Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, А.Августина, Ф.Аквинского.
Средневековая философия включает в себе 3 этапы:
Апологеты стремились показать величие христианства. Они думали что язычески верования нелепы, а опора на разум ошибочно. Поэтому вера в единого Бога дает свет истины и спасение души. Поэтому думали, что христианская религия превосходит мудрость древних греков, и единственная философия это христианская теология. Крупнейший представитель апологетики Тертуллиан. Его волновала: «что выше Афины или Иерусалим, академия или церковь». Афины и академия – символы разума, а Иерусалим и церковь – вера. Также он противопоставил Сократа, как воплощению разума Иисусу, как воплощение веры. Ему приписывается: «верую ибо абсурдно», т.е. вера с разумом не совместима и превосходит его, а это выражается в следующем: то что для разуму абсурд, для веры - истина. Вера принимает все от чего разум отрекся. Вера не нуждается в доказательствах со стороны разума.
В рамках ее был разработан целостный христианский взгляд на мир и человека, а конкретно это выразилось в том, что был обоснован принцип теоцентризма и практически все теоритическое ядро средневековой философии. Патристика разделилась на 2 ветви: А) восточная или византийская (Василий Великий, Григорий Богослов) Б) латинская или западная патристика (Аврелий Августин). Как и апологеты он предполагал что вера превосходит разум – проявление этого «верую чтобы понимать», т.е. истина постижима только в откровении и соответственно разум не может критиковать догматы веры. В отличии от апологетов Августин роль разума все-таки не отрицал. Разум может укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Само понятие о Боге как совершенном существе уже предполагает его существование, мысль этого высказывания: любое слово, понятие что-то обозначает, и если мы пользуемся понятием Бога, то существует реальность этим понятием обозначаемая.
В схоластике действовал принцип: «философия – служанка богословия», т.е. знание делится на 2 уровня: А) высший – сверхъестественное знание. Оно содержит в Библии и трудах отцов церкви, принимается только на веру. Б) низший- естественное знание. Содержится в трудах Платона и Аристотеля и постигается разумом. Схоласты считали что главной задачей познания является извлечение из Библии всей полноты божественных истин. Библия толковалась с помощью разума, в особенности на основе логики разработанной Аристотелем. Основателем схоластики считается Боэций. Его вклад: 1) Перевел на латынь труды Аристотеля по логике. 2) В трудах о Боге он использовал понятия обоснованные Аристотелем 3) Ввел понятие универсалия, т.е. общее понятие. И поставил вопрос: понятия это продукты нашего ума или у них имеются высшие основания? Это привело к спору об универсалии. В схоластике имелось 2 ключевые проблемы: 1) Что выше разум или вера? В 11-12 веках сложилось 2 взгляда: А) Ансельм Кентерберийский поддерживал тезис Августина: «верую чтобы понимать». Б) Пьер Абеляр утверждал: «понимаю чтобы верить», т.е. разум может быть условием веры, т.е. Библию разум судить не может, но труды «отцов церкви» может и должен. Т.е. хотел сказать, что надо сначала разобраться нет ли там ошибок, а потом верить. 2) Спор об универсалиях. (смотри таблицу 6) Возникли 2 взгляда: А) реализм, согласно ему общие понятия предшествуют вещям в уме Бога и образуют особый мир. Б) номинализм – понятия это результат нашей мыслительной деятельности. Никакого особого мира понятий нет.
Крупнейшим представителем схоластики является (13в) Фома Аквинский: 1. систематизировал всю средневековую философию 2. завершил создания христианской картины мира 3. систематизировал схоластику и попытался решить имеющиеся в ней проблемы. Он разработал: 1) Теорию гармонии веры и разума. Разум и вера могут дополнять друг друга И не противоречить друг другу. Вера и разум познают одно и тоже – Бога, но разными путями. Вера через – откровения, разум – через доказательства. Но поскольку цель общими, разум и вера могут быть в гармонии. Фома полагал что разум может доказать бытие Бога. Если доводы разума будут противоречить догматам веры предпочтения надо отдать догматам веры. 2) Учение Фомы относят к умеренному реализму, но фактически это компромисс номинализма и реализма. Общие понятия существуют 3 способами: А) до вещей в уме Бога, как идеальные образцы (соответствует реализму) Б) в самих вещах в качестве их сущности В) после вещей в уме человека (номинализм) Date: 2016-07-18; view: 773; Нарушение авторских прав |