Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Электрооборудование противопожарной системы ВС





 

На ВС предусмотрены конструктивные мероприятия по пред-

отвращению возникновения и распространения пожара и обеспе-

чена возможность тушения пожара в случае его возникновения. Во

избежание скапливания горючих жидкостей в гондолах двигате-

лей при подтекании масляной и гидравлической систем в нижней

обшивке гондол сделаны отверстия для слива в атмосферу. В зо-

не установки двигателей применена термостойкая изоляция элек-

трожгутов, произведена металлизация всех частей самолета. Уста-

новлены антистатики и зарядосъемники для предохранения от

скапливания электричества и его разрядки. В бытовом оборудо-

нании и в отделке пассажирских салонов применены невоспламе-

няюшиеся материалы. Для уменьшения возможности распростра-

нения пожара отсеки двигателей отделены противопожарными

перегородками от фюзеляжа, а для прекращения подачи топлива

в загоревшийся двигатель установлены перекрывные (пожарные)

краны в топливных магистралях.

Пожар обнаруживается на самолете электрическими теплочув-

ствительными системами, датчики которых размещены в гондолах

двигателей, в двигателях, в отсеках вспомогательной силовой уста-

новки и топливных баках. Кроме того, на самолетах предусмотре-

на система обнаружения дыма, датчики которой стоят в багаж-

ных помещениях. Обнаружение пожара и автоматическое включе-

ние огнетушителей в гондолах двигателей, отсеке ВСУ и внутри

двигателей осуществляются автоматически. При посадке с убран-

ными шасси автоматически включаются огнетушители в отсеках

силовых установок. Для тушения пожара в пассажирских салонах

применяются переносные огнетушители, заряженные углекислотой.

Самолет имеет систему с нейтральным газом, которую при по-

садке с невыпущенными шасси включают вручную. Она обеспечи-

вает заполнение надтопливного пространства баков углекислым

газом. На самолете Ту-154Б установлены две системы пожароту-

шения: в гондолах двигателя и ВСУ — система ССП-2, внутри

двигателей — система ССП-12. Кроме того, установлены перенос-

ные огнетушители ОУ, ОР1-2 и ОР2-6.

1S.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б

Система тушения пожара в отсеках двигателей и ВСУ. На са-

молете Ту-154Б система работает автоматически и вручную. В нее

входят следующие агрегаты (рис. 15.1):

а) система сигнализации о пожаре ССП-2А, которая предназ-

начена для выдачи светового (звукового) сигнала экипажу о воз-

никновении пожара. В комплект системы входят:

датчики пожарной сигнализации ДПС-1АГ (63 шт.) по 18 в

каждой мотогондоле двигателя и девять в отсеке ВСУ. У датчиков

чувствительным элементом является дифференциальная термоба-

тарея, состоящая из восьми хромель-копелевых термопар, которые

для защиты от механических повреждений закрыты колпачком с

прорезями. Рабочими спаями термопар служат расклепанные в

виде тонких дисков толщиной 0,16 мм концы электродов, а нера-

бочими — утолщенные места сварки электродов;

розетки ССП-2Й-РМ (63 шт.), которые предназначены для

крепления в них датчиков;

исполнительный блок БИ-2АЮ (4 шт.), который предназначен

для включения соответствующей сигнальной лампы и реле систе-

мы пожаротушения отсека (из него получен сигнал о пожаре) для

обеспечения проверки исправности и готовности к действию си-

стемы сигнализации. В блоке установлены шесть поляризованных

низкоомных реле РПС-5 (К1), к ним подключают группу датчиков

ДПС-1АГ (по три датчика на каждое реле) и резисторы для на-

стройки блока на необходимую температуру срабатывания системы

ССП-А. Поляризованное реле РПС-5 срабатывает в нормальных

климатических условиях при подаче на них напряжения 28—45 мВ.

б) два блока электромагнитных распределительных кранов

781100 (У31), которые служат для направления огнегасящего со-

става к очагу пожара и включения реле управления огнетуши-

телем. Принцип работы системы ССП-2А. Датчики ДПС-1АГ (ДПС)

размещают в наиболее пожароопасных местах (рис. 15.2). При

возрастании температуры среды, окружающей датчики, со ско-

ростью не менее 2 °С/с и одновременном нагреве датчиков одной

из групп до +150°С в термобатареях датчиков возникает термо-

электродвижущая сила, достаточная для срабатывания поляризо-

ванного реле блока БИ-2АУ (БИ). Это реле срабатывает и замы-А ПС ь*

3/1 И

л

/III \У6Ц<

Рис. 15.2. Схема

шения

системы пожароту-

кает цепь реле противопожар-

ной системы самолета, которое

включает световую (табло 5) и

.чвуковую (сирену С-1) сигнализа-

цию о возникновении пожара в

соответствующем отсеке двигате-

ля или ВСУ.

Если система пожаротушения

включена на автоматический ре-

жим, то одновременно с сигна-

лизацией о пожаре включаются

средства пожаротушения; распределительный электромагнитный

кран (ЭМК), пиропатроны (/7/7-3) и огнетушители (УБЦ). После

ликвидации пожара при резком снижении температуры среды, ок-

ружающей датчики, до +130°С сигнал о пожаре прекращается и

система ССП-2А автоматически за время 2 с возвращается в со-

стояние готовности к повторному действию.

Автоматическое включение системы пожаротушения происходит

следующим образом. Для подготовки системы пожаротушения к

работе включают все автоматы защиты сети. На верхнем электро-

щитке бортинженера главный выключатель ЗВГ-15К (5Л$) про-

тивопожарной системы ставят в положение ВКЛЮЧЕНО. При

этом питание подается на обмотку контактора ТКД2010ДГ (Кб).

и он готовит систему к работе.

При возникновении пожара в отсеке первого двигателя термо-

датчики 36-1—36-3 вырабатывают термоэлектродвижущую силу,

которая подается на реле К.1 в блоке 39. При срабатывании этою

реле напряжение бортсети подключается на обмотку реле

ТКЕ52ПОДГ (К49). При этом напряжение бортсети подается: че-

рез контакты 2—3 реле К49 на табло ТС-2 (5) сигнализации по-

жара на средней приборной доске пилотов и табло ТС-2 (7) на

щитке противопожарной системы у бортинженера; через контакты

5—6 реле К49 на обмотку реле К18. через контакты /—2 реле

ТКЕ54ПОДГ (/С/7) на лампу-кнопку КП-5 (Н16) с красным све-

тофильтром сигнализации о пожаре в отсеке первого двигателя и

через диод VD44 на самописец МСПР. Реле К18, срабатывая, че-

рез контакты 6—5 блокируется и блокирует цепь питания лампы-

кнопки Н16. Через контакты 2—3 реле К18 напряжение бортсети

подается через вывод / блока крана 31 на обмотку электромагни-

та. После его открытия обмотка самоблокируется через вывод 4 и

контакты микровыключателя крана, который замкнул контакты

при открытии крана. При срабатывании второго микровыключате-

ля крана напряжение бортсети через контакты 2—3 реле К18, вы-

вод / крана, контакты микровыключателя, вывод 2 подается на об-

мотку реле ТКЕ54ПОДГ (К27). Это реле, срабатывая, подает на-

пряжение бортсети через автомат защиты АЗСГК-Ю (SF1-2), кон-

такты 5—6, 8—9, II —12 реле К27 на пиропатроны ЕТ35 трех бал-

.407лонов первой очереди, которые разряжаются через электромаг-

нитный распределительный кран Y31 в отсек первого двигателя.

После срабатывания пиропатронов обесточатся реле РЭС-48Б

(K24-I), и через их контакты напряжение бортсети подается на

желтую лампу H11-I сигнализации срабатывания пиропатронов

баллонов I очереди. Одновременно при открытии распределитель-

ного крана Y31 питание подается к контактам кнопок 2КНР

(SB26, SB25) ручного включения пиропатронов баллонов II и

III очередей.

Если через 10 с после включения I очереди огнетушителей таб-

.10 ПОЖАР продолжают гореть (пожар не ликвидирован), нажи-

мают кнопку SB26 включения II очереди огнетушителей. При этом

напряжение бортсети подключается на обмотку реле ТКЕ54ПОДГ

(К48). Реле К48. срабатывая, подает напряжение бортсети через

автомат SF1-2, свои контакты 2—3, 5—6, 8—9 на пиропатроны

баллонов II очереди, которые разряжаются через кран Y31 в отсек

первого двигателя. После срабатывания пиропатронов реле К24-П

отключаются и включают лампу H11-I/ сигнализации срабатыва-

ния пиропатронов баллонов II очереди.

Если через 10 с после нажатия на кнопку SB26 табло ПОЖАР

не погасло, нажимают кнопку SB25 включения III очереди. При

этом реле ТКЕ54ПОДГ (/(47) сработает и обеспечит включение

пиропатронов баллонов III очереди. После срабатывания пиропат-

ронов реле K24-I/I отключается и включает лампу Hit-Ill, кото-

рая сигнализирует о срабатывании пиропатронов III очереди.

Если пожар ликвидирован после включения I очереди или 1 и

11 очередей, систему приводят в исходное положение на случай по-

вторного применения — выключатель SA8 ставят в положение

ВЫКЛЮЧЕНО. При этом обесточится контактор Кб, отключив

лампу-кнопку Н16 и кран Y31. Затем выключатель SA8 переводят

в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом сработает контактор Кб, ко-

торый подготовит систему к повторной работе. Выключатель SA8

устанавливают в положение ВЫКЛЮЧЕНО не ранее чем через

20 с после включения той очереди, которая погасила пожар, что-

бы давление в системе сравнялось с атмосферным.

При повторном возникновении пожара, если I очередь огнету-

шителей израсходована, автоматического включения огнетушите-

лей не произойдет, и при загорании табло ПОЖАР вручную вклю-

чают огнетушители неизрасходованных очередей.

Вручную включают систему пожаротушения следующим обра-

зом. Если пожар обнаружен визуально и по какой-либо причине

не произошло автоматического включения пиропатронов I очере-

ди баллонов, нажимают на лампу-кнопку Н16 отсека того двига-

теля, в котором возник пожар. При этом напряжение бортсети че-

рез контакты лампы-кнопки Н16, контакты 2—/ реле Л'/7 подает-

ся на обмотку реле К.18. которое срабатывает. Одновременно за-

308горается лампа-кнопка 1116. Дальнейшая работа схемы пожароту-

шения аналогична работе при автоматическом управлении, только

ликвидацию пожара контролируют визуально или по докладу с:

земли.

Для предотвращения возникновения пожара в отсеках двига

гелей при посадке самолета с убранными шасси система пожаро-

тушения включается автоматически от ударного механизма. При

такой посадке срабатывает концевой выключатель АМ800

СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ДЫМА НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б

Система обнаружения дыма сигнализирует о наличии дыма в

переднем и среднем багажных помещениях. В систему входят семь

датчиков дымоизвещателей ДС-ЗМ (по одному на помещение),

две красные лампы-кнопки К.П-5 сигнализации дыма в багажных

помещениях, семь кнопок КНР контроля исправности системы и

выключатель ЗВГ-15К (SA8) (он же является выключателем про-

тивопожарных систем самолета). Система питается постоянным

током через автомат защиты АЗСГК-5. Действие дымоизвещателя

основано на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого

частицами дыма (рис. 15.3, а). В исходном состоянии (при отсут-

ствии дыма) при включении выключателя SA8 загорается освети-

тельная лампа HI, расположенная на одной оси с фоторезистором

R в дымоизвещателе. Наличие экрана защищает фоторезистор

от прямого попадания лучей лампы, а отраженные от пластинча-

той поверхности корпуса лучи слабы, поэтому возникающего в

цепи фоторезистора тока недостаточно для срабатывания дымо-

извещателя.В случае попадания дыма

сквозь пластинчатую поверхность

корпуса в пространство между

экраном и фоторезистором лучи

лампы, отражаясь от частиц ды-

ма, засвечивают фоторезистор,

уменьшая его сопротивление, и

ток в цепи фоторезистора возра-

стает. Сигнал с фоторезистора по-

ступает на вход усилителя посто-

янного тока, который выполнен на

транзисторах 2Т316Д, 2Т203Б и

2Т602Б с непосредственной связью

между каскадами. Нагрузкой

транзистора 2Т602Б служит об-

мотка электромагнитного реле

РЭС-34 (К1) (рис. 15.3,6). При

появлении дыма увеличивается

ток фоторезистора и усиленный

сигнал поступает на обмотку ре-

ле /С/, которое, срабатывая, по-

дает напряжение бортсети через

свои контакты на лампу-кнопку

Н4 и табло ПОЖАР.

Лампа-кнопка Н4 и табло ПО-

ЖАР горят до тех пор, пока не

снизится концентрация дыма до

уровня, соответствующего безо-

пасным условиям.

При срабатывании системы об-

наружения дыма в багажных

помещениях или визуальном обна-

ружении очага пожара включа-

ют освещение багажных помеще-

ний, открывают крышку люка,

Рис. 15.3. Схема дымоизвещателя

ДС-ЗМ (а) и функциональная элек-

трическая схема сигнализации обна-

ружения дыма на самолете

Ту-154Б (б)

при- устраняют причины дымообразования и, если необходимо,

меняют переносные огнетушители.

Систему проверяют с помощью кнопок контроля КНР ДЫМ В

БАГАЖНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ. При нажатии на кнопку срабаты-

вает реле РЭС-34 (К2) и последовательно лампе HI включается

контрольная лампа Н2. Освещенность резистора, создаваемая при

этом лампой Н2, достаточна, чтобы вызвать срабатывание дымо-

извещателя. Одновременно проверяется целость нитей накалива-

ния обеих ламп.

 

 

Date: 2016-07-05; view: 1244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию