Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Хроническая неуспешность и тотальный регресс





 

Психологический синдром хронической неспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная особен­ность психологического профиля - резко повышенная тревожность, приво­дящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения -постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция Младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже - в начале школьного обучения - происходит изменение в отношении взрослых к успе­хам и неудачам ребенка. ''Хорошим'" оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудно­стям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрос­лых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, а свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудше­ние результатов. Естественные следствия высокой тревожности - это непро­дуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечения от работы на рассуждения о том, "как будет плохо, если я опять получу низкую отмет­ку", отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком труд­ными. Попятно, что этот путь ведет ко все более глубокой неуспеваемости.

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют ребенка многократно прове­рять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате вре­мени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, тук как во многих случаях она вес равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело.

Так складывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и стано­вится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации сни­жаются достижения.

Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которо­го хроническая неуспешность не возникает. Это - высокая степень социали­зированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некри­тическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его школьных достижений ожи­даниям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.

О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обсле­довании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное вы­полнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непри­вычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ре­бенком как особо трудные.

Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет "дво­ечницей", но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо остав­лять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.

Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нор­мальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний не­сколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Ве­роятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий - это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.


Главная психологическая особенность Ани - это очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за это­го иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но вре­мени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Первичные причины, приводящие, в конечном итоге, к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучении. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму.

Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, "пропускает мимо ушей" задания и указа­ния учителя.

Нередко причиной первых неудач становится задержка психического развития (нарушение обучаемости). Однако в дальнейшем на ее основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсиро­вана, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревожности. При особо глубокой задержке психичского развития и, тем более, при умственной отсталости синдром хронической неуспсшности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.

В некоторых случаях "слабым звеном", запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали "вундеркиндом", воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости. При завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, хроническая неуспешность может складываться уже в дошкольном возрасте.

Возможен вариант, когда повышенная тревожность ребенка первона­чально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудно­сти, переносится позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже опи­санный синдром хронической неуспешности, и, даже при нормализации се­мейных отношений, тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.

Независимо от исходной причины, развитие по типу хронической неус­пешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожно­сти, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родите­лями, учителями).


Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодо­леть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнитель­ные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тор­мозит развитие.

Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит тревожная дезорганизация деятельно­сти (т.е. нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышен­ным уровнем тревоги). Тревожную дезорганизацию следует отличать от ис­ходной несформированности организации действии. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением треноги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На тревож­ный распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организа­ции) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах. Если тревога высока, но выражен­ные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребе­нок находится в "зоне повышенного риска", а не о сложившемся психологи­ческом синдроме.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служит сочетание следующих данных.

· Жалобы на низкие достижения ребенка. При хронической неуспешности взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной.

· Высокий уровень тревоги.. Это центральное, собственно психологическое звено хронической неуспешности. В материалах обследования ребенка с этим синдромом всегда имеются проявления острой тревоги, нарушающей нормальную деятельность. Как правило, наиболее болезненной сферой (связанной с наиболее высоким уровнем тревоги) является школьно-учебная.

· Нормальная социализированность, высокая конформность. Если у ребенка низок уровень социализированности и конформности, то негативная оценка окружающих не будет вести к особенно заметному повышению тревоги.

Тотальный регресс. Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к кон­цу начальной школы.

В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью неред­ко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безна­дежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового пси­хологического синдрома - тотального регресса. Среди особенностей психо­логического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявле­ний активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет де­прессию и усиливает представление о своей никчемности.


Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье; живете родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически осе свое время он проводит дома, слушая "тяжелый рок". В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем, он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более мод­ную одежду и т.п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему если он никуда не ходит?).

Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоя­щие их проявления. По их словам, он "всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком". В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов Поначалу родители опасались, что он "попал в дурную компанию", hp вскоре поняли, что никакой компании - ни "дурной", ни хорошей у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключени­ем из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окон­чательно перестал учиться.

Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменять свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.

Тотальный регресс - один из наиболее тяжелых, психологических син­дромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в про­шлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.

Психологические синдромы, характерные для подросткового возраста, которые были описаны в предыдущем подразделе (демонстративный ниги­лизм и гиперсоциальность), структурно очень близки к соответствующим им синдромам младшего школьного возраста (негативному и позитивному самопредъявлению). В отличие от них, тотальный регресс по своей структу­ре существенно отличается от хронической неуспешности, на базе которой он развился.

Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетании следующих показателей. Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками. Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем. Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т.е. принятие ими его
собственной оценки. Именно эта позиция обеспечивает устойчивость психологического синдрома. В противном случае он преодолевается либо психологическими средствами (путем вовлечения подростка в активную
деятельность), либо медицинскими (путем медикаментозного лечения депрессии).







Date: 2016-07-20; view: 596; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию