Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
Возрождение – восстановление идеалов античности в новых исторических условиях. Главный мировоззренческий принцип философии возрождения – антропоцентризм (центральное место в мире занимает человек). Философия возрождения в центр внимания ставит земные, практические потребности людей (философия спускается с небес на землю). 1._философская антропология. Главным проявлением антропоцентризма являлось учение гуманизма. Гуманизм – в широком понимании – учение согласно которому человек является высшей ценностью. Человек имеет право на свободу, счастье и реализацию своих творческих способностей. Основателем гуманизма являлся Франческо Петрарка. В концентрированном виде учение гуманизма изложил Пико делла Мирандола в работе «Речь о достоинстве человека». Основные идеи Пико делла Мирандола: 1) Человек это не раб, а сотворец Бога. Т.е. Бог сотворил мир и человека, но предоставил человеку максимальную свободу, и она проявляется в том что человек может преобразовывать мир, а также творить самого себя как личность. («Человек это свободный скульптор самого себя») Бог и человек равны в своей творческой мощи. 2) Человек это особый микрокосмос параллельный макрокосмосу, т.е. Вселенной. Человек это как бы скрепа мира, универсальное существо, в этом заключается параллельность. Или в человеке есть любые начала от животных до ангельских (в нем есть и чистота и грязь, высокое и низменное). Только от человека зависит на каком уровне он будет находиться. 3) Человек сам решает какое место в мире он займет. Поскольку человек существо свободное Бог его волю не подавляет. Гуманисты полагали, что достоинство человека, т.е. его особое место в мире, наличием 3х качеств: 1) Свобода 2) Разум 3) Творчество В связи с этим возникла идея титанизма человека. Титанизм – культ творческой и всесторонне развитой личности добивающейся успеха в разных сферах деятельности. Человек должен стать гармоничной личностью и реализовать свой творческий потенциал. Гуманисты верили в неограниченные возможности человека. Человека называли земным смертным богом. Человек фактически обожествлялся как творческий партнер Бога. (смотри таблицу 7). 2._ онтология – учение о бытии Здесь тоже произошли изменения (смотри таблицу 8). Идеи: 1) Вместо геоцентрической модели обосновалась гелиоцентрическая модель (сделал Коперник в работе «О вращении небесных тел»). Т.е. в центре мира находится не Земля, а Солнце, а Земля и другие планеты (всего 5) вращаются вокруг Солнца и вокруг своей оси. Вселенная очень велика, но все-таки ограничена в пространстве «сферой неподвижных звезд». 2) Гораздо более радикальный взгляд на мир сложился благодаря пантеизму (самое мощное учение) – учение о единстве бога и мира. Представители: Николай Кузанский, Джордано Бруно. Они разработали 2 варианта учения пантеизма. Версия Николая Кузанского – мистический пантеизм. Главная идея: мир существует в боге, точно также как бог существует в мире. Мир как бы погружается в Бога, Бог объемлет и пронизывает мир. Идеи: 1. Бог по его мнению это одновременно минимум и максимум Вселенной. Т.е. как минимум Бог присутствует в каждой веще, а как максимум во Вселенной. Иначе Бог во всем и ни в чем, везде и нигде одновременно. 2. Бог это абсолютная сущность и в нем совпадают любые противоположности. 3. Бог это чистая возможность бытия. Т.е. в отличие от средних веков Кузанский полагал что мир возник не путем творения, а путем эманации или истечения, т.е. заложенные в боге возможности превращались в действительность, иначе мир как бы развертывался из божественных глубин. В результате Бог оказался слит со своим творением. Главным свойством Бога, по мнению Кузанского, является его потенциальная бесконечность. Но если такой Бог един с миром, значит и мир потенциально бесконечен. – в этом заключается смелость идеи. Бог – это центр и окружность мира, но поскольку Бог везде и нигде, значит у мира нет центра. А из этого следует, что не только Земля, но и Солнце не является центром Вселенной. Джордано Бруно. В отличие от Кузанского он считал что Вселенная бесконечна не в возможности, а в действительности и образована множеством разумных времен (Анаксимандр и Демокрит еще говорили). Бруно создал версию натуралистического пантеизма: не мир погружен в бога, а бог погружен в мир. Т.е. бог отожествляется с матерей, природой. 1. Вселенная – живой одушевленный божественный организм (милетская школа), в ее основе лежит движущаяся живая, развивающаяся материя. Все полно противоположности но они сливаются в Боге. 2. Вселенная однородна в том смысле что в ней действуют универсальные законы. В учении Бруно о бесконечности Вселенной воплотилась аналогичная идея Анаксимандра и Демокрита. 3._гносиология – теория познания. основное: 1) критика схоластики ((Нидерландский философ Эразм Роттердамский работа «Похвала глупости» утверждал что мудрость схоластов ложна, а их споры псевдо научны. Итальянский философ Пьетро Помпонацци: «Доказывает опыт, а не Аристотель», т.е. не следует слепо верить в авторитеты)) 2) укрепление позиции разума, утверждение теории двойственности истины в философии и богословии ((Марсилио Фичино из Флоренции, утверждал что философия – это не служанка, а сестра богословия, т.е. разум как минимум равноправен с верой и имеет самостоятельное значение)) 3) развитие научных методов познания природы. Решающий вклад внес Галилео Галилей. По его мнению познание природы не возможно без эксперимента и математики. 4) интерес к познанию природы был обоснован религиозно. Целью познания является Бог, но если бог и мир едины, то для познания бога необходимо познания мира и природы, в которых бог себя проявляет. Кузанский в работе «Об ученом незнании» предполагал что сам бог не познаваем, но он познаваемо реализует себя в мире. Следовательно процесс познания потенциально бесконечен. 5) Мишель Монтень, французский гуманизм, был сторонником античного скептицизма. Он обосновал право человека на сомнение и свободомыслие, и утверждал что не возможно жить со слепой верой, сомнение необходимо. Получается что истинна не застывшая догма, а процесс. 4._ этика – учение о морали. Основы: 1) У морали не обязательно должна быть религиозная санкция, мораль может быть светской. Но не отвергалось и христианство. Поэтому в гуманизме возникло 2 направления: А) светское (представитель Мирандола) Б) христианское направление (Эраст Роттердамского считал: Нужно соединить гуманистическое понимание человека с идеалами раннего христианства, потому что в средние века католическая церковь извратила учения Христа.) 2) Вместо средневековой идеи аскетизма была установлена идея гедонизма (удовольствие) – учение что смысл жизни состоит в удовольствии ((Лоренцо Валла полагал, что удовольствие для человека не только естественны, но и полезны и в них нет ничего греховного; была высказана идея что удовольствия должны быть умерены (так считали Монтень и Эразм Роттердамский))) 3) Идея индивидуализма. Т.е. человек не сможет реализовать себя полноценно, если не осознает автономию своей личности и свои права (Лоренцо Валла) 4) Концепция гражданского гуманизма. Заключается в том, что не смотря на свой индивидуализм человек на первое место должен ставить общее благо. Выражением общего блага гуманисты считали государство. Отсюда тезис «Долг каждого гражданина служить своему государству» (эти идеи опирались на учения Платона и Аристотеля) 5) Гуманисты выдвинули идею, что главным средством развития человека является труд. 6) Начиная с Петрарки гуманисты полагали, что благородство человека определяется не знатностью человека, а его личными качествами и заслугами 5._соц философия 1) Критика средневековой идеи теократии: государство не должно подчиняться церкви, и соответственно сфера политики государственного управления автономна от церкви и религии. Необходимо возвышения роли светской власти. этот взгляд обосновал Никкола Макиавелли в трактате «Государь» 2) Гуманисты считали что человек достоин счастье в земной жизни и имеет право на всесторонние развитие своей личности. Но поскольку человек существо общественное, то возник вопрос каким должен быть идеальный общественный строй, чтобы люди были счастливы и могли развиваться. Возникли 2 проекта: а) Томас Мор «Утопия» б) Таммазо Кампанелла «Город солнца» 6._философия истории 1) Идея вмешательства бога в ход истории была переосмыслена, т.е. необходимо рационально искать причинно следственные связи в истории и объяснять исторические события 2) Была обоснована идея Фортуны: 1. Фортуна – социальная необходимость в рамках которой действует человек. Т.е. человек должен учитывать объективные обстоятельства 2. Макиавелли предполагал что удача приходит только к деятельному человеку 3) Концепция решающей роли отдельной выдающейся личности в истории (сторонник Макиавелли) 4) Возникает идея законов исторического развития,которые вырабатываются самими людьми. Возникла теория исторического круговорота, она заключается в том что в развитии общества повторяются одни и те же обстоятельства ((Макиавелли обосновал идею круговорота применительно к смене форм правления)) Date: 2016-07-18; view: 1157; Нарушение авторских прав |