Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гносеология и этика И.Канта





Немецкая классическая философия возникла во второй половине 18в. Ее основателем являлся Имануил Кант. Последователи: Иоган Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Особенности немецкой классической философии:

  1. Идеаллистический характер. При этом Кант и Фихте – субъективные идеалисты, Шеллинг и Гегель – объективные
  2. Разработка диалектики как учение о законах развития (Гегель)

Кант.

В творчестве Канта выделяют 2 этапы:

1. Докритический (до начала 70х гг 18в)

Кант интересовался философией природы. Соображения:

1) Пространство и время это объективные характеристики мира

2) Вселенная бесконечна и состоит из множества галактик

3) Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности

На этом этапе Кант был сторонником гносеологического оптимизма, и полагал что мир познаваем.

2. Критический (с начала 70х гг 18в и до смерти)

Произошли 2 изменения:

1) С позиции материализма Кант перешел к субъективному идеализму

2) От гносеологическому оптимизму перешел к агностицизму (т.е. мир не познаваем)

Свое учение Кант назвал критическим. Критика означает что философы рассматривали мир с помощью разума но при этом не изучали сам разум, его способности и границы. Критика это и есть проверка разума.

Кант создал 3 работы под условным названием «Три критики»

1) Критика чистого разума

2) Критика практического разума

3) Критика способности суждения

В ходе проверки разума Кант совершил гносеологический переворот в философии:

1. До Канта в центре философских учений была онтология, а у Канта - гносеология.

Кант сосредоточил внимание на специфике познающего субъекта (как мы его воспринимаем). Кант выделил в субъекте 2 уровня:

А) эмпирический (индивидуально-психологические особенности отдельного человека)

Б) главное внимание ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (т.е. находящийся за пределами опыта, или это то что присуще сознанию всех людей). По мнению канта на этом уровне находятся АПРИОРНЫЕ формы (доопытные)

Знание бывает 2х видов:

1) Апостериорное, т.е. опытное

2) Априорное, доопытное – знание фиксируется в суждениях, которое бывает аналитическое и синтетическое. Аналитическое – фиксирует уже известное, синтетические- дают новые знания.

2. Кант осуществил синтез эмпиризма и рационализма

Кант признавал объективное существование мира и его объектов, которые называются «вещи в себе». Они воздействуют на органы чувств и порождают чувственное представление. Существуют также «вещи для нас», т.е. те же самые «вещи в себе» только в нашем восприятием.

В нашем восприятие присутствует феномЕны или явления. У них есть 2 стороны:

1) Материальное основание или содержание дающееся в опыте (идея эмпиризма)

2) Форма приводящая ощущения в определенный порядок. Форма априорна и существует до опыта (идея рационализма).

Сознание субъекта активно. Эта активность заключается в том что сам мир определяется формами нашего восприятия. Или иначе имеющеюся в нашем сознании априорные формы строят нам определенную картину реальности, которую мы познаем.

Кант поставил вопрос каковы источники и границы нашего познания, т.е. что мы о мире можем знать или как возможны априорные синтетические, доопытные, дающие новое знания, суждении в естествознании, в математики, философии.

Кант выделял 3 познавательные способности человека:

  1. Чувственность (математика – наука о нашем понимании мира)
  2. Рассудок
  3. Разум

Математика и естествознание имеет научный характер, они дают знания с которым согласны все люди, но это науки не о мире как таковом, а только о нашем понимании мира. Поэтому сущность остается не познаваемой, мы познаем только явления, т.е. видимое, кажущееся (это и называется агносцитизм – мир не познаваем).

Философия не имеет научного характера. Т.к. не дает однозначных ответов, что есть мир как целое, бог, душа, свобода. Когда разум пытается решить эти вопросы он впадает в антиномии (т.е. неразрешимые противоречия). Разум будучи не в силах решить эти вопросы, в тоже время не запрещает верить в Бога, бессмертия души и свободы воли. Поэтому человек должен выбрать веру или неверие. По мнению Канта человек должен выбрать веру. Но здесь начинается переход от теоретического разума к практическому, или от гносеологии к этике.

Кант выделял практический разум (см таблица 14), который имеет нравственный характер. Его основой является воля. Ее главное свойство – автономия от божественного предопределения и природной необходимости. Однако воля не может быть абсолютно свободной. Воля сама себя ограничивает, она подчиняет себя всеобщему априорному нравственному закону. Он называется категорически императим – каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок ко всеобщему благу могли совершить и другие. Смысл этой мысли: высшей ценностью и целью является человек.

Date: 2016-07-18; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию