Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Методы изучения умственного развития и организации действий
Предположение о том, что у ребенка имеются проблемы, относящиеся к умственному развитию, может возникнуть на основе первичной жалобы или на основе результатов выполнения методик "Рисунок человека" и "Пиктограмма". Дли проверки этого предположения удобны тесты "Сложная фигура", "10 слов", "Кодирование". Сразу оговоримся, что не существует и не может существовать методик, которые бы выявляли только умственное развитие и на результаты выполнения которых не влияли бы личностные и эмоциональные особенности ребенка. Поэтому разделение методик на "когнитивные" и "личностные" является в значительной мере условным. Вместе с тем, оно полезно для практических целей. Сложная фигура. Этот тест разработан Л.Реем. Он позволяет оценить развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз -рука, зрительной памяти, уровень организации и планирования действий. Мы предлагаем несколько упрощенный вариант, рассчитанный на младших школьников. Для проведения теста требуются фигура-образец, нелинованная бумага и цветные карандаши. Образец легко изготовить самостоятельно в соответствии с Приложением I. Ребенку предлагают перерисовать фигуру-образец на отдельном листе. Ему дают один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру "1", Примерно через 30 сек. этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру "2". Смену карандашей продолжают каждые 30 секунд и далее, до завершения работы. Таким образом, рисунок ребенка получается разноцветным, причем цвет позволяет определить последовательность изображения разных частей фигуры. По окончании работы фигура-образец и рисунок, сделанный ребенком, убирают. Через 15-20 мин. ребенку дают новый лист бумаги и говорят: "Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты перерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе". После этого повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей) с тем отличием, что на этот раз образец отсутствует и ребенок делает рисунок по памяти. На данном этапе многие дети утверждают, что ничего не помнят. В этом случае надо сказать: ''Конечно, никто lie может запомнить такую сложную фигуру. Но все-таки хоть что-нибудь из нее ты, наверняка, запомнил. Это и нарисуй". В промежутке между копированием образца и его воспроизведением по памяти ребенку дают задания, не требующие рисования. 10 слов. Эта методика направлена на изучение словесной (слуховой) памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их все выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я кончу читать, ты повторить все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке". После сообщения инструкции зачитывают слова. Читать их нужно четко, достаточно громко и не слишком быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок пытается начать воспроизведение до завершения чтения, то его останавливают (желательно, жестом) и продолжают чтение. Во время проведения этого теста недопустимы никакие отвлекающие факторы (нельзя позволить, чтобы кто-либо вставал, заходил в экспериментальную комнату или выходил из нее и т.п.). Сразу же по окончании чтения говорят: 'Теперь повтори слова, которые ты запомнил". Слова, называемые ребенком, отмечают в первом пустом столбце протокола (см. Приложение II; протоколы легко изготовить по этому образцу самостоятельно). Когда ребенок кончит воспроизведение слов, надо похвалить его за то, как много слов он запомнил (даже если в действительности результаты воспроизведения низки) и сказать: "А теперь мы попробуем выучить оставшиеся слона. Я снова прочитаю тебе нее слова, а когда я кончу читать, ты повторишь нее слова, которые вспомнить, - и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые в первый раз забыл". Затем процедура повторяется (снова зачитываются нее 10 слов). Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в первый раз, то ему напоминают: "Те слова, которые ты говорил в прошлый раз, тоже надо назвать снова". Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется в четвертый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если выучены не все слова. Спустя 30-40 мин., в течение которых либо проводятся другие методики, либо начинается завершающая беседа с клиентом, ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола. Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. Приведем один из них: Дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост. Кодирование. Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к "Корректурной пробе" Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Однако у Векслера используются разные задания для детей до 8 лет и после 8 лет. Нам представляется более удобным вариант, описанный ниже, пригодный для использования на протяжении всего младшего школьного возраста. Материалом служат лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ, и карандаш. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой, (рабочий лист представлен в Приложении III и может быть самостоятельно размножен психологом с этого образца). В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка - тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция: "Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)." Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того, как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: "Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропускал ни одной. Постарайся сделать это побыстрее". Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается. Методы углубленного изучения умственного развития. Для более детального изучения особенностей мышления могут быть рекомендованы такие тесты как "Классификация", Прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера. В настоящем пособии не приводится их подробное описание. Все они требуют стандартных материалов и могут использоваться только при наличии специальной подготовки. Здесь мы хотим лишь охарактеризовать тот дополнительный вклад, который эти тесты могут внести в построение общей картины психологических особенностей младшего школьника. Методика "Классификация" позволяет подробно охарактеризовать такие аспекты умственного развития как: • уровень обобщения и абстрагирования; • развитие понятийной структуры мышления; · критичность и обдуманность действий; · логическая память; · наличие качественных нарушений мышления (разноплановость суждений, ассоциации по слабым признакам и т.п.). Наряду с.этим, она позволяет выявлять и некоторые личностные особенности, такие как повышенный уровень тревожности, ригидность (вязкость). Прогрессивные матрицы Равена позволяют оценить способность ребенка к выявлению скрытых закономерностей, уровень развития мышления по аналогии, сформированиость логических операций классификации и ассоциации. Наличие нескольких серий дает возможность оценить возможности ребенка в организации и систематизации материала на различных уровнях: перцептивном (зрительном), конкретном интеллектуальном (образно-интуитивном). абстрактном интеллектуальном (логическом). Большим достоинством методики является наличие объективного количественного показателя, который может быть однозначно соотнесен с возрастными нормами. Тест Равена хорошо стандартизован на разных возрастных группах, в отличие от большинства его последующих модификации (на пример, матриц Айзенка). Тест Векслера — это самая распространенная в настоящее время методика изучения умственного развития. Он включает 12 субтестов, которые дают характеристику различных аспектов вербального (словесного) и невербального (действенного) мышления. Итоговый результат выражается в трех показателях: · общий IQ (коэффициент умственного развития); · вербальный IQ (показатель развития словесного мышления}; н · невербальный 1Q (показатель развития действенного мышления). Каждый из этих показателей вычисляется по специальным таблицам. Значение 100 соответствует среднему возрастному уровню. Значения в диапазоне 85 - 115 рассматриваются как соответствующие норме, 70 - 85 - пограничные, ниже 70 - свидетельствующие о снижении интеллекта. Значения в диапазоне 115 - 130- показатель высокого уровня умственного развития, выше 130-одаренности. Эти границы в значительной мере условны и могут рассматриваться лишь как ориентировочные. Соотношение трех показателей позволяет охарактеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную характеристику дает анализ данных по каждому из 12 субтестов. В нашей школьной психологической практике, когда на одною психолога обычно приходится очень большое количество детей, применение теста Векслера затруднено из-за его громоздкости, требующей длительного времени как на проведение, так и на обработку результатов. В психолого-педагогической консультации, где количество клиентов обычно не столь велико, тест Векслера может быть весьма полезен, когда проблема связана с умственным развитием. Он хорошо дифференцирует такие нарушения как умственная отсталость, задержка психического развития (нарушения обучаемости), педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для определения конкретного направления коррекционных занятий с ребенком. Date: 2016-07-20; view: 284; Нарушение авторских прав |