Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цена и ее функции в сфере культуры. Процесс ценообразования и ценовая политика.
Ценообразование - процесс формирования и изменения цен, определение их уровней, соотношения, структуры. Специфика цен на услуги культуры. Цена представляет собой один из важнейших экономических инструментов хозяйствования организаций культуры, интегрированный в общую систему финансового регулирования. Бюджетные ассигнования - это особый вид цен, обусловленный социальной полезностью услуг культуры. Они взаимосвязаны с розничными менами, по которым услуги культуры оплачивает население. Согласно классическому определению, цена является денежным выражением стоимости товара или услуги. В сфере культуры отсутствует прямая, непосредственная связь между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредована потребительной стоимостью услуги, которая и выступает в качестве ценовой базы. Потребительная стоимость существует в единстве двух форм — индивидуальной и социальной полезности. Услуги культуры предоставляются как в платной, так и в бесплатной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их индивидуальной полезности. Отличие льготных цен от низких заключается в том, что низкие цены не обеспечивают условий расширенного воспроизводства, но возмещают затраты; а льготные цены не обеспечивают условий простого воспроизводства, т. е. не полностью возмещают затраты. Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях. Как правило, выделяют следующие функции цены: — учетная (позволяет измерять затраты на производство и реализацию продукции); — регулирующая (уравновешивает спрос и предложение); — перераспределительная (обеспечивает перераспределение доходов между секторами экономики, отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами, группами населения); — стимулирующая (оказывает поощрительное и сдерживающее воздействие на производство и потребление продукции). Специфика функций цен на услуги культуры определяется существованием двух форм их потребительной стоимости— индивидуальной и социальной полезности. Поэтому функции цен в культуре ревизуются в единстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований. В целом цены на услуги культуры служат регуляторам отношений между их производителями, потребителями и государством (муниципалитетом). Основные ценообразующие факторы. Ценообразующие факторы — это многообразные условия, в которых формируются структура и уровень цен. Цены на услуги культуры определяются следующими факторами: уровень затрат на производство и реализацию, существенно различающийся по регионам и видам услуг; потребительские свойства и качества услуг, а также условия их представления (место расположения, техническая оснащенность здания, видимость, слышимость и т. д.); цены конкурентов на сходные виды услуг; платежеспособный спрос населения — потребности людей в данных услугах, обеспеченные денежными средствами; «бренд»— «раскрученность», известность товарного знака организации, услуги или конкретного деятеля культуры; —уникальность услуги с точки зрения потребителя, субъективность подобных оценок, их зависимость от моды, вкусов и пристрастий; социальный фактор — общественная потребность в данных видах услуг; политика государства, направленная на обеспечение доступности услуг культуры прежде всего для социально незащищенных слоев населения; психологический фактор — ориентация организаций культуры на психологические установки учредителей, различных групп потребителей, собственные представления; временной фактор — дифференциация цен в зависимости от сезона, дня недели, времени суток, новизны услуги. Все многообразие ценовых факторов можно подразделить на три группы: базовые (неконъюнктурные), конъюнктурные (мода, вкусы, предпочтения потребителей и др.), регулирующие, связанные с государственной политикой. Отсутствие реальной заинтересованности руководителей бюджетных учреждений культуры в эффективном использовании ценовых рычагов. Ориентация коммерческих организаций культуры при установлении уровня цен в основном на платежеспособный спрос населения. Меньшая эластичность (степень изменения) спроса на услуги культуры относительно динамики цен по сравнению с другими отраслями. Повышение роли неценовой конкуренции на рынке услуг культуры. Значимость стратегии продвижения и других маркетинговых факторов. Влияние рекламы на устанавливаемый уровень цен. Смещение акцентов с создания качественных услуг на способы их продвижения. 10.2. Ценовая политика. 1 этап (до конца 80-х годов XX века). Государственное регулирование цен. Достоинства: стабильность цен, доступность услуг культуры. Недостатки: снижение уровня цен относительно реальных доходов населения, затрат самих организаций культуры, цен на другие товары и услуги. Их недостаточная дифференциация и гибкость. 2 этап (с конца 80-х годов XX века). Переход к системе гибких цен. Усиление их дифференциации. Стимулирование посредством ценовой политики посещаемости и повышения доходов учреждений культуры. Конец 80-х годов XX века — широкое использование системы надбавок и скидок к действующей цене. Система надбавок и скидок позволяла учитывать конкретную ситуацию, различные аспекты культурной деятельности. Введение системы надбавок и скидок не предполагало обязательное их применение. Каждое учреждение культуры, исходя из конкретных условий, могло по своему усмотрению: использовать или не использовать надбавки и скидки; использовать для всех услуг или только для некоторых из них; использовать ежедневно или в определенные дни недели. С начала 90-х годов XX века — свободное ценообразование. Организации самостоятельны в установлении цен на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты (ст. 52 «Основ»), Происходит дальнейшая дифференциация цен, в том числе внутри организаций: по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры и др.); по отдельным категориям потребителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, многодетные родители и др.); по времени получения услуг потребителями (утро, день, вечер); по уровню популярности и уникальности предоставленных услуг (уровню потребительского, платежеспособного спроса).
Date: 2016-07-20; view: 1594; Нарушение авторских прав |