Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненные цели, жизненный стиль и социальный интерес
Личности Каждый человек, по мнению А. Адлера, выбирает для себя более специфическую, отвечающую его индивидуальным особенностям более конкретную жизненную цель. Автор полагал, что социальная адаптация — понятие слишком абстрактное: «Стремление к превосходству в каждом индивидууме лично и уникально. Оно зависит от того, каково для него значение жизни». Основа для формирования жизненных целей закладывается в детском возрасте как компенсация чувства неполноценности, неуверенности в себе и беспомощности в мире взрослых. Чем более выражено чувство неполноценности, тем сильнее гипертрофированы жизненные цели. Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, она еще всего полностью не осознается, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности. Например, человек, стремящийся к власти, разовьет в себе определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: тщеславие, зависть, жестокость, амбициозность. Адлер подчеркивает, что эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, но принимается индивидуумом как средство для достижения жизненой цели. Ученый выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь. Работа приносит удовлетворение и чувство собственной начимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба — выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними. Любовь — тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации двух индивидуумов противоположного пола. Эти три задачи, по мнению Адлера, всегда взаимосвязаны. «Решение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой они находятся». Жизненный стиль – это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Его можно анализировать только с позиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целостное представление о личности, е целях и жизненном стиле. «Главная задача индивидуальной психологии, — подчеркивал Адлер, — подтверждать это единство в каждом индивидууме — в его мышлении, чувствовании, действовании, в его независимом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности». К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, ученый относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.У детей, страдающих каким-либо хроническим заболеванием, имеющих физические или психические недостатки, может развиться резко выраженное чувство неполноценности, что часто приводит к утрате социального интереса, изоляции или выбору ложной жизненной цели. Однако те дети, утверждал Адлер, которые преодолевают чувство неполноценности, могут компенсировать недостатки и выработать для себя оптимальный жизненный стиль. Творческую силу личности А. Адлер утверждал по отношению к человеку, который не является пассивным объектом воздействия внешней среды, но в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди — не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. «Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности». К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы и жизненного стиля, а также чувство общности. Творческая сила оказывает активное влияние на взаимодействие индивидуума и внешней среды, а следовательно, активно влияет на его судьбу. Роль психоаналитика заключается в том, чтобы вскрыть эти творческие силы и направить их в нужное русло. «Бесполезно пытаться развивать психологию, — писал Адлер, — на основе одних только низших побуждений, не принимая во внимание творческую силу ребенка, которая направляет побуждения, придает им форму, придает им значимую цель». В своих поздних работах Адлер большое внимание уделил социальным интересам личности, «чувству общности», под которым он понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком... расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе». В определенном смысле все поведение человека, по его мнению, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции». Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности. Способность к сотрудничеству (кооперации) имеет глубокие филогенетические корни, так как люди с давних пор объединялись для добывания пищи, защиты от хищников и внешнего врага. Чувство общности и сотрудничество, по Адлеру, помогают строить такие социальные отношения, которые являются основанием для формирования полноценного конструктивного жизненного стиля. Чем слабее у человека выражено чувство общности и сотрудничества, тем сильнее чувство неполноценности, и наоборот. «Все неудачники, — утверждал Адлер, — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они не способны к сотрудничеству, одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру». И наоборот, «если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком». . В своей индивидуальной психотерапия А. Адлер выделил три основных этапа: 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса. Первый этап. Чтобы распознать жизненный стиль, Адлер просил пациента подробно рассказать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания о раннем детстве, выяснял, не имели ли место физическая неполноценность, гиперопека или отверженность. Адлер подчеркивал, что не бывает «случайных воспоминаний. Из бесчисленного количества впечатлений, с которыми сталкивается индивидуум, его память выбирает только те, которые... имеют отношение к его нынешней ситуации». Беседуя с пациентом, важно обращать внимание не только на содержание его рассказа, но и на особенности поведения, позу, мимику, интонацию. «Я считаю весьма ценным некоторое время воспринимать пациента как бы в пантомиме, то есть не обращать внимания на его слова, а прочитывать его более глубокие намерения из того, как он держит себя, как движется в ситуации». Кроме рассказа материалом для анализа могут служить сновидения, свободные ассоциации, рисунки и т.д. Второй этап. Основная проблема невротика, считает Адлер, состоит в ошибочной схеме апперцепции и определяется нереалистичной и недостижимой целью превосходства. Главная задача психотерапевта — вскрыть истинную структуру жизненного стиля пациента, выявить его фиктивные цели и перевести их в форму сознания. Осознанная фиктивная цель теряет способность решающим образом влиять на поведение человека. Понять себя — это означает прежде всего осознать, какое место ты занимаешь в окружающем мире, научиться видеть свои ошибки и понимать их последствия. Здесь нужно тесное содружество врача и пациента. Объяснения врача должны быть ясными и детальными, а главное — обращенными к непосредственному опыту пациента. От пациента требуются терпение и искреннее желание понять врача. Адлер подчеркивает: «Действительное измене ние природы пациента может быть только его собственным делом... На лечение и его успех нужно всегда смотреть не как на успех консультанта, а как на успех пациента. Консультант лишь указывает на ошибки, истинной жизни должен добиваться сам пациент». Третий этап. Адлер был убежден в том, что в основе переживаний и стремлений невротика лежит забота о собственном престиже, и главная задача врача в этом случае заключается в том, чтобы переключить интересы пациента с собственной персоны на интересы общества. Альфреда Адлера по праву считают основателем индивидуальной психологии, в основе которой лежит понимание каждого человека как интегрированной целостности, не отделенной от социальной среды. Он заложил основы «социальной ориентации» в лечении больного, создав тем самым базу для целого направления в психотерапии. Следует отчасти согласиться с мнением Ф. Виттельса, который считает, что всех так называемых «неофрейдистов» более справедливо было бы называть «неоадлерианцами» Date: 2016-07-18; view: 404; Нарушение авторских прав |