Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необихевиоризм (А. Бандура).





Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. XX в. В работах Н. Миллера, Дж. Долларда, Дж. Роттера, А. Бандуры. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили выше, выступает представление о том, что человек может овладевать.поведением не че­рез собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопут­ствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»).

Это важное отличие предполагает, что поведение человека, безусловно, становится когнитивным, то есть включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывает­ся важнейшим в процессе социализации, так как имен­но на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения.

Сказанное можно проиллюстрировать экспери­ментом одного из ведущих специалистов этого направления — канадского психолога Альберта Бандуры (1925— 1998 гг.). Испытуемым (три группы 4-х летних детей) показывали фильм, герой которого избивал куклу. Начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «ге­роя» хвалили, в другом — порицали, в третьем — реа­гировали нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением.

В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но не проявлявшиеся до этого.

В связи с этим А.Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый, по существу, демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую поло­жительное подкрепление — в виде успеха в принуждении, самоутверждения. Это означает, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии. Негативно Альберт Бандура относится и к средствам массовой информации, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, полагая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения агрессии».

Как альтернатива теории черт теорией социального научения, по предложенной классификации, может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Индивидуальные различия в поведении, которые обнаружива­ются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, ре­зультатом опыта их длительного пребывания в различных жиз­ненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это собственное научение, научение через наблюдение других (ви­карное научение) и подражение.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, иден­тичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является кон­цепция, разработанная американским ученым У. Мишелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки чело­веком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обста­новке обычно выбирает такой способ поведения, который приво­дит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Таким образом, несомненной заслугой бихевиоризма признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также внес существенный вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования личности. Поскольку бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его приложения в области педагогики и психотерапии способствуют формированию адеквактных реакций и исправлению ошибочных.







Date: 2016-07-18; view: 1120; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию