Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные социально-культурные технологии и их типология
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы. Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о: • крупномасштабных технология х на уровне страны, республики, региона; • макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.; • микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию: 1) по уровню применения 2) по философской основе; 3) по ведущему фактору психического развития; 4) по ориентации на личностные структуры; 5) по характеру содержания и структуры; 6) по типу организации и управления познавательной деятельностью Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях: 1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы; 2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; ' 3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения. В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову): 1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); 2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); 3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: • концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей; • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов; эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; • и еще важный элемент технологии - это воспроизводи мость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Технология социально-культурной деятельности как система. Новикова в учебнике Технологические основы социально-культурной деятельности делает вывод, что технологии скд представляют собой открытую, самоорганизующуюся систему, способную к самопознанию, колличественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию. Эта система развивается за счет изменений, происходящих во внешней и внутренней социально-культурной среде, детерменированных высшими обстоятельствами политического, социально- экономического и социально- культурного происхождения. В то же время и сама технологическая система скд детерминирует эти обстоятельства. Подсистемы технологии социально-культурной деятельности Организационная подсистема, которая рассматривается как совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, методическая, разрабатывающая тактику действий, трансформирующую и переводящую в русло конкретной деятельности содержательный материал, а также корректирующая, вносящая необходимые изменения в ходе реализации проекта. Так же Новикова предлагает в своем пособии включить управляющую подсистему в процессуальную часть социально-культурных и культурно- досуговых технологий. Включение этой подсистемы в процессуальную часть делает законченным весь технологический процесс. Эта подсистема должна содержать такие операции, как целеполагание, планирование, проектирование, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью корреляции результатов. Она позволяет управлять конкретными проектами и программами на всех стадиях работы над проектом- от замысла до реализации, делая их более эффективными. Таким образом, процессы, основанные на использовании социально-культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы. К СКТ относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) Социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные. СКТ определяется как средство обмена человеческими способностями и потребностями Культурное – фиксирует содержательные границы данного вида технологий. Означает так же культурную наполненность методов, в помощью кот. чел-к реализует свой культурный потенциал. Социальное – предусматривает формы взаимодействия индивидов между собой с окружающей их средой. Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и вопроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и др.технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология формир.от социально-демографич.,этнических, экономических ситуаций.
Date: 2016-07-20; view: 2704; Нарушение авторских прав |