Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и задатки. Виды способностей, одаренность, креативность.





Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей: *учебные и творческие *умственные и специальные *математические *конструктивно-технические *музыкальные *литературные *художественно-изобразительные *физические способности. Теплов: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного чела от другого. Не всякие, а которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо д-ти. Способность не сводится к ЗУН. Уровни: способность, одаренность (сочетание способностей обеспечивающих возможность успешного выполнения д-ти), мастерство (совершенство в конкретном виде д-ти), талант, гениальность

Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.


Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей: репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как:

• качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

• общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности;

• умственный потенциал человека, его интеллект;

• совокупность задатков, предпосылок способностей.

В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес, род. 1918).

В книге А.И. Савенкова «У колыбели гения» выделяется несколько видов одаренности.

• При общей интеллектуальной одаренности ребенка отличают:

– быстрота мышления;

– наблюдательность;

– исключительная память;

– умение легко и свободно излагать свои мысли;

– исключительная способность к решению любых задач;

– он хорошо схватывает абстрактные понятия.

Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере:

– чтения – у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен;

– математики – у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике;

– естествознания – у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.

Художественная одаренность (в области изобразительной деятельности) характеризуется тем, что ребенок:

– проявляет большой интерес к визуальной информации, легко запоминает увиденное во всех деталях;

– осознанно строит композицию рисунков, работы отмечены печатью индивидуальности;


– оригинален в выборе сюжетов, в рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций;

– становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь;

– способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.;

– любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

– охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых;

– обращается к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроения;

– любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

– может дать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в рисунке, скульптуре, самодельной игрушке.

• В сфере музыкальной деятельности ребенок:

– проявляет большой интерес к музыкальным занятиям;

– чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам;

– хорошо поет;

– в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;

– любит музыкальные записи;

– стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

– хорошо играет на каком-нибудь инструменте; – > в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

– сочиняет собственные оригинальные мелодии.

• В литературной деятельности:

– любит сочинять (писать) рассказы или стихи;

– может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

– рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

– придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;

– выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства;

– умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

– склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

– умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

• В артистической деятельности:

– легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и др.;

– интересуется актерской игрой;

– меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

– разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;


– склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

– стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

– с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

– любит игры-драматизации.

Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок:

– интересуется механизмами и машинами;

– может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

– любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»;

– любит рисовать чертежи и схемы механизмов;

– читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

– любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом;

– проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

– быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок:

– легко приспосабливается к новым ситуациям;

– инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими;

– сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

– легко общается с детьми и со взрослыми;

– улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;

– часто руководит играми и занятиями других детей;

– склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

– другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

– обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность проявляется в том, что ребенок:

– энергичен, нуждается в большом объеме движений;

– проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

– обладает хорошей зрительно-моторной координацией и широким диапазоном движений;

– прекрасно владеет телом при маневрировании, ловок, движется легко, грациозно;

– любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

– часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях;

– бегает быстрее всех в детском саду, в классе;

– любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

– предпочитает проводить свободное время в подвижных играх;

– физически выносливее сверстников.

Творческая одаренность (креативность) выражается в том, что ребенок:

– пытлив и любознателен;

– с головой уходит в интересующее его занятие;

– обладает высоким энергетическим уровнем;

– изобретателен во всем – в играх, занятиях и т. п.;

– высказывает оригинальные идеи;

– решает задачи нетрадиционным путем.

Признаки интеллектуальной и творческой одаренности разнообразны. Особенностями одаренных в этих сферах детей являются:

• опережение сверстников в развитии речи и мышления;

• обладание значительной памятью; раннее начало чтения; способность к длительной сосредоточенности;

• широкая любознательность; исследовательская активность;

• самостоятельный выбор занятий;

• ранняя увлеченность;

• преданность любимым занятиям.

У таких детей обычно позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы. Наиболее отличает одаренных детей от прочих стремление познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость», проявление оригинальности, нестандартности, непохожести, неожиданности в решениях; способность к прогнозированию, предвосхищению.

К личностным коррелятам креативности относятся:

1) особенности восприятия ребенка – целостность, «свежесть», самостоятельность, способность видеть то, чего не видят другие;

2) внимание – длительное, устойчивое (часто это является причиной мнимой рассеянности);

3) мышление – понимание главного, существенного, беглость, гибкость, оригинальность, открытость. Наиболее привлекательны для ребенка неопределенные, беспорядочно-сложные объекты, из которых он самостоятельно выбирает необходимые ему (кубики, мозаика);

4) память – запоминание легкое, прочное, быстрое, если связано с интересом, но легкое забывание того, что считается второстепенным; богатство ассоциаций; воображение – яркое, образное, нестереотипное;

5) интеллект – самостоятельное нахождение задач и способов решения, инициативность, выдумка;

6) эмоции – высокая эмоциональная возбудимость, стремление к доминированию, риску, независимости, нарушению порядка, прилив стенических эмоций. Эмоциональные корреляты креативности наиболее показательны, без них собственно креативность не наблюдается;

7) воля – саморегуляция, целеустремленность, самоконтроль, упорство, осознанность действий;

8) личностные характеристики – отклонение от шаблона в поведении, оригинальность, энергичность, находчивость, непосредственность, чувство гордости;

9) мотивационные характеристики – стремление к самому процессу творчества, к сотрудничеству, развитость эстетических чувств, речевая активность и т. п.

Одаренный человек необязательно талантлив. Талант – это высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении.

Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха. Неслучайно говорят: «Воображение – как огонь: хороший слуга, но плохой господин».

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту:

• внимательность, собранность, готовность к напряженной работе;

• потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие;

• быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человека – психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.

Природное и приобретенное в способностях. Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных способностей провозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам. Теория приобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности. В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором – только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние.

 







Date: 2016-07-18; view: 1903; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию