![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Установки интра- и экстраверсии в психотерапии Юнга и основные психические функции.
Карл Юнг создал свое направление в психологии и психотерапии. Его концепции подчас сложны для понимания, трудно систематизируются, но отличаются глубиной и изяществом. Влияние Фрейда здесь несомненно, но очевидна и оригинальность мыслей. Юнг отрицает пансексуализм Фрейда. По Юнгу, либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д. Он выдвинул оригинальные понятия о стратификации (послойном строении) психики, об архетипах, о коллективном бессознательном. Одно из центральных понятий в учении Юнга — индиви-дуация — процесс развития человека, включающий установление связей между Эго и самостью. Согласно Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, оптимизацию их динамического взаимодействия. Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его интересов, может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интровертами, второй — экстравертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим. Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, хотя и склонен к той иди иной ориентации. В идеале Юнг видит «пластичность», т.е. умение пользоваться одной из этих двух ориентации там, где она более подходит. Но в жизни так почти не бывает. Интроверты интересуются прежде всего собственными мыслями, своим внутренним миром. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением. Экстраверты заняты преимущественно внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы. Такие люди, вместо того чтобы развивать собственные идеи, занимаются анализом чужих. Истерические личности больше склонны к экстраверсии, астеники и аутичные — к интроверсии.Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование, по Юнгу, есть альтернативные способы формирования суждений и принятия решений. У мыслительного типа ярче, чем у других, проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим построениям. Мыслительные типы — способные составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации. Чувственные типы логике предпочитают эмоции, а решения принимаются ими по принципу: хорошо — плохо, красиво — некрасиво. Если мышление и чувствование Юнг расценивал как способы принятия решения, то ощущение и интуицию — как способы получения информации. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками.
Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. «Чтобы ориентироваться, — пишет Юнг, — мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает: подходящее это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)». К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неодинаково. Обычно одна из них доминирует и еще одна — сопутствует. Остальные две функции выражены слабо и находятся в бессознательном. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности. Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой тип лучше — мыслительный или интуитивный. Лектор мыслительного типа, например, сктонен к систематизации и детализации материала, к логическим построениям и этим положительно отличается от лектора интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с предмета на предмет, зато более предрасположен к предвидениям и прогнозам.
Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Персона выполняет запретные функции, но в то же время является маской, скрывающей самость. Внешнее проявление личности (имя, титул, должность, персональная машина и т.п.) еще не является ее сущностью. «Анализируя персону, — указывает Юнг, — мы срываем маску и обнаруживаем, что то, что называли индивидуальным, на самом деле является коллективным». Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного — путь к ликвидации неврозов.
Четвертый этап — анализ самости. «Самость — наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью». Юнг считал, что «человек должен быть собой, должен нести собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален и от сознания, и от бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа, кажется, направляет нас». В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в сознательное. По Фрейду, комплекс — это вытесненное в бессознательное аффективно окрашенное сексуальное представление. Юнг считает, что комплекс далеко не всегда имеет сексуальное содержание. Комплекс — это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема, неосознанное столкновение самых различных актуальных противоречий. Источник этих противоречий — обычно какой-то моральный конфликт, который и является главной причиной невроза. В отличие от Фрейда Юнг понимает невроз не как конфликт между примитивными влечениями и требованиями общества, а в основном как проявление дисгармо Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, является установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Он подчеркивает, что терапия — это соединение усилий аналитика и анализируемого. Более того, психотерапия — это прежде всего взаимодействие бессознательного аналитика с бессознательным пациента. Весь процесс лечения Юнг условно разделил на две стадии: аналитическую и синтетическую. Аналитическая стадия состоит из двух этапов: признания и толкования. Лечение начинается со сбора материала. Пациент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях и т.д. Врач осторожно направляет рассказ, стараясь сделать его более полным и откровенным. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап — толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам. Кроме исповеди пациента в качестве материала для анализа Юнг широко использовал и другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуры и т.п. При анализе снов Юнг в отличие от Фрейда придавал значение не столько свободным ассоциациям, сколько конкретному содержанию сновидения. «Свободные ассоциации выведут наружу все мои комплексы, но едва ли значение сна. Чтобы понять значение сна, я должен так близко, как возможно, придерживаться образов самого сна». В процессе толкования сновидений Юнг придавал одинаково важное значение ассоциациям как аналитика, так и пациента. На второй стадии лечения — синтетической, также выделяются два этапа: обучение и трансформация. Юнг считал, что прозрение и понимание — это только первая половина лечения. За ней следует не менее важная и трудная — обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у пациента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и Новых привычек, стереотипов поведения и реагирования. На заключительном этапе лечения зависимость пациента от вра-
6.2.3 Индивидуальная психология А. Адлера. Комплекс неполноценности и сверхкомпенсация. Схема апперцепции. Агрессия и борьба за превосходство. Почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки. Это обстоятельство, по утверждению А. Адлера, формирует у него комплекс неполноценности. Чувство неполноценности может оказывать и позитивное влияние на личность, так как Когда чувство неполноценности достаточно выражено, а социальный интерес развит недостаточно, индивидуум стремится к личному превосходству, так так в глубине души ему не хватает уверенности в том, что он сможет успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, так как фиксированы на себе, а это неизбежно ведет к поражению, чувству неудовлетворенности, неврозу. Схема апперцепции – собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе. Апперцепция — это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия Таким образом, каждый индивидуум стремится к самосовершенствованию и совершенствованию своих отношений с окружающей средой. Если цель превосходства включает общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу. Date: 2016-07-18; view: 519; Нарушение авторских прав |