Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виктимология адциктивного поведения
• Что именно волнует клиента в той или иной ситуации? • Чем именно для него неудобна, неприятна или непереносима сложившаяся ситуация? • Что для него самое плохое в сложившихся отношениях? • Что было бы для него лучшим выходом? • Что именно он предпринимал для решения проблемы? и т. д. Возможно и еще одно из состояний клиента. «Гость» — это человек, которого привели на консультацию или заставили посетить психолога для решения проблемы, которую сам человек не считает своей или не собирается ее решать. Такой клиент — жертва давления окружающих, однако он может не пойти в своей жертве дальше посещения психолога. У него может быть своя осознанная позиция относительно проблемы, которую его заставляют решать, или относительно тех людей, которые желают его изменить. Особенно часто «гостями» становятся подростки или супруги. Работать с таким клиентом чрезвычайно тяжело, однако возможно. Для этого необходимо выразить сочувствие и принять нежелание клиента работать с психологом. А затем поинтересоваться, есть ли в сложившейся ситуации нечто, интересующее его самого. Итак, задача консультанта, в первую очередь, состоит в том, чтобы определить, с кем он имеет дело — с «гостем», «заказчиком» или «клиентом». Эффективной может быть только работа с «клиентом».. К сожалению, очень часто обратившиеся по поводу деструктивных отношений с близким, в том числе и в случаях со-зависимости, ограничиваются одной консультацией либо посещают психолога регулярно, иногда на протяжении длительного времени, но так и не приходят к каким-либо позитивным изменениям. Обычно это тот, кто: 1) хочет получить информацию о том, можно ли «исправить» «проблемного близкого» и где это можно сделать; 2) собирается получить готовый рецепт по решению проблемы; 3) считает, будто психолог обладает неким «волшебным набором» средств, которые сами по себе все изменят; 4) хочет получить нравственную, социальную, моральную оценку происходящего; 5) имеет скрытую цель доказать, что, несмотря на все старания, его проблему просто невозможно решить;
Глава 5 6) имеет вторичную выгоду от существования проблемы и ищет внимания, а не решений. Как уже было показано, созависимые клиенты, становясь на позицию «заказчика», то есть желая изменить другого человека, стремятся получить «готовый рецепт», а именно — способы манипуляции, с помощью которых они смогли бы изменить желания, вкусы, систему ценностей другого человека. Консультант может прямо сказать клиенту, что его запрос невыполним. И это вполне приемлемый способ для того, чтобы исключить «зависание» и приостановить деструктивные попытки изменить другого. Но опыт показывает, что ничего, кроме разочарования и усилившегося отчаяния созависимого, такой ответ не дает. Поэтому конструктивнее предложить сначала исследовать ситуацию, чтобы затем сообща поискать возможности достижения целей. Тут консультант может применять следующий алгоритм работы. 1. Перевести «заказчика» в «клиенты». Необходимо выяснить, что хочет получить обратившийся в результате влияния на своего близкого. При ответе на этот вопрос полезно остановиться на том, уверен ли клиент, что ожидаемый результат действительно достижим именно с помощью его влияния на «проблемного» партнера или члена семьи (для краткости тут мы будем обозначать его аббревиатурой ПП). Лучше всего постараться убедить его в том, что никто не меняется по чужой воле. Но именно по той же причине у консультанта это может не получиться. Тогда можно продолжить исследование, задавая вопросы: • Кем является клиент по отношению к ПП, на которого собирается влиять для его «изменения»? • В чем причина того, что за помощью обращается «благополучный» партнер (или член семьи), а не тот, у кого проблемы? • Считает ли ПП, что у него есть проблемы? • Каким образом и в какой степени проблемы ПП касаются обратившегося? • Что составляет проблему ПП? • Что больше всего волнует обратившегося в поведении, образе жизни ПП? • Что он уже делал для того, чтобы ПП отказался от «проблемного» поведения? • Насколько успешными были его попытки? Date: 2016-07-18; view: 251; Нарушение авторских прав |