Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Семейная и групповая изоляция





 

Семейная изоляция. Психологический аиром семейной изоляции -это, по сути, "застревание" школьника в с и я к отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сфотего общения является своя семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в rex случаях, когда сама семья к целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредото­ченность ребенка на семейных отношениях к особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого становится при над шесть семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому национальному мень­шинству, специфическому идеологическому, натурному или политическо­му движению (например, пацифизм или антропософия). Он распространен также в семьях эмигрантов и беженцев.

Иногда семейная изоляция развива­ется у детей, воспитываемых не родителями, бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей, в силу возрастной спе­цифики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующим в обществе, оказывается затруднено включение ребенка в социальную действительность.

Таким образом, специфика межличностной ситуации развития при семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентации окружающих. Психологические особенности, характерные для ребенка с этим синдромом, - это его повышенная зависимой, низкий уровень самостоя­тельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Часта боязнь окружающего мира, приводят as (вбеганию контактов со свер­стниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере кмейных отношений, что и составляет главную особенность его деяпкшсти. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоюшость ребенка представле­на, в первую очередь, гиперопской со сторгсыродителей, которая поддер­живает и закрепляет его психологические осйнности.

Алине С. 11 лет. В девятилетнем возрасте она сменила школу. В новой школе у нее возникли серьезные трудности ишроении отношений с одно­классниками, хотя в старой школе подобной проблемы не было. В середине учебного года Алина сменила класс, но в результате этого проблемы общения со сверстниками только еще более обострило.. По мнению родителей, уро­вень школы, где сейчас учится Алина, неудов.-етворителен. Их не устраивает

также уровень учеников. Они полагают, что Алина оказалась в изоляции вслед­ствие своего интеллектуального превосходства над другими детьми.

В течение последнего года девочка практически не посещала школу и занималась дома с мамой и частным учителем. Она удовлетворительно ус­воила школьную программу, однако, по мнению родителей и учителей, резуль­таты обучения ниже ее потенциальных возможностей.

Девочка настаивает на том, чтобы иметь права, равные со взрослыми (что типично для подросткового возраста), но как ее поведение, так и данные психологического обследования свидетельствуют о том, что она очень инфан­тильна. Алина эмоционально зависима от матери, старается все время дер­жаться рядом с ней. Социальное окружение воспринимается ею как опасное и угрожающее, поэтому она почти не выходит из дома. У нее есть две подруги. Обе девочки-дочери маминых друзей, по возрасту они намного младше Али­ны. В гости к ним Алина ходит редко и почти всегда вместе с мамой.

Результаты психологического обследования показали, что уровень умст­венного развития Алины превосходит возрастную норму, но навыки учебной работы (планирование, контроль, организация своей деятельности) не сфор­мированы.

Этот пример хорошо иллюстрирует противоречии, типичные для се­мейной изоляции: борьбу за независимость и потребность в опеке, высокий интеллектуальный уровень и несформированность организации деятельно­сти.

Конкретные проявления семейной изоляции сильно зависят от характе­ра ориентации семьи. Если семейные установки асоциальны (или, тем более, антисоциальные), то для ребенка с семейной изоляцией существует очень серьезная опасность также пойти по асоциальному (или, соответственно, антисоциальному) пути развития Разумеется, такая опасность есть у любого ребенка, в семье которого имеются асоциальные или антисоциальные уста­новки, однако при семейной изоляции вероятность подобного пути развития еще более повышается.

При семейной изоляции инициатором обращения к психологу чаще выступает учитель, а не родители, поскольку они, как правило, сами доста­точно изолированы от общества. Наиболее распространенные жалобы - это трудности в общении со сверстниками и с учителем, низкая учебная мотива­ция, странности в поведении (явное нарушение школьных норм и правил встречается редко).

Для диагностики семейной изоляции большое значение имеет семей­ный анамнез, т. е. сведения об образе жизни семьи и о системе отношений с ребенком. В психологической картине основную роль также играют данные, относящиеся к семейной сфере. В частности, у детей с семейной изоляцией часты рисунки семьи со сверхтесным контактом между ее членами; нередко

подчеркивается изолированность семьи (она рисуется внутри дома). Обяза­тельным признаком является повышенная зависимость и недостаточная са­мостоятельность ребенка. Бели при обследовании присутствуют родители, m такая зависимость проявляется в частом обращении к ним за поддержкой и оценкой: создастся впечатление, что ребенок выполняет задание родите­лей, а не проверяющего.

Таким образом, основой для постановки этого "диашоза" служит соче­тание следующих показателей:

жалобы на трудности в общении со сверстниками:

недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость
от родителей; замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни
семьи в целом).

Групповая изоляция. В подростковом возрасте, который у детей с се­мейной изоляцией обычно начинается с запозданием, многим таким детям удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориента-циями. В такой группе ребенок может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстни­ков, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действи­тельности между этими синдромами есть прямая связь.

Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется осо­бо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выражен­ным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Это - важ­нейшая характеристика психологического профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемое п.. Основ­ная особенность деятельности состоит в том, что самостоятельность под­ростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Подростки с групповой изоляцией - это не лидеры подростковых групп, а представители массы, некритично следующей за лидером.

Андрею П. 14 пет. Семья состоит из самого Андрея, его родителей, брата и сестры. Родители жалуются на то, что друзья вовлекли мальчика в компа­нию, где он принимает участие в разнообразных хулиганских выходках. Один из инцидентов окончился тем, что он был отведен в отделение милиции. Боль­шинство нарушений связано с конфликтом между группой, к которой принад­лежит Андрей, и другой подростковой компанией.

 

B школе у Андрея нет друзей, но отношения с одноклассниками мирные. Обычно он избегает конфликтов, не дерется. По словам родителей, до последнего времени он был "домашним" мальчиком, хорошо себя вел, редко выходил из дома. Они утверждают, что за последний год он "совершенно изменился, стал другим ребенком".

Психологическое обследование не выявило у Андрея никаких девиантных тенденций. Это хорошо развитый подросток, продемонстрировавший нормаль­ную учебную мотивацию и достаточно высокий уровень социализированное™. Во время обследования он держался доброжелательно, охотно выполнял все предложенные задания.

Можно полагать, что все отклонения в поведении Андрея связаны с его принадлежностью к группе, практикующей антисоциальные действия, при том что у самого мальчика (как, возможно, и у многих других членов этой группы) антисоциальные установки отсутствуют.

Подобная ситуация, когда действия подростка направляются групповы­ми целями и установками в значительно большей степени, чем его собствен­ными, типична для психологического синдрома групповой изоляции. Поэтому социальные последствия этого синдрома зависят от особенностей груп­пы и не могут быть объяснены на основе личностных особенностей самого исследуемого подростка. Если группа ориентирована неосоциально, то груп­повая изоляция представляет собой вполне приемлемый вариант социаль­ной адаптации и не требует психологической коррекции. Однако при группо­вой изоляции, как и при семейной, крайне неблагоприятны случаи, когда ориентации группы антисоциальны.

Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков:

жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы,
проводит очень много времени в компании сверстников;

высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он
принадлежит, принятие ее целей и норм; низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.

Варианты развития, связанные с особенностями познавательных процессов

Date: 2016-07-20; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию