![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Приближение идеи бихевиоризма относительно психологии личности в трудах Э. Толмена
Исследователи, развивавшие идеи Джона Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию, обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (так как их нельзя объективно зафиксировать), также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R). Согласно логике уотсоновского бихевиоризма, об этих переменных нельзя рассуждать в традиционной психологической терминологии. Тем не менее, необихевиористы, по сути, нарушили этот запрет, обсуждая проблемы цели, образа и т. п. Так, известный американский психолог Эдвард Чейс Толмен (1886—1959 гг.) экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем, быстрее научаются проходить его при условии подкрепления), нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена означает; что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем по типу R–S (Э.Толмен назвал это «когнитивными картами»). Толмен как бы олсуществил разработку приближения идеи Уотсона относительно психологии личности. Ведь он считал возможным сочетание бихевиоризма с глубинной психологией (З.Фрейд), гештальт-психологией (М.Вертгеймер) и другими направлениями в психологии. Формула Уотсона стимул —реакция является, по мнению Толмена, наивной и недостаточной для описания поведения человека. Что касается понятий инстинкта и потребности, то при объяснении поведения они страдали одним существенным недостатком:. при их использовании не было необходимости в психологических когнитивных факторах, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма вообще. В силу данного обстоятельства вместо двух понятий скоро стали использовать только одно, данное К.Халлом новое понятие влечения —«драйва». Влечение предполагало стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения и сопровождающееся соответствующими переживаниями эмоционального характера. Отсюда, кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX века) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Я. Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение личности. Среди представителей этого направления можно назвать К. Халла. Он, как представитель инженерной мысли, пытался детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. Эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века К. Халлом. В более современном ее варианте рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения. 3.Реформа бихевиоризма и основные положения теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера.
Одним из наиболее авторитетных предположений Скиннера касается того, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно: определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это хотя и не означает свободы поведения, но в рамках его подхода и обсуждается в виде проблемы «самопрограммирования» личности. В общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом. Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (то есть, положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными. На этом выводе основана, предложенная Б.Скиннером, идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Основные положения учения Скиннера. Обусловливание и подкрепление. Реактивное обусловливание — это рефлекторное поведение. Если Павлов изучал реакции на прямой и опосредованный (условный) раздражители, то Скиннера больше интересовал процесс оперативного обусловливания, следующий за реакцией. Это нечто большее, чем реакция, это один из механизмов поведения. «Опе Подкрепление — любой стимул, увеличивающий вероятность определенной (заранее запрограммированной) реакции. Это может быть кусочек сахара (пряник) или кнут. Другими словами, подкрепление бывает как позитивным (пряник, деньги, похвала), так и негативным. Скиннер считал, что позитивные и негативные стимулы формируют и регулируют поведение. Он утверждал, что «все поведение можно расценивать как обусловленное сочетание позитивных и негативных стимулов». Это особенно наглядно проявляется при дрессировке животных. У людей это более завуалировано, но суть остается той же. Деньги и пища — основные позитивные подкрепления. Боль, страх и голод — основные негативные подкрепления. У человека мощным стимулом подкрепления является еще и слово. Поэтому к базовым подкреплениям присоединяются, с одной стороны, власть, слава, а с другой — страх, унижение и т.п. Объяснительные фикции. Когда не понимают истинных причин поведения, их объясняют ложными (фиктивными) механизмами. Наиболее распространенными фикциями являются: «автономный человек», «свобода», «достоинство», «творчество». Скиннер считал, что фикции оказывают людям «медвежью услугу», так как маскируют истинные механизмы поведения. Автономный человек — понятие, относящееся к внутренним факторам. Это второе Я, внутренний голос, видимость спонтанности. На самом деле в наличии все та же опе-рантная обусловленность, но вытесненная в бессознательное. Свобода — тоже фикция. Точнее, замена истинных причин поведения фиктивными. Например, поведение в постгипнотическом состоянии. Человек, подвергшийся гипнозу, уверен, что исполняет внушенное ему поведение по собственной воле, а на самом деле выполняет волю гипнотизера.
Скиннер считал, что «нужно отказываться от оценок, от хулы или похвалы, а изучать механизмы поведения». Творчество — часть «внутреннего фактора». Скиннер отрицает спонтанность этого процесса. По его убеждению, творчество — не более чем метафизический ярлык. Оно всегда социально обусловлено. Просто поэт не всегда осознает свою предысторию. «Творчество — продукт генетической истории и среды». В этом Скиннер созвучен с Самуэлем Батлером, который сказал однажды, что «поэт пишет стихотворения, как курица несет яйца, и оба чувствуют себя лучше после того, как сделали это». Управление поведением. Прогнозировать поведение — значит не предсказывать, а изучать его механизмы. Скиннер считал, что ключ к управлению поведением — в изучении и изменении среды. Если мы научимся изменять среду, то научимся управлять поведением. Механизм управления поведением не так уж сложен: «поощрение — наказание», «хорошо — плохо». На современном этапе развития науки Скиннер рассматривал организм человека как черный ящик. Известны вход (раздражитель) и выход (поведение). Что делается внутри ящика — во многом является загадкой. Он отдавал должное учению И.П. Павлова о процессах «возбуждения и торможения», о «застойных очагах» и т.п., но считал, что этого недостаточно для анализа поведения. Исследуя оперантное обусловливание, Скиннер пришел к следующим выводам. Обусловливание чаще всего происходит вне сфер сознания. Наше индивидуальное восприятие зависит от прошлыхвосприятий (культура, традиции), а также от опыта. Они наслаиваются друг на друга и создают базу для поведения, которую мы часто не осознаем.
Программированное обучение. Работы Скиннера заложили психологические и методологические основы современного программированного обучения. С помощью компьютера ученику предлагается определенное утверждение. Он активно реагирует на это утверждение и дает ответ. Тут же осуществляется обратная связь (машина дает правильный ответ). Иногда компьютер дает несколько ответов, различающихся по степени правильности. В таком случае обратная связь усложняется. Но один ответ всегда правильный. Скиннер широко использовал в обучении понятия дискретность и непрерывность. Каждая единица материала дискретна, но она обязательно входит в общий материал (фобия — навязчивый страх, но это симптом невроза; невроз — раздел пограничных состояний; невроз и психопатии — понятия сопряженные и т.д.). Скиннер одним из первых, исходя из идей бихевиоризма, стал пропагандировать пользу программированного обучения с помощью компьютеров. И имел для этого веские аргументы: каждый учащийся работает в своем темпе (холерик — быстро, флегматик — медленно); ученик переходит к более сложному материалу лишь тогда, когда усвоил более простой; благодаря имеющемуся правильному ответу «ученик всегда прав», у него нет чувства ущербности («садись, бездарь, двойка»); ученик постоянно активен и получает немедленное подтверждение своего успеха; вопрос всегда сформулирован квалифицированно и в такой форме, что ученик понимает его суть; ответы машины всегда имеют иерархию точности, дают возможность выбора, носят обучающий характер. Date: 2016-07-18; view: 540; Нарушение авторских прав |