Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Общие принципы построения обследования





 

Позиция проверяющего. Для того, чтобы "психологический диагноз" был по-настоящему содержательным, важно получить достаточно полное представление не только о психологических особенностях ребенка, но и о том, в какой форме они проявляются в той или иной ситуации. Для этого психолог-консультант организует различные формы общения, сотрудниче­ства с ребенком. Таким образом он моделирует обычные жизненные ситуа­ции, используя тесты в качестве материала для такого моделирования. Психо­логические тесты - это не просто проверочные задания, результаты выпол­нения которых автоматически создают портрет ребенка. Это - удобное сред­ство развертывания различных типовых ситуаций взаимодействия с ребен­ком (именно поэтому в любых материалах к тестам приводится подробное описание того, как именно должна строиться ситуация обследования). Такой подход определяет и отбор методик, используемых при консультировании.

Тесты должны быть:

  • занимательны, интересны для ребенка;
  • компакты, портативны (чтобы проведение каждого из них не занимало слишком много времени),
  • информативны (в этом смысле тест, оценивающий одновременно память, внимание и уровень мотивации, лучше теста, дающего только оценку памяти).

Если тесты в работе консультанта - прежде всего фон общения с ребен­ком, то сам консультант, а также присутствующий при обследовании взрос­лый (учитель, мама, дедушка...) - яркие фигуры на этом фоне.

В течение всего обследования проводится наблюдение за поведением ребенка. Оно позволяет судить о самооценке личности, об отношении к дан­ному заданию и к деятельности в целом. Фиксируя в протоколе особенности выполнения заданий, важно отмечать такие проявления как:

  • изменение характера работы ребенка над тестовым заданием при изменении интонации психолога;
  • реакция на похвалу и на форм}, в которой указываются ошибки;
  • собственная оценка своих промежуточных результатов в процессе деятельности и окончательного результата;
  • комментарии по поводу своего отношения к заданию и своих возможностей в соответствующей сфере;
  • попытки отказа от выполнения задания;
  • возможности ребенка в использовании помощи проверяющего;
  • обращения за помощью или за одобрением к взрослому, присутствующему при обследовании;
  • эмоциональные реакции взрослого, наблюдающего за действиями ребенка.

Напряженность мамы, следящей за работой своего ребенка, невольные подсказки или нарочитая безучастность, недовольная гримаса учителя при неверном ответе его ученика психологу, детские взгляды, постоянно кидае­мые на маму после каждого произнесенного слова или перед началом каж­дого действия, могут оказаться диагностичнее, чем результаты выполнения задания. Эти характеристики обязательно должны прочитываться психоло­гом при обследовании ребенка. Они помогут поставить диагноз и, главное, наметить реалистичные пути коррекции, учитывая не только психологиче­ские особенности ребенка, но и сложившиеся у него формы общения со взрослыми.

Активная личностная включенность психолога, который использует са­мого себя как главный "измерительный прибор", превращение тестового обследования в ситуацию общения по поводу тестовых заданий — ключевые моменты второго этапа работы психолога-консультанта Обычно при пер­вичном приеме этот этап занимает один-два часа, а иногда и больше.

Установление контакта с ребенком. Обследование начинается с ус­тановления контакта с ребенком. Эта процедура не имеет алгоритмов, она совершенно индивидуальна, но, тем не менее, не должна выпадать из поля внимания проверяющего. То, как ребенок входит в экспериментальную ком­нату, здоровается (или не здоровается), осматривается, подходит к столу - все это дает исходные характеристики такого важного момента как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке. Кроме того, это подсказывает стратегию следующего шага: перехода к деловому общению на материале диагностических методик. Этот переход не должен быть одномоментным. Чтобы продемонстрировать свою доброжелательную заинтересованность в знакомстве с ребенком, полезно начать общение с ним с беседы "на общие темы".

Удобный сюжет для начала разговора с младшим школьником - это бе­седа о школе. Вести ее можно в нейтрально-светской интонации, как разго­вор о кино со взрослыми: нравится ли школа; что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно; какая учительница (имя, возраст, внешность); с кем из одноклассников (однокласс­ниц) ребенок дружит,

Уход ребенка от школьной тематики, попытки рассказать про что-то дру­гое, внезапная замкнутость, формальные односложные ответы- все это высоко диагностичные проявления. Однако не спешите с выводам. О чем говорят эти проявления - о реальной болезненности школьной сферы, о труд­ностях общения или о неустановленности контакта, - это предстой выяснить в ходе обследования.

Удобной темой для налаживания первичною контакта с рынком мо­жет стать и разговор о том, "чем мы сейчас будем здесь заниматься" (предва­рительно следует узнать у взрослого, как были объяснены ребенку цели при­хода к консультанту).

 







Date: 2016-07-20; view: 309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию