Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и специфика проектных технологий в социально-культурной сфере.
Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира - природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование - конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование - создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др. По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др. Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности - в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования - идеологию и т.д. Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности - ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект. Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях. Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспосбность специалиста на рынке труда - умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. Ценности - это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели - это желаемые результаты, которые спецалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной деятельности обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические основания и принципы проектирования, анализируются различные уровни и грани культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа, вцыявляется специфика современной социокультурной ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности. В процессе подготовки этих глав авторы всесторонне учли конкруктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования - В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др. Знания и методы - это предписания о целях и способах деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования региональных культурных программ, дается методика формирования локальных проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности, выявляются возможности применения игровых методов в проектировании, раскрывается технология оформление и продвижения заявок на финансирование проектов. Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Культура и искусство как отрасль национального хозяйства. Понятия, структура и границы отрасли «культура и искусство» Деление национального хозяйства на отрасли связано с обособлением видов деятельности в системе общественного разделения труда. В наиболее общем виде национальное хозяйство подразделяется наматериальное производство и социальную сферу, в которой, в свою очередь, выделяется сфера культуры. Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций. Сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: интегративную, воспитательную, образовательную, просветительную, эстетическую, аккумулятивную, коммуникативную, информационную, развлекательную, идеологическую и др. Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, подразделяют на четыре большие группы: 1. Художественное творчество: Литературное творчество. Изобразительное и прикладное искусство. Исполнительское искусство. 2. Сохранение культурного наследия: Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры. Музейное дело. Архивное дело. Библиотечное дело. 3. Клубная и развлекательная деятельность: Шоу-бизнес. Казино. 4. Массовое создание и распространение культурных благ:Пресса.Книгоиздание. Производство аудиовизуальной продукции: кинематограф;производство видеопродукции;производство аудиопродукции. Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием, распространением и представлением культурных благ и ценностей, а также органов управления культуры. Основное звено отрасли "культура и искусство" — организации культуры и искусства. Организация культуры — организация, основная деятельность которой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха, (городские сады), зоопарки (зоосады) и т.д. Функции отраслевого управления осуществляют следующие органы исполнительной власти: — на федеральном уровне — Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; — на региональном уровне — управления, комитеты, департаменты, министерства культуры субъектов РФ; — на муниципальном уровне — отделы, управления, комитеты, департаменты культуры администраций муниципальных образований. Отрасль "культура и искусство" состоит из двух крупных блоков: "организации культуры" и "организации искусства". Они имеют общие цели, однородные принципы деятельности и единообразный хозяйственной механизм, однако отличаются друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами и методическими приемами. К организациям культуры относятся библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и др. В блок "организации искусства" входят театры, кинотеатры, цирки, концертные организации и коллективы, другие зрелищные организации и учреждения искусств.Отраслевая характеристика организаций культуры. Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учебные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализированные, предназначенные для обслуживания определенных категорий населения. Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо-культурные комплексы, центры досуга и т.п. Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественно-научные, художественные и т.п. Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)В состав концертных организаций входят филармонии, самостоятельные концертные залы (ГЦКЗ 'Россия", Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.); концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармоническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы. Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зоопарки, группы "Цирк на сцене". Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство". Понятие отрасли "культура и искусство". Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответствующих органов управления. Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием, распространением и представлением культурных благ и ценностей, а также органов управления культурой. Отрасль "культура и искусство " имеет внеэкономические, социально-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов. Структура отрасли "культура и искусство". В условиях децентрализации системы управления органы управления культурой на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим самостоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культурой разных уровней. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций культуры. Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Некоммерческими называются организации, не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Отличительной чертой некоммерческих организаций является их общественный характер: все они объединяют либо физических лиц (граждан), либо юридических лиц (организации), организуются на добровольной основе и содержатся на общественные средства. В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
Некоммерческие организации, согласно ГК РФ, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
— потребительский кооператив; — общественные и религиозные организации (объединения); — фонды; — учреждения; — объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций в отличие от коммерческих не является закрытым. Некоммерческие организации (НКО) могут существовать и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Так, ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" предусмотрено еще три формы НКО:
— автономная некоммерческая организация; — некоммерческое партнерство; — государственная корпорация. Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Учреждения могут быть бюджетными (государственными и муниципальными), а также частными, в том числе общественными. Потребительский кооператив - объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из паевых взносов. Пайщиками потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно, в противном случае кооператив превратится в объединение юридических лиц. Общественное объединение- некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу относятся: — общественные организации - объединения на основе членства; — общественные движения - массовые объединения, не имеющие членства; — общественные фонды - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели; — общественные учреждения - не имеющие членства организации, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интересах участников; — органы общественной самодеятельности - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы; — политические партии - объединения, образуемые в явочном порядке и основанные на членстве, имеющие целью представление интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, а также их участие в политической жизни общества — в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах. Религиозная организация - объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками: - вероисповедание; - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Фонд- некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями. Фонд обладает определенными особенностями: - отсутствие членства; - возможность юридических лиц быть учредителями фонда; - обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества. Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) — это членская организация, объединяющая любые как коммерческие, некоммерческие, так и государственные организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Различают следующие формы объединений юридических лиц: - объединения коммерческих организаций; - объединения некоммерческих организаций; - объединения коммерческих и некоммерческих организаций. Государственная корпорация - некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией путем издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, называется государственной корпорацией. Правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться специальным законом, которым и будет создаваться корпорация. Нормативное регулирование будет вынужденно подменяться индивидуально-правовым. Более того, для создания и деятельности государственных корпораций даже не потребуется никаких учредительных документов — все вопросы должен разрешить специальный закон. Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать имущество и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономная некоммерческая организация относится к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности. Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е. реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.
Date: 2016-07-20; view: 1478; Нарушение авторских прав |