Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трактовка субстанции в античной философии ( античный атомизм, Платон, Аристотель, неоплатонизм)





Античная фил-я(др. Рима и др. Греции) Особенности ранней античной фил-и:

1) физикализм(главный объект исследования-природа)

2) космоцентризм(космос, рассматривается мир в целом как космос, как упорядоченное и целесообразное целое противоположное хаосу.)

3) антологизм(главная проблема-проблема бытия, т.е. первоначала всего существующего)

Идею первоначала выражает два понятия: греч архэ,т.е. начало,и лат. перевод субстанция. Субстанций-нечто лежащее в основе. Фил-е понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития.

Античный атомизм. Родоначальник - Левкипп, ввёл понятие атом(самая малая частица вещества). Демокрит-ученик Левкиппа проводит границу между тем, что существует истина в дейст-ти и тем что существует только в общем мнении, что только кажется существующим. Демокрит считает что в действит-ти есть только атомы и пустота, атомы-первоначало. Он считал что атомы постоянно движутся по строго заданным траекториям, поэтому в мире господствует необходимость, случайностей нет. Эпикур вводит понятие Клинамен- это самопроизвольное отклонение атомов, от первоначальной траектории в неопред.месте и в неопред. Время, поэтому в мире есть случайность.

Платон считал что существуют вещи, наблюдаемые органами чувств и отдельно от вещей в занебесной области существуют идеи, которые постигаются разумом. Мир вещей и мир идей- это два разных мира, люба вещь- это соединение идеи(духовное начало и материи, это веществ.начало). Материя-бесформенна, хаотична, но способна воспринимать идеи. Идея- это обобщённый образ опред.группы вещей и образец которым пользуются Демиург, создавая вещи из материи. Бог демиург- божеств.мастер.

Неоплатонизм. Основатель- Плотин,это школа котора возникла в поздней античности в третьем веке. Плотин считал что бытие неоднородно, можно выделить несколько уровней, на вершине. Первоединое начало, которое явл-ся простым, единым, несоставным, не от чего независящим началом всего,это первый уровень, с которого нач-ся образование мира, остальные уровни бытия зависят от первоединого. Путём истечения(эманация) от первоединого образ-ся следующий уровень бытия: мировой дух или разум, который содержит идеи, часть идеи творит сам, а часть Первое начало, от духа образ-ся: мировая душа и идеи нач-ют существовать в пространстве и времени. Душа творит ещё более низший уровень: Природу-это мир в котором живёт человек. Последний уровень бытия- материя.

Аристотель. Ученик Платона, но он не соглашался с Платоном, то что идеи могут существовать отдельно от вещей. Аристотель формул-ет вопрос «как могут идеи будучи сущностями вещей существовать отдельно от них?». Для Аристотеля есть 4 первоначала, первопричины всего существующего: 1) форма(организация,структура, суть бытия вещи) 2) материя, это то из чего вещь возникает 3) движение, то что соединяет форму и материю 4) цель, то ради чего вещь возникает. Аристотель говорил что единством формальной движущей целевой причины-есть Бог, который форма всех форм, перводвигатель, но сам неподвижен и как целевая причина высшая цель и высшее благо.

Античная фил-я(др. Рима и др. Греции) Особенности ранней античной фил-и:

1) физикализм(главный объект исследования-природа)

2) космоцентризм(космос, рассматривается мир в целом как космос, как упорядоченное и целесообразное целое противоположное хаосу.)

3) антологизм(главная проблема-проблема бытия, т.е. первоначала всего существующего)

Идею первоначала выражает два понятия: греч архэ,т.е. начало,и лат. перевод субстанция. Субстанций-нечто лежащее в основе. Фил-е понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития.

Античный атомизм. Родоначальник - Левкипп, ввёл понятие атом(самая малая частица вещества). Демокрит-ученик Левкиппа проводит границу между тем, что существует истина в дейст-ти и тем что существует только в общем мнении, что только кажется существующим. Демокрит считает что в действит-ти есть только атомы и пустота, атомы-первоначало. Он считал что атомы постоянно движутся по строго заданным траекториям, поэтому в мире господствует необходимость, случайностей нет. Эпикур вводит понятие Клинамен- это самопроизвольное отклонение атомов, от первоначальной траектории в неопред.месте и в неопред. Время, поэтому в мире есть случайность.

Платон считал что существуют вещи, наблюдаемые органами чувств и отдельно от вещей в занебесной области существуют идеи, которые постигаются разумом. Мир вещей и мир идей- это два разных мира, люба вещь- это соединение идеи(духовное начало и материи, это веществ.начало). Материя-бесформенна, хаотична, но способна воспринимать идеи. Идея- это обобщённый образ опред.группы вещей и образец которым пользуются Демиург, создавая вещи из материи. Бог демиург- божеств.мастер.

Неоплатонизм. Основатель- Плотин,это школа котора возникла в поздней античности в третьем веке. Плотин считал что бытие неоднородно, можно выделить несколько уровней, на вершине. Первоединое начало, которое явл-ся простым, единым, несоставным, не от чего независящим началом всего,это первый уровень, с которого нач-ся образование мира, остальные уровни бытия зависят от первоединого. Путём истечения(эманация) от первоединого образ-ся следующий уровень бытия: мировой дух или разум, который содержит идеи, часть идеи творит сам, а часть Первое начало, от духа образ-ся: мировая душа и идеи нач-ют существовать в пространстве и времени. Душа творит ещё более низший уровень: Природу-это мир в котором живёт человек. Последний уровень бытия- материя.

Аристотель. Ученик Платона, но он не соглашался с Платоном, то что идеи могут существовать отдельно от вещей. Аристотель формул-ет вопрос «как могут идеи будучи сущностями вещей существовать отдельно от них?». Для Аристотеля есть 4 первоначала, первопричины всего существующего: 1) форма(организация,структура, суть бытия вещи) 2) материя, это то из чего вещь возникает 3) движение, то что соединяет форму и материю 4) цель, то ради чего вещь возникает. Аристотель говорил что единством формальной движущей целевой причины-есть Бог, который форма всех форм, перводвигатель, но сам неподвижен и как целевая причина высшая цель и высшее благо.

7) Средневековая философия: хронологические рамки, сакрализация, представители, учение о человеке. Философия эпохи возрождения: хрогологические рамки, секуляризация, пантеизм, учение о человеке.

Средневековая фил-я. Сакрализация в период Средних веков происходит-это изменение философии под определяющим влиянием религии. Религия-это форма мировоззрения, в основе-вера в сверхъестественное. Для Западной Европы оказывает влияние крестьянство на фил-ю которое возникло в 1 в., Для арабского ср. мира.-ислам, который возник в 7 в.. Сакрализация проявилась например в том, что 1) в фил-и проявляютс новые проблемы(о связи души и тела) 2) изменяется решение традиционных проблем, например проблема первоначала 3)идеи крестьянства оказывают влияние и проникают в фил-ю(деление бытия на земное и божественное(небесное)). Фил-я начинает определяться как «естественная теология», т.е. идёт объяснение религиозных истин через рациональные рассуждения. Теология- это наука о божественном, о сущности и деяниях Бога, о священных событиях. С др. стороны на средневек. Фил-ю оказывает влияние античная традиция. Представители:1) патристика(учение отцов церкви) Климент Александрийский, Тертулиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный. 2) схоластика (тип рел-й фил-и, подчинение теологии) Иоанн Скотт, Эриугена, Пьер Абеляр, Фома Аквинский(томизм), Уильям Оккам.

Эпоха Возрождения. началась в 14 в. в Италии и повсеместно в Европе охватывает 15-16 вв. Характерно: 1) начинается процесс обратный сакрализации, секуляризация- освобождение всех сфер культуры, включая фил-ю от влияния религии 2) утверждение принципа гуманизма, т.е. признание ценности каждого человека как личности, признание права каждого человека на свободу, счастье и развитие. 3) принцип антропоценртизма, в центр мироздания поставлен человек и он же главная тема фил. Размышления. 4) возрождение античной культуры(н. изучение неизвестных ранее произведений, критика средневек. Учёности) Представители: Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Лоренцо Валла, Томмазо Кампанелло, Никколо Макиавелли, Джордано Бруно, Якоб Бёме. Секуляризация в фил-и проявилась в изменении представлении о Боге и распространении пантеизма-фил.учение о единстве Бога и мира. Следствия: 1) природа становится основным объектом фил.исследования, фил-я из естественной теологии превращается в натур.фил-ю.. 2) утверждается принцип натурализма, всё, что происходит в природе можно объяснить исходя из самой природы. 3) природа признаётся бесконечной, в то время как в средневековой фил-и бесконечным считался только Бог

Пантеизм был представлен: 1) как мистический пантеизм(мир нельзя познать с помощью разума «идеи Кузанского и Якоб Бёме») 2) натуралистический пантеизм(мир может быть познан, Дж.Бруно «природа-есть Бог в вещах»

8) Средневековая философия: этапы развития, ключевые онтологические принципы и проблемы.

Средневековая фил-я. Этапы развития западноевр.среднев.фил-и:

1) патристика(лат. патер-отец,2-8 века)-это учение «отцов церкви»,т.е. первых крестьянских мыслителей периода становления крестьянства. Особенности: 1.ориентация на мистику, недоверие к разуму 2. Критич. Отношение к античной фил-и в целом. В патристике выделяют начальный этап, апологетика(2в.) Главная задача которого, защитить зарождающее крестьянство, разработать позицию крестьянства по главным вопросам мировоззрения. Представители: Климент Александрийский, Тертулиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный. Наиболее значимое учение.

2.схоластика (9-14вв.) от греч. Схолия-буква-это тип религиозной фил-и, характ-ся подчинением теологии и интересом к формально-логич. Стороне проблем. Особенности: а)высочайшее развитие понятийного аппарата б) ориентация на учение Аристотеля. Представители: Иоанн Скотт, Эриугена, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам. Наиболее значимое учение-Фома Аквинский. Его учение наз-ся томизм.

Ключевые онтологич.принципы: 1) теоцентризм-центральное положение занимает Бог, он источник всякого бытия,блага и красоты, первоначало, первопричина и основа всего. 2) креационизм- это принцип сотворения Богом мира из ничего 3) провиденциализм- это принцип проведения попечительства Бога над миром. История рассматривается как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Ключевые онтологич. проблемы в Средневек.фил-и: 1) проблема бытия и его уровней (ключ.мысль в среднев.онтологии: разные уровни бытия обладают разной степенью реальности поскольку характеристики Бога и сотворённого им мира не совпадают, возникает необходимость разграничить сущест-е Бога и мира. Наибольшая степень бытия-это существование Бога, вещи обладают меньшей степенью бытия, их существование обозначаетс понятием реальность(лат. вещественный) 2) проблема доказ-ва бытия Бога. Фома Аквинский предложил 5 доказ-в бытия Бога. Основа доказ-в-идеи Аристотеля, необходимость существ-я Бога основыв-ся тем, что Бог –перводвигатель, первопричина, первонеобходимость, первосущность, первоцель. 3) проблема универсалий- это общие понятия. В зависимости от решения проблемы универсалий сформировались 2 фил-х направления:

А) реализм. Сторонники этого направления считают что универсалии существуют реально и объективно. Две формы: крайний реализм(линия Платона) считает что универсалии могут существовать до и вне вещей и умеренный реализм-это линия Аристотеля, универсалии существуют в вещах. К реалистам относятся: Иоанн Скотт, Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Б) номинализм- реальны только единичные вещи, а универсалии-это только имена, названия, вещей. Две формы: крайний номинализм, универсалии никакой реальностью е обладают и умеренный, считают что общее фиксирует реальные свойства единич.вещей, поэтому универсалии существуют, но только как идеи в уме человека. Представители: Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Расцелин из Кампьени. Известный тезис Оккама- «не следует умножать число сущностей без нужды»- бритва или лезвие Оккама.

9) Онтологические учения мыслителей нового времени: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Фил-я нового времени охватывает 17в. Ключевая особенность: начинается бурное развитие естествознания, которое влияет на фил-ю, отсюда задача науки и фил-и помогать человеку увеличивать власть над природой, для этого необходимо исследовать причины явлений, их сущность., отсюда важность проблемы субстанции(сущность,то что лежит в основе и её атрибутов-неотъемлемое свойство выражающее сущность объекта, которому оно принадлежит). Решение проблемы субстанции привело к формированию философских концепций:

1) монизм-это фил. концепция, полагающая что в основе мира одна субстанция. Спиноза(1632-1677) Основные работы: этика, богословско-политический трактат, трактат об усовершенствовании разума.. Считал что субстанция одна- это Бог или природа(пантеизм, но сюда же добавлена субстанция). Субстанция- причина самой себя, обладает бесконечным множеством атрибутов, но человек познаёт субстанцию только через 2 атрибута: это протяжённость и мышление. Субстанция проявляется в бесконечном количестве модусов. Окружающий человека мир, как совокупность различных предметов- это определ. состояния единой субстанции или её модусов, т.е. модус-это единичная вещь или явление. Самый сложный модус субстанции-человек. Субстанция и её атрибуты- это природопроизводящие модусы или мир вещей-это природопроизведённое.

2) дуализм- это фил-я концепция признающая существование 2-х равноправных и несводимых друг к другу начал. Декарт(1596-1650) «Рассуждения о методе» и «Правила для руководства ума». Декарт считал, что существует две субстанции: духовная и материальная, атрибут духовной субстанции мышление, а материальной - протяжённость. Субстанции независимы друг от друга, но согласованы и гармоничны. Параллельные изменения в матер. И духовных субстанциях регулируются по установлению Бога.

3)плюрализм – это фил-я концепция, объясняющая многообразие мира, исходя из существования множества начал. Лейбниц (1646-1716) Работы: «Монадология», «Теодицея», и «новые опыты о чел. Разуме». Считал, что существует бесконечное множество субстанций или монада. Атрибутом каждой монады явл-ся деятельность, которая заключ-ся в представлении, восприятии и стремлении (переход от одного восприятия к другому). Субстанции замкнуты на себя, т.е. каждая субстанция – это обособленная вселенная и в то же время субстанции связаны, поэтому в каждой монаде весь мир и по одной монаде можно познать все монады.

10) Понятие «научная картина мира», «научная реальность» «научная революция», их соотношение. Механистическая и неклассическая картина мира.

Научная картина мира-:

1) это совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира, лежащих в основе конкретных научных исследований.

2) учение о научной реальности, научная реальность – это часть мира или мир в целом как его представляет наука. В истории науки происходят научные революции, это переломные моменты в развитии научного знания, приводящие к смене научных картин мира, при этом меняется и научная реальность.

1-я глобальная революция 16-17вв. её итог: формирование механистической или классической картины мира

2-я глоб. Научная революция конец 19 начало 20 вв., привела к формированию неклассической картины мира.

Научная картина мира включает положения о материи, о движении, о пространстве и времени, о характере закономерностей. Наука заимствует эти положения у фил-и.

Основные положения механистической картины мира:

1. Основа всего существующего – материя, предел её делимости – атомы, её атрибуты – пространство, время, движение.

2. Все виды движения сводятся к механич., мировоззрение объясняющее развитие природы и общества законами механич. Формы движения материи наз-ся механицизм.

3. Представление о пространстве и времени (субстанциальная) концепция отражает что пространство и время абсолютны, неизменны, пространство везде и повсюду одинаково, время везде протекает равномерно. Пространство и время не зависят друг от друга и не связаны с движущейся материей. Пространство – пустое вместилище тел, время – событий.

4. Представление о причинности выражает принцип жёсткого детерминизма – это представление об абсолютности и однозначности причинно-следственных связей, сквозной необходимости, отсутствии случайности.

Положения неклассической картины мира:

1. В основе современного понимания материи определение, которое предложил Ленин. Материя- есть фил. категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

2. Движение вслед за Энгельсом стало рассматриваться как изменение вообще

3. Представление о пространстве и времени- реляционная концепция, получила обоснование в спец. Теории относительности Энштейна. Суть: пространство и время связаны друг с другом и связаны с движущейся материей. Пространство и время – это не внешние условия существования вещей, а формы связи мат. объектов и характ-ка их движения.

Date: 2016-07-18; view: 1225; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию