциклопедии;

· библиографические каталоги (систематический, алфавитный, тематический);

· библиографические издания;

· научная и методическая периодика по проблемам социальной работы. Это такие журналы, как «Социальная работа», «Ученые записки РГСУ», «Социальная работа: теория, технология, практика», «Социологические исследования», «Социальное обслуживание», «Социальная защита», «Охрана труда и социальная защита», «Педагогика», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник психосоциальной и коррекционной работы», «Социально-педагогическая работа», «Социология», «Социологические технологии исследования» «Отечественный журнал социальной работы», «Психология зрелости и старения», «Социальная политика. Вопросы социального обеспечения», «Профессиональная библиотека работника социальных служб» и др.

После формулировки темы исследования, его задач полезно составить первый вариант словаря (глоссария) основных понятий, которые активно будут исследоваться и использоваться в курсовой работе. Составление словаря позволит облегчить поиск и классификацию научной литературы, в процессе написания исследования четко разобраться и сформулировать его понятийный аппарат.

Необходимо иметь в виду, что по социальной работе еще не сформирована научная информация, которая охватывает все ее стороны. В этой связи при отборе литературы по проблеме исследования стоит обращаться к философской, психологической, социологической, педагогической, правовой литературе, где рассматриваются те или иные аспекты социальных процессов, явлений, проблем.

Поиск литературы, ее изучение во многом будет облегчен ведением соответствующей картотеки. На отдельных карточках обозначаются: Ф.И.О. автора, полное название работы, год издания, количество страниц в книге (статье), ее библиотечный шифр. Здесь же делаются пометки о возможных путях использования книги (статьи), отмечаются номера страниц, откуда могут быть сделаны выписки. Отдельные литературные источники могут подвергаться конспектированию, реферированию, ксерокопированию. Такая работа поможет проанализировать авторские позиции, теоретические положения, сформировать научные подходы, существующие в социальной работе к той или иной проблеме.

После изучения литературы необходимо продумать актуальность исследования, сформулировать его цель и задачи, уточнить предмет и объект исследования, выдвинуть гипотезу, определить ведущие методы исследования, этапы работы над проблемой.

Для того, чтобы обосновать актуальность, значение избранной для исследования темы, необходимо показать реальное состояние разработанности проблемы и определить социальный заказ, потребность на поиск путей ее разрешения как на уровне теории, так и практики.

Обоснование актуальности позволит перейти к формулированию цели исследования. По сути, сама тема курсовой работы уже содержит исследовательскую проблему. Однако цель исследования предполагает обоснование путей разрешения исследовательской проблемы средствами научного поиска.

Для успешного выполнения курсовой работы также очень важно вычленить в исследуемой проблеме объект и предмет исследования.

В целом объектом исследования в социальной работе выступают процессы связей, отношений, взаимодействий, способы и средства регуляции поведения социальных групп, личности в обществе. Объектом исследования в курсовой работе могут быть отдельные социальные явления, одно из направлений социальной работы или же индивиды, семьи, группы, общности людей, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Объектом исследования могут выступать закономерности, принципы и методы социальной работы, технологии помощи, механизмы управления в системе социальной работы и т.п. Словом, объектом выступает все то, на что направлен поиск познания, что явно или неявно содержит в себе противоречие, порождает проблему.

Понятие предмета исследования в курсовой работе более конкретно. Предметом исследования являются отдельные стороны объекта, которые подвергаются изучению. В курсовой работе в предмете выделяются только те элементы, связи и отношения, которые подлежат изучению. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможность их решения соответствующими средствами и методами. Предмет исследования в курсовой работе может аккумулироваться вокруг исследования социальной сферы, факторов и условий, способствующих или сдерживающих успешное социальное функционирование человека в обществе, определения механизмов, путей и способов социальной защиты, помощи человеку в различных жизненных ситуациях, выявления особенностей, специфики социальной деятельности, от которой зависит социальное самочувствие, благополучие человека и т.п.

В соответствии с целью, объектом и предметом определяются исследовательские задачи. В курсовой работе их может быть не более 3-4. Чаще всего первая задача связана с исследованием истории, состояния изучаемой проблемы; вторая – раскрытием и обоснованием теоретической сущности социального явления, понятийного аппарата, выявлением структуры, функций явления или процесса; третья – с разработкой и использованием методов, приемов, технологий социальной работы, направленных на преобразование социальной действительности в рамках изучаемой проблемы.

Определение задач в курсовой работе сопровождается выдвижением гипотезы исследования. Она представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в ходе работы над проблемой. Гипотеза предвосхищает результаты исследования, определяет их в основных чертах. Выдвижение гипотезы в курсовой работе делает процесс движения к познанию более глубоким и научным.

Далее подготовка курсовой работы должна быть сосредоточена на определении тех научных подходов и методов, с помощью которых возможно будет всесторонне изучить исследуемую проблему, достичь поставленной цели и разрешить исследовательские задачи.

Методы исследования – это способы получения научной информации. При подготовке курсовой работы могут быть использованы следующие методы учебно-поисковой работы:

· изучение литературы, документов, научных источников средствами анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и т.д.;

· проведение поисково-исследовательской работы с помощью наблюдения, беседы, анкетирования, опроса, тестирования, методов исследования жизненного пути и др.;

· моделирование и прогнозирование;

· обобщение передового опыта;

· обработка информации математическими и статистическими средствами.

Приложение исследовательских методов во многом определяется выбором темы работы, учебно-исследовательскими задачами, спецификой изучения объекта и предмета исследования, логикой его построения, выбором способов подтверждения гипотезы.

Представленный алгоритм работы над проблемой позволит сформулировать план исследования. План работы - это последовательность изложения исследовательских задач. Он раскрывает содержание курсовой работы.

По форме план работы может быть как простым, так и сложным. Простой план состоит, как правило, из 2-3 разделов, посвященных анализу исследовательской проблемы, раскрытию содержания темы курсовой работы.

Сложный - включает структурирование работы по отдельным главам и параграфам. Как правило, в курсовой работе может быть не более двух глав. Разделы, главы, параграфы должны иметь названия, а их формулировки - точными, четкими и краткими.

Выбор структуры плана курсовой работы во многом зависит от темы исследования, а также от авторского подхода к ее изложению. Однако необходимо иметь ввиду, что составление плана – это творческий процесс. Он обусловлен стремлением автора как можно глубже познать исследуемое явление, раскрыть его сущность, выявить пути решения.

План работы оформляется на следующей за титульным листом странице и является оглавлением курсовой работы (см. Приложение № 2). Название разделов, глав (параграфов) не должны повторять название всей работы

Все перечисленное выше составляет первую часть работы над исследовательской темой.

Вторая – предполагает подготовку и проведение поисково-исследовательской работы, экспериментирование (если это определено исследованием), а также написание текста курсовой работы, оформление материалов исследования, составление библиографии, подготовку аннотации и устного выступления.

В ходе проведения поисково-исследовательской работы могут активно использоваться такие методы научного поиска, как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, тестирование, экспертные методы сбора и обработки информации, изучение социальных биографий и социальных историй, отдельных случаев из жизни клиентов и т.д. Использование этих методов позволит более глубоко познать сущность исследуемой в работе проблемы, представить ее анализ и выявить конкретные пути решения.

Далее, готовя текстовый материал курсовой работы, необходимо продумать соотношение отдельных частей курсовой работы – введения, глав (параграфов), заключения. Содержание работы излагается согласно предусмотренной планом структуры, с плавным переходом от одного вопроса к другому. В конце изложения каждого раздела (параграфа) делаются краткие выводы.

В содержательном аспекте курсовой работы ценным является стремление автора осуществить собственный анализ и видение дискуссионных проблем, аргументацию своей позиции, точки зрения с приведением по каждой из них соответствующих доказательств. Необходимо соблюдать меру и в проведении анализа различных литературных источников, не перегружая текст обсуждением какой-то одной работы. При анализе научной информации можно двигаться по двум направлениям: «от общего к частному» или «от частного к общему».

В курсовой работе не следует злоупотреблять цитированием. Нет необходимости дословно переписывать первоисточники, содержание законодательных актов и т.д. Продуктивнее давать пересказ содержания либо той или иной точки зрения на проблему, либо приводить позицию каждого автора, высказавшегося по определенному вопросу, и делать собственные заключения.

Важным способом структурирования работы является также выделение в тексте отдельных абзацев. Каждый абзац, как правило, соответствует началу новой мысли или новой информации. Деление материала на абзацы помогает структурировать логику изложения и восприятия материала.

Стиль изложения курсовой работы отличается использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью и в то же время должен быть доступным и понятным. В этих целях полезно внимательно читать научную литературу, обращая внимание на особенности формирования научного стиля, речевых оборотов, часто употребляемых словесных сочетаний. К ним можно отнести, например, такие, как «по нашему мнению», «следует отметить», «можно сделать вывод» и др.

Курсовая работа должна быть написана грамотно и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к данному виду учебной деятельности.

 

Date: 2016-07-22; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию