Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виктимология адциктивного поведения
задачу терапии. Распространено обобщенное и туманное формулирование целей. Например: «Хочу, чтобы мои близкие были счастливы, тогда и я буду счастлива». Как правило, созависимые люди склонны создавать отношения, в которых происходит: • «растворение» одного из партнеров, например, при склонности к самоуничижению; • «поглощение» партнера (окружение «заботой», ведущей к чувству зависимости и беспомощности, установление тотального контроля, лишение человека права на самоопределение, на собственные желания и т. п.), например, при комплексе мученичества, склонности к контролю, власти и доминированию, садистских наклонностях; • использование партнера в качестве «зеркала» для подтверждения мифа о собственной непревзойденности, необычайности и т. п., например при нарциссизме; использование партнера для подтверждения способности вызывать к себе любовь, обычно при невротической потребности в любви. Тут легко просматривается склонность к бессознательному созданию жизненных сценариев, в которых партнер избирается в соответствии с личностными качествами, позволяющими играть отведенную ему роль. Поскольку сценарий, в сущности, не зависит от конкретного партнера, а нуждается лишь в соответствующем наборе свойств личности, то смена партнеров не ведет к выходу из сценария (без соответствующей проработки). Подобные созависимые отношения никогда не приносят удовлетворения, и в то же время их крайне трудно прервать, и это приводит к состоянию бессилия и беспомощности, и следовательно, к хронической подавленности и депрессии. Основная задача терапии в данной ситуации — отслеживание и осознавание паттернов сценарного поведения, связанного с созавиеимыми отношениями (в которых партнер используется для заполнения нарушенной структуры Я), выбор нового способа взаимодействия и постепенное освоение навыков автономного поведения. Наиболее подходящим психотерапевтическим направлением для проработки сценарного поведения является транзактный анализ (см. раздел 2.1 главы 2 настоящего справочника). Для того чтобы вывести внутренние конфликты и причину амбивалентности чувств и желаний на уровень сознания, а также стимулировать развитие позитивного отношения к себе Глава 5 и принятия себя, очень эффективной бывает работа с субличностями клиента в рамках психосинтеза (см. раздел 2.3 главы 2 настоящего справочника). Работа с субличностями особенно эффективна, когда необходимо: • изменить негативное отношение к себе на принятие себя; • снизить интенсивность постоянной самокритики; • в случае амбивалентных чувств и желаний осознать внутренний конфликт, мешающий принять решение и ему следовать. Такую субличность, как Жертва, можно исследовать отдельно. Мысленно посадив свою Жертву перед собой, клиент может провести диалог на тему: «Жертва, для чего ты хочешь оставаться обиженной? Что это дает тебе?». Пересев затем на место Жертвы и приняв ее позу, клиент может говорить от имени Жертвы. Консультант помогает ему формулировать вопросы к данной субличности. Важно при этом вести себя по отношению к ней не враждебно и не осуждающе, а принимая ее. Нужно понять, какую пользу она хочет принести «хозяину», чего она добивается таким путем и в чем ее ошибка, то есть чего она не достигает своими методами. Переходя от работы с субличностями к обстоятельствам реальной жизни, важно: • рассмотреть особенности проявления позиции Жертвы в конкретных ситуациях; • очертить поведенческие паттерны так, чтобы они стали легкоузнаваемыми; • научиться заменять их конструктивным поведением. Осознание клиентом своего позитивного опыта — очень важная часть работы. Положительное отношение к себе, вера в себя, самоуважение тесно связаны с самореализацией. Кроме того, именно движение к собственным целям помогает выйти из «беспросветной» погруженности в проблемы близких и начать жить полноценной жизнью. 5.10. МЕТОД СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТИ Данный тренинг основан на материалах книги Зинке -вич-Евстигнеевой (2002). Виктимология аддиктивного поведения Основная идея использования метода сказкотерапии при работе с зависимостями заключается в том, что с помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снять напряжение и позитивное воздействовать на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Как уже говорилось, возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей. Другими словами, данный вид психотерапии химических зависимостей связан, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых»" ценностных ориентации. В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений, но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективным при сформированной зависимости. Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия клиентом своей проблемы.сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии. Сказкотерапия зависимости дает шанс духовного излечения, а также эффективна при поддержке близких зависимого человека и служит профилактическим целям. Современная сказкотерапия касается трех аспектов: • диагностического; • воздействия; • профилактического, развивающего. Для воздействия в сказкотерапии применяется пять видов сказок: • художественные; • дидактические; • психокоррекционные; • психотерапевтические; • медитативные. В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени аспект воздействия, связанный главным образом с психотерапевтическими и медитативными сказками. Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, они заимствованы из богатого художественного наследия и несут в себе нравственные ценно- Глава 5 сти и показывают способы выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные и психотерапевтические сказки. Примеры таких сказок приведены ниже. Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностных ресурсов клиента (медитативные сказки третьего типа). Выделяют семь стадий терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей: 1 стадия — поддержка клиента и его близких, убеждение; 2 стадия — проблематизация, усугубление кризисного состояния; 3 стадия — осмысление жизненного опыта; 4 стадия — актуализация и подпитка личностных ресурсов клиента; 5 стадия — формирование конструктивного созидательного альтруизма; 6 стадия — профилактика срыва; 7 стадия — формирование созидательной жизненной программы. Основные задачи первой стадии терапевтического консультирования следующие: • стабилизация психоэмоционального состояния близких клиента; • снижение уровня тревоги по поводу предстоящего лечения (если консультирование проводится в реабилитационном центре); • создание положительных перспектив; • формирование мотивации лечиться. Если главная цель — профилактика зависимостей, основное внимание можно уделить анализу жизненных ценностей, передаваемых через сказки и притчи. Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии зависимостей: 1) наличие «проблемного» героя. Герой находится в сложном состоянии из-за серьезной проблемы. Любые попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугублять ситуацию; 2) наличие в сказке доброго совета, исходящего от мудро- Виктимология аддиктивного поведения го персонажа. Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению; 3) доверие к происходящему. Только доверие героя естественной динамике собственного процесса и добрым намерениям тех, кто его окружает и желает помочь, приводят к решению проблемы; 4) чудесная трансформация героя. Внутреннее изменение героя меняют его внешность и мировоззрение. Он осознает ценность данного ему ранее доброго совета; 5) вера окружающих в созидательное начало героя. Окружающие персонажи большей частью доброжелательны и стремятся ему помочь, кто словом, кто делом, кто своей верой. Таким образом, для этой стадии подбираются сказки и притчи только с однозначно хорошим концом (то есть благоприятность конца должна быть очевидна, независимо от уровня развития, образования, мировоззрения и религиозных ценностей клиента). Начальное напряжение главного героя символизирует сложное психоэмоциональное состояние клиента и его близких, оказавшихся перед лицом практически неразрешимой проблемы. Появление в сказке доброго советчика символизирует психолога, который видит решение в дальней перспективе. Сомнение главного героя в состоятельности доброго совета символизирует внутреннюю неготовность клиента к предстоящей работе и сомнения близких. Усугубление тяжелого состояния героя, чувство безысходности отражают актуальное психоэмоциональное состояние клиента. Изменения в мировосприятии и мировоззрении героя указывают на перспективы терапии. На первой стадии сказкотерапии важна идея трансформации, которая станет возможной в результате работы клиента над собой. Подбираемые сказки не рисуют радужные картины, они предупреждают о сложностях, испытаниях и неприятностях. В контексте обсуждения сказок эти темы обязательно проговариваются с клиентом. Алгоритм работы со сказкой: 1) обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку; 2) ответы на вопросы для размышления и обсуждения (приведены в конце каждой сказки); 3) интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная Глава 5 ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента; 4) выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Таким заданием может быть игра. Этот завершающий встречу шаг необходим для символического закрепления воздействия. Вторая стадия сказкотерапии зависимости тесно перекликается с первым шагом программы «12 шагов». Первый шаг — это признание, что человек не в силах справиться с зависимостью, признание своего истинного состояния. И чем глубже это убеждение, тем серьезнее работа. Первый шаг состоит из двух частей: бессилие перед зависимостью и признание того, что зависимость начала управлять жизнью. Очень важно прийти к «моменту истины», то есть признать, например, что: «Вчера я напился не потому, что моя любимая команда проиграла. И не потому, что дочь принесла в дом блохастого щенка и я поссорился с женой. Я напился не потому, что мой начальник сделал мне выговор, и не потому, что вчера отмечался «Всемирный день спасения утопающих». Я напился потому, что не мог не напиться». К этому убеждению можно прийти, только честно признав свое истинное состояние. Такова и задача второй стадии сказкотерапии зависимостей — убедить человека в серьезности проблемы и в состоянии бессилия перед предметом зависимости. В программе «12 шагов» поясняется, что значит бессилие перед алкоголем. Для этого человеку предлагается честно ответить на вопросы: 1. Бывают ли у вас настойчивые мысли о выпивке? Например: сильное желание пойти туда, где вам представится возможность выпить. Или: вы с нетерпением ждете конца рабочего дня, чтобы можно было «спокойно» выпить. И прочее. 2. Были ли у вас неудачные попытки контролировать выпивку? Например: вы пытались перейти на легкие напитки, но в конце концов однажды напились тем, что было под рукой. Или: вы пытались пить только по субботам и воскресеньям, не пить во время работы, не пить дома при детях или, наоборот, пить только дома, но не на улице или с друзьями в «забегаловке». 3. Бывали ли у вас когда-нибудь «провалы» в памяти? На- Date: 2016-07-18; view: 281; Нарушение авторских прав |