Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Нарушения умственного развития





В связи с темой настоящей книги мы ограничимся пограничными рас­стройствами и не будем касаться тяжелых аномалий - таких как умственная отсталость или вторичная деменция (нарушение, снизанное с последствиями мозговых инфекций, травм или психических заболеваний). Нас будут интере­совав, в первую очередь, наиболее распространенные и не очень глубокие нарушения в развитии познавательных процессов — задержка психического развития (нарушение обучаемости) и психические отклонения, вызванные педагогической запущенностью.

Термины "задержка психического развития" и "нарушения обучае­мости" весьма близки по своему значению, В советской литературе исполь­зуется, как правило, первый из них, в зарубежной - второй. В России в по­следние годы оба они обычно используются как синонимы. Основной при­знак задержки психического развития - это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций (обычно в результате органического по­ражения мозга) при сохранности основных интеллектуальных операций, В отличие от умственно отсталого ребенка, ребенок с нарушениями обучае­мости (задержкой психического развития) способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной кор-рекционной работе. Нарушения обучаемости часто становятся причиной возникновения психологического синдрома хронической неуспешности.

Специфическим вариантом нарушения обучаемости является психо­физический инфантилизм, который некоторые авторы считают самостоя­тельным вариантом развития. Он характеризуется тем, что, как по психологи­ческим, так и по физиологическим признакам (миелипизация нервных воло­кон, "костный возраст" и пр.) ребенок отстает в развитии от своего фактиче­ского возраста. При психофизическом инфантилизме дошкольный уровень развития встречается вплоть до начала подросткового возраста, а это неиз­бежно приводит к тому, что ребенок не справляется со школьными требова­ниями.

Отставая в физическом и психическом развитии от своих сверстников, инфантильный ребенок "выпадает" из их совместного движения но пути к взрослости. Бывает, что сверстники не общаются с ним и не принимают его в свои игры, иногда же они обращаются с ним как с "живой куклой", в обычной игре "в дочки-матери" постоянно поручают ему роль маленького ребенка.

В этих условиях какие-то черты дошкольности консервируются и сохра­няются на неопределенно долгий срок. Они-то и обнаруживаются при психо­логическом обследовании. При этом по физиологическим показателям от­ставание может быть небольшим (скажем, на год), но по психологическим показателям прослеживаются типично дошкольные черты. Это проявляется, прежде всего, в отношении к образцу, инструкции, которые ребенок, если и не итерирует вовсе, то трактует весьма вольно, легко отдаваясь ситуатив­ным импульсам.

Такой "психологический дошкольник" попросту игнорирует, не считает для себя важными серьезные требования школьного типа. Благодаря этому у нею обычно не развивается особо выраженная тревожность и, даже при исеьма низких объективных успехах, не складывается синдром хронической неуспешное™. Школьные оценки беспокоят учителей и родителей, но для самого ребенка не становятся центром его жизни и не переживаются так травматично, как при хронической неуспешности.

В отличие от умственной отсталости, психофизический инфантилизм с возрастом может полностью пройти: по физиологическим показателям ре­бенок может догнать свой возраст. Однако к этому времени обычно уже имеются вторичные нарушения, вызванные сложностями предшествующе­го периода.

Одним из нередких вариантов нарушения обучаемости является также замедленность темпа деятельности. Она имеет физиологическую при­роду (медленное протекание нервных процессов). Замедленность темпа дея­тельности особенно ярко проявляется при выполнении наиболее простых заданий. Скорость решения сложных задач в большей мере зависит от степе­ни владения эффективными способами действий. "Тугодум" может быть наиболее способным и даже талантливым человеком (медленным темпом деятельности отличались, например, Дарвин и Эйнштейн). Однако успешная учеба в школе требует высокой скорости работы, поэтому дети с замедлен­ным темпом деятельности часто оказываются неуспевающими.

Педагогическая запущенность возникает в случаях, когда ребенок с нормальными потенциальными способностями оказывается лишен необхо­димого обучения и воспитания. Частой основой педагогической запущенно­сти становятся семейное или социальное неблагополучие, непосещение ре­бенком школы, тяжелые заболевания, не дававшие ему нормально учиться. Задержка психическою развития часто осложняется так называемой отно­сительной педагогической запущенностью. Этим термином обозначают отсутствие специального коррекционного обучения, в котором нуждается ребенок, при том что в педагогическом плане он получал все то, что получают другие дети (которым этого достаточно, так как у них нет задержки психи­ческого развития).

При педагогической запущенности в наибольшей мере страдают специ­фически школьные знания и умения, в то время как собственно психические процессы не нарушены (или почти не нарушены)- В быту ребенок с педаго­гической запущенностью может быть вполне сообразительным. Иногда бы­товая ориентированность и степень самостоятельности педагогически запу­щенного ребенка из неблагополучной семьи даже превосходят возрастную норму, так как ему часто приходится самому о себе заботиться.

 







Date: 2016-07-20; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию