Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виктимология адциктивного поведения
пример: вы в пьяном виде упали, вас избили или вы ударили кого-нибудь, но вы не помните, как все произошло. Программа поясняет также, в чем проявляется потеря контроля над своей жизнью: 1. Семейная жизнь. Финансовые трудности в связи с зависимостью, нежелание заниматься домашними делами, отчужденность детей, скандалы в доме. 2. Работа. Дисциплинарные взыскания по поводу прогулов или грубых ошибок, похмелье в рабочее время, нежелание работать. 3. Здоровье. Проблемы с памятью, бессонница, приступы депрессии, учащенное сердцебиение, тошнота, слабость, проблемы с желудком. 4. Сексуальная жизнь. Страх перед половым контактом в трезвом состоянии, страх перед неудачей, неразборчивость в связях, супружеская неверность. 5. Поведение, угрожающее собственной жизни или жизни окружающих. Попытки самоубийства, провоцирование скандалов и драк, езда в автомобиле в нетрезвом состоянии с детьми или знакомыми и пр. Если на первой стадии терапевтического консультирования доминировала идея поддержки, то теперь задача психолога.показать клиенту весь ужас создавшегося положения. На этой стадии «отрезвляющий ужас» может стать мощным терапевтическим средством. Принципы подбора и создания сказок для второй стадии терапии таковы: 1. Наличие зависимого героя, не разрешающего, а усугубляющего свою проблему по собственной воле или под давлением обстоятельств. 2. Неоднозначно благополучный или трагичный конец. Задача сказки — нагнетать, катализировать напряжение. Поэтому конец истории должен быть поучительным и достаточно трагичным. 3. Наличие «злого рока» в сказке. Обстоятельства все время складываются не в пользу героя. Появляются «лучи надежды», но их затмевают последующие события. Продолжительность этой стадии терапевтического консультирования значительно варьирует. Иногда достаточно одной сказки, притчи даже без их обсуждения. Однако нередко эта стадия занимает до четырех встреч. Глава 5 Если сказка оказала глубокое воздействие и клиент находится под ее впечатлением, проводить ее обсуждение необязательно. Достаточно попросить клиента нарисовать свое состояние. Если же клиент демонстрирует достаточно поверхностное переживание, сказку необходимо обсудить и связать с его жизнью. Размышления о сказке. Если нечто: алкоголь, наркотики, азартные игры — могут формировать у человека зависимость, может быть, у них есть душа? Душа темная, в начале искушающая, а потом порабощающая человека? Как переживает человек искушение и состояние «порабощенности»? На второй стадии консультирования важно поговорить с клиентом об этом. Сказка создает условия для осознания собственных переживаний зависимости. Обсуждение этих ощущений и чувств — это путь к сознательному контролю над ними. После разговора об этой сказке и впечатлениях клиента — о его переживании зависимости — можно предложить ему сочинить свою сказку, героем которой станет предмет зависимости. Таким образом, сказка стимулирует процесс оживотворе-ния предмета зависимости, что, в свою очередь, превращает его из врага тайного в явного соперника. С явным злом всегда легче бороться, чем с тайным. Создание клиентом сказок о противоборстве с предметом зависимости — еще одно терапевтическое средство. Однако не каждый человек на этой стадии способен к сочинению, поэтому путь совместного размышления над сказкой более реален. Закончить обсуждение сказки можно следующим резюме. «Итак, герой сказки признал свое бессилие перед бутылкой. Это его выбор. Он принял свою судьбу, определенную наследственностью. Это его путь, и ведет он к смерти. Вероятно, необходимо обладать огромным мужеством, чтобы сделать такой выбор, чтобы принять на себя ответственность за разрушение своего дара, за «неделание» того, зачем пришел в этот мир. Путь в «никуда» — такова его перспектива. Но есть ли внутренняя готовность принять этот путь у вас?» С этим вопросом важно оставить клиента до следующего занятия. Возможен и такой вариант размышления о сказке: «Как часто события нашей жизни развиваются не по тому сценарию, о котором мечталось в детстве! Как часто обстоятельства круто меняют течение жизни. Как часто человек говорит себе: «Но уж от таких-то событий я точно застрахован!» — и появляется ситуация, демонстрирующая его заблуждение! Виктимология адциктивного поведения Что же смогло так круто изменить жизненное кредо и судьбу героя сказки? Нечто иррациональное, не поддающееся контролю разума и продуманного жизненного сценария? Что заставляет нас сворачивать с намеченного пути и попадать в зависимость от привычки, человека, напитка, игры? Отчего сильный человек вдруг становится бессильным?» Над этими вопросами важно поразмышлять совместно с клиентом. На этой стадии необходимо просто «заронить» в сознание и подсознание клиента вопрос. Тактика психолога достаточно проста: он формулирует вопрос, задает его «как будто себе», а не клиенту и, услышав ответ, повторяет его «как эхо». Таким образом он стимулирует процесс размышлений клиента. После совместного размышления над сказкой психолог обобщает возникшие идеи. Сделать это можно, например, так: «Наверное, рядом с нами существуют некоторые силы, которым человек просто не может противостоять. Но, быть может, именно сам человек «запускает» эти силы? Ведь без его воли они бы просто «дремали» где-то рядом. Это невероятно, но даже одно наше разрушительное желание, подкрепленное действием, может вызвать к жизни силы, которые завершат процесс разрушения помимо воли человека. Сколько таких разрушительных желаний было спродуцировано? Сколько разрушающих сил пришло в движение?» С этими вопросами необходимо оставить клиента. Они тяжелы, однако без усиления напряжения невозможно сформировать у зависимого человека подлинное желание измениться. И только тогда, когда клиент в той или иной форме искренне задаст вопрос: «А что же делать, как теперь быть?», можно переходить к третьей стадии сказкотерапии. Переход к третьей стадии начинается тогда, когда у зависимого клиента формируется осознанный запрос о помощи. Он начинает ощущать, что корни его проблемы — в нем самом. Если это так — он готов к работе. Задача консультанта на этой стадии — помочь клиенту найти ситуации, в которых он, осознанно или неосознанно, вступил в противоречие с внутренним чувством гармонии. Или, если следовать сказке, солгал самому себе и другому. Причем ложь повлекла «сделку с совестью» или потерю ощущения «правильности» своей жизни. В программе «12 шагов» такой процесс называют «моральной оценкой». Вот что под этим понимается: «Правильное понятие слов «моральная оценка» касается бесстрастного анали- Глава 5 за своего поведения и поступков. Не следует ни осуждать, ни оправдывать себя. Основное требование при работе — максимальное приближение к действительному положению дел. Это необходимо для того, чтобы сломать механизм отрицания в подлинной оценке того или иного поступка. Кое-кто без особых раздумий может сказать: «Ах да, я порой бываю эгоцентричным». Если же попросить этого человека привести конкретный пример, он не сможет этого сделать. Иными словами, этот человек не видит своего эгоцентризма и не может сказать, как эта черта влияет на его жизнь». Итак, главная задача психолога на третьей стадии — помочь клиенту осознать значение своей жизни, суть событий, происходивших в ней. Однако третья стадия консультирования не должна превращаться в процесс самобичевания. Чтобы этого не произошло, психолог говорит клиенту о важности принятия своего прошлого. Жизненный опыт — это то, что уже есть, независимо от того, доволен человек прожитой жизнью или нет. Переосмысление тесно связано с честностью перед собой, но не с виной. Эта стадия сказкотерапии зависимости может быть самой продолжительной. Совершенно необязательно на каждую встречу готовить сказку для клиента. На этой стадии сказка становится своего рода «стимулятором переосмысления» и рассказывается для того, чтобы клиенту было легче вспоминать свою жизнь: ситуации, когда он причинил кому-то боль или ему сделали больно; ситуации несправедливости, лжи, предательства, сомнения, выбора. Наиболее значимая техника на этой стадии — это сочинение сказок. Задача психолога — после обсуждения конкретной жизненной ситуации помочь клиенту записать ее в виде сказки. Для того чтобы клиенту было легче «упаковать» конкретную жизненную ситуацию в сказку, можно предложить ему выполнить некоторые задания. 1. Представьте всех действующих лиц ситуации в образах сказочных героев и нарисуйте их. 2. При групповой работе. Из участников группы выберите исполнителей ролей и разыграйте ситуацию в пантомиме. Теперь опишите все это в сказочной форме. 3. Задание с использованием оборудования имидж-терапии. Выберите себе костюм сказочного героя и расскажите всю историю от его лица (при этом психолог может записы- Виктимология аддиктивного поведения вать рассказ на диктофон, это облегчит процесс написания сказки). 4. Не думая долго, скажите и запишите 10 слов. Они помогут вам описать ситуацию в форме сказки. 5. Положите перед собой белый лист. Возьмите в руки ручку. На некоторых людей действует так называемый «страх белого листа». Особенно тогда, когда отсутствует привычка что-либо писать или сочинять. Размышляя о ситуации, просто начните «калякать» ручкой по листу. Когда вы почувствуете, что рука остановилась, начните записывать сказку. Начало может быть таким: «Давным-давно жил на свете один человек...», или «История эта произошла совсем недавно, а может быть, и давно...», или «Однажды...». В процессе сочинения сказок клиент активно переосмысляет ситуации своей жизни и его мудрое бессознательное подсказывает ему некоторое символическое действие, которое поможет освободиться от боли прошлого. К такому символическому и исполнимому поступку клиент должен прийти самостоятельно. Поступками-искуплениями могут быть письма (отправленные и неотправленные) к обиженным людям, создание творческого продукта, общественно полезное дело. Важно, чтобы клиент сам придумал это дело и сам реализовал его. Показателем результативности третьей стадии будет спокойное и объективное отношение клиента к неоднозначным ситуациям своей жизни, принятие своего жизненного опыта и стремление к дальнейшим позитивным изменениям. Таким образом, алгоритм консультирования на третьей стадии можно представить в таком виде: 1. Терапевт рассказывает психотерапевтическую сказку, стимулирующую процесс переосмысления жизненного опыта, «моральной оценки». Размышления о сказке. 2. Размышление клиента о своей жизни. Выбор «неоднозначной» ситуации. Обсуждение ситуации с психологом. Переписывание ситуации в сказочной форме. Поступок-искупление. Психотерапевтические сказки, подбираемые или сочиняемые для третьей стадии, должны соответствовать следующим требованиям: 1. Герой сказки осмысляет собственную жизнь. При этом он может встретиться со своим внутренним ребенком, или на- Глава 5 ходится в состоянии экзистенциального кризиса, или стоит перед важным выбором и делает его «не по сердцу» или «против совести». Так или иначе, герой осуществляет «моральную оценку» прошлых событий. 2. В сказке описаны конкретные ситуации жизни, которые существенно повлияли на всю последующую жизнь героя. 3. Счастливый конец сказки. В конце сказки герой может потерять материальные блага, достигнутые им в результате «сделки с совестью». Однако, несмотря на материальные потери, герой находит счастье. Возможные линии обсуждения сказки: • Прошлое является источником настоящего. • Нередко человек во взрослой жизни борется с детскими страхами и обидами. • Внутренний надлом или поступок против совести невозможно скрыть за внешним обаянием и успешностью. • Если человек обратился ко злу, даже исполнение желаний не принесет радости в его сердце. • Неправедный образ мыслей и жизни, разрушительные поступки обрекают душу человека на заточение в темнице внутренних противоречий. Освобождение души может повлечь существенные материальные потери, но главным приобретением станут ощущения счастья и покоя. • Сожаление об упущенных возможностях, неправильном выборе в важной жизненной ситуации. Ситуации, после которых все в жизни «идет наперекосяк». • Ответственность перед теми возможностями, которые дает жизнь. • Чужие советы и их влияние на жизнь человека. • Горечь утраты и «собственной глупости» может привести к остановке в развитии и регрессу. События, связанные с потерями или неверными решениями, служат жизненными уроками. Они осмысляются и поступают в копилку жизненного опыта. Если этого не происходит, некоторое событие может стать «камнем преткновения» и овладеть мыслями и чувствами человека. Чувство «невозможности что-либо изменить» может довести до отчаяния. • Разговор со своим внутренним ребенком. В чем нуждается внутренний ребенок: в поддержке, информации, любви?.. Что может дать внутренний ребенок: мысли, чувства, идеи, поддержку? • Соответствие «детских устремлений» и «взрослых во- Виктимология адциктивного поведения площений». Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека, о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня. Третья стадия сказкотерапии зависимости может быть самой продолжительной и энергоемкой. Иногда для осмысления жизненных ситуаций клиенту не хватает психических сил, он слишком «запроблематизирован» сделанными открытиями. В таких случаях необходима «подпитка» жизненной силы из сказок и историй следующей стадии терапии. На практике часто третья и четвертая стадии переплетаются в контексте процесса личностного роста. Профессиональная интуиция психолога поможет гибко сочетать материал третьей и четвертой стадий для успешной работы. Поэтому четвертую стадию не обязательно хронологически выделять в процессе консультирования. На стадии осмысления собственного жизненного опыта часто возникают состояния, требующие «подпитки» жизненной силы. Это момент, когда человек вдруг осознает несостоятельность, ненужность, бессмысленность своей жизни, оценивает некоторые события как непростительные ошибки, глупость — и вязнет в этом состоянии. Собственно, это одна из ловушек, расставленных зависимостью для тех, кто хочет распутать ее сети. Если в процессе консультирования возникла подобная ситуация, необходимо помочь клиенту понять, что все события жизни целесообразны, все является опытом для души. В копилке жизненного опыта человека есть то, что на определенном этапе пути следует подвергнуть «моральной оценке» (это происходит на третьей стадии сказкотерапии), но есть и то, на что человек может «опереться», выходя из кризиса. Когда человек принимает свою прошлую жизнь как урок, в его душу приходит покой. И это важный показатель того, что человек начинает накапливать духовные силы. Однако принять жизненные невзгоды как испытания и процесс накопления опыта очень непросто. Можно принять эту идею умом, но гораздо сложнее сделать это сердцем. На четвертой стадии сказкотерапии зависимости психолог помогает клиенту вспомнить лучшие эпизоды своей жизни, чтобы накапливать духовные и жизненные силы. Только после этого становится возможным истинное принятие жизненного пути, понимание его как урока. Глава 5 Некоторые вспомогательные техники 1. Использование медитативных сказок. Перед чтением медитативной сказки клиент занимает удобную для себя позу лежа или полулежа. Сказкотерапевт обычно сам создает медитативные сказки, или использует готовые. 2. Сочинение сказок. Клиенту предлагают вспомнить счастливые периоды жизни и описать их в форме сказки. 3. Рисунок волшебными красками. Клиенту предлагается смешать «волшебные краски» (мука, соль, подсолнечное масло, клей ПВА, гуашь) и выполнить рисунки на следующие темы: «Самое счастливое мгновение», «Волшебная страна», «Мой внутренний источник жизни» и др. 4. Создание куклы-помощника. Используя необходимые материалы, клиент может создать для себя куклу-помощника, или куклу-волшебника, символизирующую ресурсы его личности. 5. Создание волшебной страны в песочнице. С помощью миниатюрных фигурок клиент создает в песочнице страну, в которой он ощущает себя комфортно, где он получает «подпитку». После обсуждения этой картины, клиент забирает с собой любую фигурку по своему выбору, которая будет оказывать ему поддержку, символизируя лучшее в его жизни. Эти техники сказкотерапии помогают клиенту вспомнить лучшие моменты жизни. Психотерапевтические сказки на четвертой стадии используются, с одной стороны, для поддержки клиента, с другой стороны, чтобы стимулировать воспоминания о светлых, лучших эпизодах жизни. Психолог рассказывает психотерапевтические сказки, когда клиенту трудно вспомнить что-то хорошее или он «зациклен» на негативных переживаниях. В таких случаях сказка облегчает разрядку напряжения. Психотерапевтические сказки, подбираемые или сочиняемые для четвертой стадии, должны соответствовать следующим требованиям: 1. Самый важный признак — это светлый эмоциональный фон сказки. Он может проявляться и в юмористическом сюжете, и в описании чудесных детских переживаний, и в линии главного героя, с легкостью и изобретательностью разрешающего проблемы, и в содействии волшебных помощников. В Date: 2016-07-18; view: 236; Нарушение авторских прав |