Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика разных психологических синдромов





Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на ка­кой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных на­блюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отли­чаются один 01 другого но многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. В частности, одно из существенных различий связано с характером прогноза. С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности, психологическая инкапсуляция, позитивное само­предъявление, гиперсоциальность, интеллектуализм, сужение сферы дея­тельности. Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигаю­щими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальный прогноз, как уже ука­зывалось, принципиально зависит от социальных ориентации семьи (при се­мейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к ко­торой принадлежит ребенок.

Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая не­успешность и тотальный регресс. Последний синдром, как правило, разви­вается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть достаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено пеихокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружаю­щими.

Психопатизирующее воздействие оказывают вербализм, социальная дезориентация и отверженность. Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное по­ведение могут порождать также синдромы негативного самопредъявления и демонстративного нигилизма. Как и в случае невротизирующих синдро­мов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребен­ка с его социальным окружением.

Возрастные закономерности. Большинство описанных выше психо­логических синдромов образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного - младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Однако для разных синдромов соотношения внутри та­кой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары нега­тивное самопредъявление - демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление - гиперсоциалыюсть, уход от деятельности - психологи­ческая инкапсуляция, интеллектуализм - сужение сферы деятельности. В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность - тотальный регресс, социальная дезориентация - отвер­женность, семейная изоляция — групповая изоляция подростковый синдром не является прямым продолжением предшествующего варианта развития, а надстраивания над ним. Используя медицинскую аналогию, его можно назвать типичным (но не обязательным) "осложнением" предшествовавшего синдрома.

Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматиче­ским следствием повзросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохра­няться на протяжении подросткового и юношеского возрастов (или даже впер­вые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, "подростковый'" синдром может сложиться уже в младшем школьном воз­расте.

Вместе с чем, анализ приведенных описаний психологических синдро­мов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдро­мами младшего школьного н подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в социально организованную структуру, в шко­лу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста представляют со­бой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого пси­хологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких- либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего раз­вития какого-либо психологического синдрома.

Полезно непосредственно сравнить между собой синдромы со сходны­ми поведенческими и психологическими проявления. В частности, очень показательно сопоставление социальной дезориентации с негативным самопредъявлением. Различать эти синдромы очень важно поскольку педаго­гические рекомендации по их преодолению совершен различны. В обоих случаях основные жалобы — поведенческие. Однако ребенок с негативным самопредъявлением сознательно нарушает нормы: для него это способ при­влечь к себе внимание. Потому-то он никогда не станет нарушать наиболее значимые из них. Он хорошо ощущает, какие нарушения достаточно безо­пасны (накричат, в крайнем случае - слегка накажут), а какие чреваты серь­езными последствиями (могут и из школы выгнать). При социальной дезори­ентации правила нарушаются невольно - а значит, случайным образом. От­сюда - частое нарушение и существенных из них. Главные психоло­гические критерии, дифференцирующие эти синдром —это высокий уро­вень демонстративности при негативном самопредъявлении и низкая социализированность - при социальной дезориентацией сочетании этих признаков можно говорить о сочетании элементов соотвествующих син­дромов.

Пассивность в сфере общения служит общим признаком таких разных по своей природе психологических синдромов как психологическая инкап­суляция, сужение сферы деятельности, тотальный регресс и отвержен­ность. Психологическими критериями, помогающим дифференцировать эти синдромы, служат: преобладание интеллектуального развития над образно-эмоциональным при сужении сферы деятельнее противоположное соотношение этих сторон развития, а также склонности к защитному фанта­зированию - при психологической инкапсуляции: общая пассивность (вклю­чая умственную) - при тотальном регрессе; активиная негативистическая ус­тановка - при отверженности,

Уход от деятельности нередко бывает близок по своим проявлениям к позитивному самопредъявлению. Основное различие между ними в том, что при позитивном самопредъявлении высок уровень социальной активно­сти, тогда как при уходе от деятельности внешняя активность снижена и заме­щена защитным фантазированием. Вместе с тем, развис между этими син­дромами не очень значимо. Часто встречается их сочетание, сопровождаю­щееся средним уровнем социальной активности иле локализацией в од­ной узкой области (например, в области изобразители деятельности).

Уход от деятельности может приближаться по своим проявлениям также к хронической неуспешности. Основным дифференцирующим при­знаком в этом случае становится наличие или отсутствие демонстративност и защитного фантазирования.

Наиболее распространенные сочетания психологических син­дромов — это:

позитивное + негативное самопредъявление;

гиперсоциальность + демонстративный нигилизм;

групповая изоляция + демонстративный нигилизм {+ гиперсоциальность);

семейная изоляция и уход от деятельности (+ позитивное самопредъявление);

семейная изоляция + интеллектуализм;

всрбализм негативное самопредъявлеиие (+ позитивное самопредъявление);

вербализм + социальная дезориентация;

вербализм + отверженность;

отверженность + тотальный регресс.

 

Date: 2016-07-20; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию