Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
система и метод философии Гегеля Он разработал философскую систему объективного идеализма. Основой всего является абсолютная идея или мировой разум. Для этого начала характерно: 1. Тождество мышления и бытия – категории мышления идеи являются одновременно формами ее бытия 2. Тождество субъекта и объекта – как субъект идея порождает все, но при этом она имеет цель познать саму себя и поэтому является объектом для себя Самопознание идеи состоит в ее саморазвитии в ходе которого возникает вся действительность. Саморазвитие означает что внешней причины у него нет. В этой самой идеи в виде возможности заложено любое бытие. И поэтому развитие заключается в превращении возможности в действительность. Развитие идет в направлении восхождения от абстрактного к конкретному. Смысл этого: развитие начинается с самой абстрактной категории и движется к конкретным категориям. Идея проходит 3 этапа в своем развитии: 1. Логика – развитие идеи в себе самой, т.е. она познает себя с помощью: 1) Учение о бытии 2) О сущности 3) О понятии Развитие начинается с категории бытии. 2. Природа – инобытие идеи, иначе природа – материальное выражение категорий мышления идеи. Воплотившись в материальною природу идея лишилась своей идеальной сущности. Внутренняя ступень: 1)Механика 2)Физика 3)Органическая физика 3. Дух – идея возвращается к себе самой, т.е. снова обретает свою идеальную сущность и познает себя в различных формах сознания и деятельность.Ступени: 1) субъективный дух 2) объективный дух (социально-историческая жизнь человечества) 3) абсолютный дух (3 формы общественного сознания: искусство, религия, философия) в рамках философского знания представлены все предудущие знания. Вывод: философская система Гегеля опирается на принцип панлогизма – все разумное действительно, все действительное разумно. Смысл: все бытие- проявление закономерности развития идеи. Методом философии Гегеля была идеалистическая диалектика. Гегель представил все бытие в развитии. Развитие – закономерный, необходимый, направленный (имеется цель), поступательный, прогрессивный процесс. Гегель разработал 3 закона диалектики 1. закон единства и борьбы противоположностей категории: 1) тождества – равенство объекта самому себе 2) различие – возникновение в объекте сторон и тенденций не соответствующих друг другу 3) противоположность – одна из двух борющихся сторон в объекте 4) противоречие 2. закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот категории: 1) количество –внешняя определенность объекта выражающаяся в свойствах 2) качество – внутренняя сущностная определенность объекта 3) мера – единство количественных и качественных характеристик 4) скачок – форма перехода от одного качества к другому 3. закон отрицания отрицания категории: 1) отрицание – отказ от старого качественного состояния объекта 2) снятие – относительное повторение положительных сторон старого состояния на новом уровне развития вывод: вместе взятые эти законы показывают что развитие является бесконечным. Существует противоречие между системой и методом Гегеля: абсолютная идея развивается на основе законов диалектики, но при этом ее развитие завершается, тогда как развитие согласно диалектики бесконечно. Антропологический материализм Фейербаха Фейербах. Противник философии Гегеля. В противоположность Гегеля Фейербах был материалистом. В центре его философии находился человек. Предполагал что человек – единственный и высший предмет философии, и что философия должна стать антропологией. Кант и Гегель («человек это мыслящий дух») понимали человека как духовное существа, а Фейербах трактовал человека материалистически. По мнению Фейербаха природа является вечной и высшей ее реальности является человек. Человек это существо природное, телесное, материальное. И выражается это в том что природа наделила человека неизменными естественными потребностями. По этому Фейербах решил, что у человека духовные качества есть но игнорировать его материальную сторону нельзя. Предложил понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ – обобщенная характеристика телесности, разума и воли человека или его материальных и духовных качеств. У человека имеется родовая сущность, т.е. это характеристики присущие всем людям. В родовую сущность входят 3 компонента: 1. Разум, дающий мышление 2. Воля, дающая силу характера 3. Сердце, дающее возможность любить Сумма этих компонентов дает свободу и исходя из этого, свободным является только мыслящий, действующий, чувствующий человек. Все 3 компонента должно быть реализованы, только в этом случае человек является свободным. Родовая сущность реализуется только при общении Я и Ты. Главными ценностями человека является дружба и любовь. Главная анти ценность – эгоизм. Ни один человек не может существовать и быть счастлив без своего Ты. О Религии. Фейербах в общем и целом критиковал церковь, религию и склонялся к атеизму. Считал что религия это зло которое калечит человека и лишает его свободу. Религия препятствует реализации родовой сущности. Устойчивость религии заключается не в обмане (его можно было бы легко разоблачить), а коренится в самой природе человека и условиях его жизни. Причины возникновения религии: 1. Человек как природное существо зависит от природы и испытывает страх перед непонятными природными явлениями. 2. Разум человека может создавать понятия оторванное от действительности и одно из таких это понятие Бога. 3. Осознавая ограниченность своих сил человек обращается к высшим силам за помощью. 4. Человек часто не может достигнуть счастья, религия человека утешает выдавая желаемое за действительное Бог это проекция человеческого духа вынесенная за пределы самого человека. Разъясняет: 1. Все качества приписываемые Богу это на самом деле качества человека. Человек эти качества от себя отделяет и переносит на вымышленное существо. Чем больше качеств человек от себя отделяет тем духовно беднее он становится (это отчуждение). 2. Человек начинает думать будто природу и его самого создал Бог. Т.е. получается сто человек сам себя ставит в зависимость от вымышленного существа. Человек в религии не может быть свободен. Вывод: культ Бога нужно ниспровергнуть а вместо него нужно создать культ человека, который и есть Бог. «человек человеку бог» (гоббс: «человек человеку волк») Фейербах отказался отверг диалектику Гегеля. Date: 2016-07-18; view: 2597; Нарушение авторских прав |