Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и герменевтика в составе гносеологии.





Методология и герменевтика в составе гносеологии.

Метод – это путь познания.

Методология:

1. Учение о методах познания.

2. Совокупность методов познания опред. предметной области.

Методология сформировалась как раздел гносеологии в новое время в 17 в. Бэкон(1561-1626) предлагает новый метод исследования природы. Работа «новый органон» вышла в 1620г. Должна была заменить работу Аристотеля. Метод истинной индукции (индукция - это переход в познании от единичного к общему). Суть: опираясь на данные опыта, на единичные факты, сначала необходимо сделать вывод невысокой степени общности (средние аксиомы), после дополнительно проведённых, проверенных опытов можно сформулировать более общий вывод(генеральные аксиомы). Бэкон выделяет 4 группы идолов познания:

1) Предрассудки всем людям свойственны, всему человеческому роду(идолы рода)

2) Заблуждение отдельного человека(идолы пещеры)

3) Предрассудки, возникающие в результате общения (идолы рынка или идолы площади)

4) Предрассудки, основанные на вере в авторитетные теории (идолы театра)

Концепция Декарта (лат. Картезий, 1596-1650). Гл. работа: «рассуждение о методе». Разрабатывает дедуктивный метод познания (дедукция – это переход в познании от общего к частному).

4 правила метода Декарта:

1) Правило интеллектуальной интуиции (за основу познания необходимо взять только ясные очевидные истины, не требующие доказательств и не вызывающие сомнения). Чтобы их увидеть необходимо усомниться вообще во всём и тогда найдём то, в чём можно не сомневаться. (это радикальное методологическое сомнение). Невозможно сомневаться в самой способности сомневаться, если человек сомневается, мыслит, значит он не может не существовать. «я мыслю, следовательно я существую».!!!!!!

2) Правило анализа. Делить сложную проблему на простые вопросы.

3) Правило синтеза. Располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших и в последствии доходить до наиболее сложных.

4) Правило полноты и последовательности вывода: в процессе исследования ничего не пропускать.

Герменевтика. Название это происходит от имени греч. Бога Гермеса – посланник Зевса, он должен был доставлять и разъяснять людям послания Зевса.

Герменевтика – наука о понимании(понимание – процесс обнаружения и воспроизведения смысла. Смысл – это: 1) сущность 2) назначение, функция чего-либо.)

Основные понятия. Интерпретация – это совокупность приёмов выявления и воспроизведения смысла.

Герменевтический круг – фиксирует результативное движение мысли по кругу и выражает основное противоречие процесса понимания. Любое понимание предполагает некоторое предварительное понимание.

Основоположник: Ганс Гадамер (1900-2002). Работа: «истина и метод». Др. представители: Хайдеггер, Рикёр (фр.), Бетти (ит.)

14) Концепции познания. Структура познавательной деятельности. Средства познания: чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

Можно выделить 2 противоп. трактовки познания: -познание, как созерцание: созерцание - это процесс непосредственного восприятия действительности. Познание, как созерцание- это пассивный процесс восприятия, человеком внешнего мира. Познание- это результат возд окр мира на чел-ка. – Познание, как деятельность: Деятельность – это специфич. челов. форма активного отношения к окр. миру, содерж. которой сост его целесообразное изменение и преобразование. Познание, как деятельность- это специфич.вид челов. деят. направленный на постижение окр мира и самого себя в этом мире. Познание здесь – форма активного отношения чел-ка к действительности. Структура позноват. деят.: 1. субъект познания- это тот кто осущ позноват деят. В кач-ве субъекта познания могут выступать:- чел. жив. в о-ве.;- научно-исследоват. коллектив;- о-во в целом по отношению к природе. 2.Обьект познания- это то, на что направ. деят. то, что познается.(явл. природы). 3. предмет познания- это сторона объекта познания, которая исследуется в данный момент. 4. способы и ср-ва познания- это то, с помощью чего позноват. деят. осущ. 5. цель познания- это идеальный образ будущего рез. позноват. деят. 6. Результат познания- истинное знание. 7. процесс позноват деят – это реализация осуществляемая позноват. деят., вкл в себя неск этапов. Чувственное и рациональное познание: чувств. познание - это непосред получ инф через орг чувств и деят нервной системы. Основные формы чувственного познания :- ощущения - это через орг. чувств;- восприятие - это целостный образ предмета, как синтез различных ощущений ;- представление - это целостный образ, ранее воспринят. предмета и сохран. благодаря памяти. Рац. познание - это мышление чел- ка позвол. проникнуть в сущность вещей. Основ. формы рац. познания :- понятие - это форма мышления в которой отраж общие и сущ св-ва предметов и явлений;- суждение - это форма мышления благодаря которой уст. связь м/у понятиями. Всегда повествоват предлож, может быть истинным или ложным;- умозаключения - это форма мышления в которой связаны отношения м/у вещами, познаются путём выведения одних суждений из др.2 типа умозаключений: - дедукция;- индукция; В современной гносеологии счит., что сравнивать чувств и рац познание нельзя. Чувств и рац познание это 2 стороны позноват процесса их нельзя разделить они взаимосвязаны. Деят орг чувств направляется, контролируется разумом; разум функционир на основе инф которую пост ему орг чувств. Сенсуализм и рационализм: сенсуализм - сторонники счит. что более значимо чувственное познание. Главный принцип: нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Представители: Т. Тоббс, Дж. Локк, Ж.Ламетри. Рационализм - сторонники утвержд., что более значимо рациональное познание, как правило сторонники рационализма поддерж. идеи сущ. врожденного знания. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гегель.








Date: 2016-07-18; view: 495; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию