Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Г. Сковороды.





Философская Система Сковороды. "Мир ловил меня, но не поймал" Г. С. Сковорода Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку.Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трехмиров". Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно изтрактата "О Боге": "Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, другая- невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая - бог.... Удревних бог называется ум всемирный. Ему ж у них были разные имена,например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость,фортуна и пр. А у христиан знатнейшие ему имена следующие: дух, господь,царь, отец, ум, истина,... Что касается видимой натуры, то ей также неодно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень, и пр."[3]. Вопрос о боге, который составляет первооснову всего сущего - "высшуювсех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, являетсяодним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своимпредставлением о боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви,придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шестидней. В отличие от церковного, его бог - вечное начало - неуловим иневидим, так как он, "присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым,не имеет меры, временной и пространственной характеристики". Такоепонимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии названиепантеизма. Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философомДжоном Толандом (1670 - 1722), хотя представления о тождестве бога иприроды были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632- 1677). Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни кчистому материализму. У него бог и материя сосуществуют наряду, хотяневидимая натура всегда первична - т.е. у Сковороды цель развития материизадана богом априори. Поскольку любое развитие мира понимается Сковородойкак осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которыеопределяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданыбогом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамкахотведенных богом - природными законами - границ. Разберем теперь, что же скрывается под существованием "трех миров",каждый из которых также обладает двумя натурами - видимой и невидимой. Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная -макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире,составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ниначала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мираявляется не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур -постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность отдельныхвещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этомСковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана свидимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией,пропорцией. Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека.Обратимся к трактату под названием "Симфония, нареченная книга АСХАНЬ, опознании самого себя". В этом трактате от имени одного из действующих лиц -"Друга" - задается вопрос с последующим на него ответом: "А что же такоеЧеловек? Что бы оно ни было: дело ли, действие ли, или слово - все топустая пустошь, если оно не получило события своего в самом человеке... Всяразная плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается вчеловеке и пожирается в человеке... Все, что там только именуется, даже допоследней черты, до крошечной точки - все нуждою обязано во исполнениеприйти в самом человеке". Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире -макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. С позицийучения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены.Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека кбогу без посредников, ибо богом является сама природа, а человек - еетворение, - познавая бога - познает самого себя. В этом смысле Сковородаотрицает агностицизм - учение о непознаваемости мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт,что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростомматериальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижениечеловеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самогосебя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть егопотребности. Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, нареченной "Евродий"":"Будь доволен малым. За многим не гонись. Сетей, простертых на лов, вельмиберегись. Я вам предсказываю - роскошно не жить! На таковых-то всегдазакидывают сети. Триста пали в неволю по горячей страсти, шестьсот плачут вболезнях за временны сласти"[4]. Что же касается счастья, то как будет показано ниже, оно связано не судовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью"сродственного труда". Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как:"мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море волнующихся, адмучающихся", а в другом, как: "мир же есть море потопляющихся, странаморовую язвою прокаженных, ограда лютых львов, острог плененных, торжищеблудников, удка сластолюбивая, печь, распаляющая похоти, пир беснующихся,лик и хоровод пьяно-сумасбродных, и не отрезвятся, пока не устанут, краткосказать, слепцы за слепцом в бездну грядущие". Возможность преодоления человеком моральных пороков Сковородасвязывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествамичеловека. Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук.Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натурычеловека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечномитоге, выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема"сродного труда" - эта одна из самых важнейших тем, развиваемых Сковородой.Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, чтоприобрела значение общего принципа, определяющего не только человеческоесчастье, но даже смысл человеческого бытия. Третьим - из существующих "трех миров" - является символический мир,отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписываетсясуществование двух натур - внешней (знак) и внутренней - (смысл). Сковородасчитает, что представленные в Библии легенды - это фантазия, обман, подлог,небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл,полезное и поучительное знание - с другой. Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но сглубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал какинструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковородасвязывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - этослучайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура - этоистинный источник красоты. Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковородаделает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив толькотогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природнымисклонностями.

Date: 2016-07-18; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию