Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западноевропейский рационализм 17 века: учения Б.Спинозы и Г.Лейбница
Последователями рационализма Декарта были: Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Бенедикт Спиноза. Главный вопрос который Спиноза поставил: что есть все, мир как целое. Ответ может дать только разум, по его мнению. Спинозу прежде всего волновало проблема субстанции. Субстанция должна быть вечной и быть причиной самой себя (нет силы которая могла бы ее создать). Спиноза полагал что этому требованию соответствует только Бог. По Спинозе Бог и природа – это одна реальность (пантеизм). И соответственно субстанция – Бог-природа. Поскольку Бог абсолютен (уже совершенен) субстанция неподвижна и неизменна. Поскольку субстанция это причина самой себя то и действует она самостоятельно. Способ действия субстанции называется – атрибут. У субстанции атрибутов множество но мы знаем только 2:
Мышление универсально и свойственна всей природе («И камень мыслит» Спиноза). Мышление человека это особый случай мышления всей субстанции. Субстанция – природотворящая, но есть и природосотворенное – множество единичных вещей., которые называются модусы. Субстанция по мнению Спинозы действует только в соответствии с необходимостью следовательно в мире нет ничего случайного. Все модусы подчинены необходимостью. Человек это тоже модус, но особый: человек обладая разума может познать мир, но человек тоже подчинен необходимостью. («Свобода это познанная необходимость» Спиноза). Спиноза выделял 4 рода познания:
Познание можно начинать сразу с разума минуя органы чувства. Принцип тождества, мышления и бытия: порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связей вещей в природе. В разуме содержатся врожденные общие понятия (принципы логики и математики). Разум с помощью интуиции устанавливает истинность этих понятий, а затем с помощью дедукции из этих понятий строится знание.
Вывод: разум сам знание формирует и он же определяет его истинность.
Готфрид Лейбниц. Он тоже интересовался проблемой субстанции, но решил ее иначе чем Спиноза (монизм) и Декарт (дуализм) По Лейбницу в основе бытия мира лежит множество субстанций (полизм). Монады – элементарные простые начала.
По Лейбницу монады вечны, непроницаемы, не имеют структуры, способны к восприятию и деятельности. Все монады созданы богом как верховной монадой. Все монады различаются по способностям:
Каждая монада – это «зеркало Вселенной», т.е. каждая воспринимает действия всех остальных, поэтому получается что монады не зависимы друг от друга, но при этом действуют согласовано. В мире существует «предустановленная Богом гармония монад». Исходя из этого вывод «наш мир наилучший из всех миров». Точно также в человеке существует предустановленная гармония души и тела. Лейбниц был сторонником психофизиологического параллелизма: душа и тела существуют независимо, но согласовано. В теории познания Лейбниц склонялся к рационализму, но при этом он попытался выработать компромисс между рационализмом Декарта и сенсуализмом Локка. По Лейбницу чувственное познания играет не последнюю роль (рационалист не характерный). Все истины делятся на 2 вида, а именно
Вывод: Рационализм:
Date: 2016-07-18; view: 600; Нарушение авторских прав |