Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания в марксистской философии. Творческий характер познания. Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания.





Среди основополагающих принципов марксистской теории познания выделяют положение о познаваемости объективного мира, существующего вне познающего субъекта, в также положение о практике как основе и источнике познания. Практика – вся деятельность людей, направленная на преобразование предметно-вещного мира, проявляемая в обществе. Познание - мыслительная деятельность познающего субъекта, находящегося в обществе. Познающий субъект обязательно должен социальным субъектом. Познание как вид деятельности человека всегда имеет социально-исторический характер.

Практику можно рассматривать как основу познания, поскольку она побуждает человека к познанию. Материальные жизненные потребности вынуждают человека к познанию, а не чистое любопытство. Познавательный процесс опосредуется социально-исторической практикой, т.к. только практически изменяя мир человек может развить себя как особое родовое существо. Вне практики познания быть не может. Практику можно считать источником познания, поскольку через ее посредство человек обнаруживает свойства объективного мира, после чего их сущность теоретически осмысливается, когда и раскрываются законы бытия мира. Процесс практики необходимо рассматривать как противоречивый и постоянно изменяющийся.

Истина – знание, которое соответствует содержанию объективных существующих вне нас явлений материального мира, законов бытия мира. Это соответствие является результатом творческой деятельности познающего субъекта. Истина по форме – идеальное явление, по форме – преобразованное материальное явление.

Объективная истина – содержание знания, которое соответствует содержанию объективных процессов в самом мире, существующем независимо от сознания познающего субъекта. Такое соответствие не может быть полным. Истина – результат противоречивого взаимодействия субъекта и объекта. Марксизм рассматривает диалектику относительной и абсолютной истины в познании.

Абсолютная истина – достоверное и исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, его объективных законах бытия, достигаемое в бесконечной деятельности человеческого рода. Абсолютная истина фиксирует признание неисчерпаемых способностей, присущих человеку. Без признания абсолютной истины нет позитивного момента в познавательной деятельности человека.

В объективной истине всегда есть сторона относительной истины. Относительная истина – достоверное, но неполное знание о чем-либо. Такое истинное знание неопровержимо в определенных пределах, относительно определенных законов. Относительная истина проистекает из того, что познанием занимаются конкретные люди со своими особенностями и ограниченностями. Родовая познавательная способность человека в этом случае проявляется не универсально, а конкретно. Процесс познания всегда ограничен историческими возможностями практики, что связано с уровнем развития общества. В марксистском учении об истин знание всегда носит конкретный характер.

В объективной истине есть диалектика абсолютного и относительного знания. Познанию и объективному миру присущи одни и те же законы диалектики, но в своеобразном проявлении.

Цель познания – достижение истины. Для изучения познания в марксистской философии была создана диалектико-материалистическая теория познания. Исходит эта теория из того, что процесс познания – процесс отражения объективного мира в сознании человека. Процесс познания – многоуровневый.

Низший уровень – эмпирическое познание, включенное в практическую деятельность людей. Инструменты такого познания – ощущения, восприятия. На этом уровне сущностная сторона предметов нераскрыта. Эмпирическое знание – конкретное, достоверное, неполное, необобщенное.

Второй уровень – теоретическое знание. Это сфера действия мышления, оперирующего понятиями. Теоретическое знание, по Марксу и Энгельсу, - продолжение эмпирического. Эмпирическое – предпосылка теоретического. Теоретическое - преобразование эмпирического посредством понятий.

Теоретическое знание, также называемое абстрактным, отвлечено от непосредственного бытия. Инструменты теоретического знания – абстрактные понятия и умозаключения.

Познание – противоречивое единство эмпирического и теоретического. Отсюда истина – также единство эмпирического и теоретического, а также объективного и субъективного.

Критерий истины – общественно-историческая практика как совокупная деятельность людей. Отсюда практика имеет абсолютный и относительный характер.

Абсолютный – в том, что практика может проверить любое знание и теорию, она универсальный критерий истины. Относительность – в конкретно-историческом характере практики, в данный момент она может проверить истинность не любой теории, но ту, для которой созрели необходимые предпосылки.

Date: 2016-07-18; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию