Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейросеть, условные рефлексы, информационные конструкции





Ветрюк Алексей Гранитович

Психологическая культура.

Учебное пособие.

Не предисловие…

Когда выходишь на эстраду,

Ты объяснить обязан сразу:

Кто ты! Зачем! И почему!

Из арии Верлюрова.

 

Когда мне попадается хорошая и полезная книжка, я сразу после прочтения бегу в магазин, покупаю десяток и дарю друзьям и знакомым. Заканчивается эта история всегда одинаково: я, как дятел, интересуюсь – «Ну как? Прочитал?» А друзья и знакомые, смущенно отводя глаза, говорят, что, мол, «времени совсем нет, скоро Новый год, надо подарки-открытки, а вот в августе-отпуске - так совершенно непременно». И такая история - каждый раз.

Но я не отчаиваюсь и продолжаю материально поддерживать симпатичных мне авторов. Рекорд принадлежит Анне Барсовой. Ее книжку «Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности» я купил и подарил раз 30. С этой книжки я начал свое познание соционики. Познанием дело не ограничилось и постепенно превратилось в сайт www.tomyself.ru или «Путь к себе» - проект по основам психологической культуры для обычных людей.

 

Проектом это стало, когда я обнаружил два факта:

Первый. В нашем городе-на-болоте некуда пойти поучиться психологическим основам жизнедеятельности. Т.е. мест миллион, но учат там чему угодно, только не тому, как правильно эксплуатировать собственную психику.

Второй факт оказался еще более шокирующим. За пределами города-на-болоте не лучше. И тому есть объяснение – передовые отряды ученых-психологов-душеведов едва прорвались к нормальному пониманию происходящих в черепной коробке процессов! Докторские и кандидатские еще только задуманы, учебники не написаны, учебные планы не сверстаны. Высоколобые интеллектуалы сидят на специальных форумах в Интернете, осторожно вывешивают передовые идеи и отчаянно забрасывают друг друга тухлыми помидорами, в запале боя переходя на личности и ненормативную лексику.

 

Если мы с Вами, дорогой читатель этого текста, будем ждать, когда же у них иссякнет запас помидоров и о нас с вами вспомнят – наша «ждалка» засохнет, будет похоронена с почестями, а потом и отрыта для научных целей далекими потомками.

Чтобы не пролететь мимо плодов прогресса, предлагаю полезности из научной клоаки изъять и освоить.

 

Всех, конечно, интересует вопрос: «Кто полезет в тухлые помидоры?» Сегодня - день команды читателей! Графоманы (в моем лице) на передовую уже сходили, ненормативной лексики, в том числе и в свой адрес, наслушались, фрукты-овощи рассортировали…

Дело за Вами, дорогой друг.

 

Я долго пытался подобрать щадящий формат этого текста. Пробовал написать это в виде: новел, фантастики, публицистики, анекдотов и даже евангелия. Но, как ни крути - получается учебник. Это я к тому, что легкого чтива не будет. Отчасти это объясняется сложностью устройства головы, отчасти – распространенностью ошибочных стереотипов.

В результате освоения материала должно появиться некоторое понимание по следующим направлениям:

· Что происходит внутри психики

· Что с психикой можно делать, а что - не стоит

· Какие бывают характеры

· Как связаны сильные и слабые стороны человека

· Откуда что берется

· Что с этими чертами характера можно сделать, а что - нельзя

· И какое же богатство мне, зайчику, досталось

· Как себя лучше применять

· Чего следует избегать

· Как найти себя

· Что происходит при взаимодействии людей с различными видами характеров.

· В каких случаях какие цели имеет смысл ставить

· Какие стратегии использовать

· Как разумно подбирать персонал

· Воспитание детей с учетом психической реальности

 


 

План компании.

Винни! Винни! А куда мы идем?

Реплика Пятачка из анекдота.

Прежде чем броситься в самую гущу сражения, осмотрим поле боя с дистанции, позволяющей оценить красоту события, цветовую гамму, рисунок боевых построений, диспозицию, шансы сторон и объем грядущих разрушений.

Неискушенному читателю это поможет обозреть тематику книги «в целом», а искушенному – читать не всю писанину подряд, а только отдельными заинтересовавшими кусками или вообще не тратить свое время попусту.

 

Танцевать лучше от печки, а разбираться со своей головой - с устройства мозгов и психики.

Затем читатель познакомится с современными критериями по оценке характера конкретного человека.

Вы наверняка видели строчки типа:

· Volvo 940 93г. седан, синий, 2,3бензин, гур, конд., электропакет, велюр.

· P-4-1800 Dual Core E2160 BX80557E2160 1Mb 800MHz, LGA-775, Box

· 3-комн.кв., Ленинградский р-н, 2 (5), 65 (39) 9 кв.м., телефон, приватизированная

Они, как правило, жирные и напечатаны мелким шрифтом.

 

Аналогичное профессиональное описание станет понятным читателю и, подозреваю, что даже необходимым:

 

· Володя Петров, 33, ЛИЭ

· Лена Павлова, 28, ЛСЭ

· Оля Андреева, 27, ИЭЭ

Эти странные буквосочетания оно и есть… соционические типы, знание которых помогает ответить на большую часть вопросов о себе и окружающих.

 

От принципов работы и конкретных «потребительских свойств» плавно перейдем к взаимодействию человека с окружающим пространством. И неожиданно для читателя углубимся в философские вопросы существования человека и выбора жизненного пути.

 

Далее мы вернемся и окунемся в самую гущу вопросов по определению типов и использованию этой информации.

Это будет поистине драматический и величественный подвиг читателя. Направленному волей автора читателю придется нырнуть в глубины своей памяти, вооруженному только инструкцией сомнительной внятности и создать инструмент-способность определять соционические типы.

Вы помните, как учились читать? Что-то вроде того Вам и предстоит.

 

Выжившие читатели получат бонус - передышку. Невыжившие – отправятся на второй заход и так далее…

В качестве передышки рассмотрим использование результатов типирования для работы и бизнеса: профориентации, бизнес - планирования и создание профилей рабочих групп. Куда лучше наниматься? Каким бизнесом заниматься? Какой характер подходит к какой работе? Какие типы должны быть представлены в коллективе? Людей с каким сочетанием способностей бессмысленно искать или каким сочетанием функций не стоит наделять? И тому подобные практические вопросы.

 

Второй заход в глухие научные дебри будет менее трудоемким в плане длительности похождений, но зато более мозгораздирающим в плане доступности и понятности теории. Правда, есть возможность халявы… Если уж читателю будет слишком сложно - можно просто поверить в выводы и результаты. Это уже сделало большинство знакомых с соционикой и не очень зазорно.

В этой главе будут рассмотрены взаимодействия мозгов различных типов. В том числе и механизмы (общие принципы). Венцом творения является методика оценки интертипных отношений и соответствующая таблица. А мозгодробительная часть – анализ преобразования информационных структур в четырехмерном пространстве.

Разобравшиеся в анализе могут смело записывать себя в «продвинутые соционики».

Научная часть соционики на этом закончится и перейдет в прикладную:

 

· Работа и бизнес

· Личные отношения

· Семейные отношения

· Воспитание детей и не только…

 


 

 

Вечный думатель.

И днем и ночью, неустанно,

Наш вечный думатель урчит.

А. Иващенко Г. Васильев

Возможно, что Вы согласны с мнением доктора из фильма «Формула любви» и считаете, что «Голова - предмет темный и исследованиям не подлежит». Если это так, то срочно пора брать на вооружение новый лозунг:

 

«Мозг – главный инструмент человека!»

 

Как и любой другой инструмент, мозги необходимо содержать в порядке, знать инструкцию по эксплуатации, использовать строго по назначению, достичь в искусстве использования необходимого мастерства.

 

Что ж это за такой инструмент, наша думалка?

 

Мозг – машина по обработке информации.

100% времени голова занята приемом новой информации и согласованием принятого с поступившим ранее. Поступившее ранее и упорядоченное является внутренним отражением окружающего мира. Решения и поступки человека основаны именно на этом отражении. Чем точнее отражение – тем адекватнее поступки.

 

Работу психики можно сравнить с художником, который стоит перед огромной картиной, нарисованной красками. Художник смотрит в окно и переносит пейзаж на картину. Если меняется погода, время года, сюжет в окне – художник старательно вносит изменения в картину. Если изменения в окне небольшие – художник успевает все нарисовать маленькой кисточкой, тщательно подбирая цвета. Когда же поток изменений увеличивается, приходится менять кисточку на валик или даже пульверизатор, что-то набрасывать контурами - с тем, чтобы потом дорисовать, когда будет поспокойнее.

Любимое время художника – ночь. Ночью в окно ничего не видно и можно спокойно работать над деталями своей картины. Разгрести все то, что не успелось за день или даже за множество предыдущих дней. Обычные люди регулярно спят. Именно в это время у психического художника столь необходимая ночь.

Чем больше «задолженность» - тем менее симпатична картина. Важно регулировать объем потока поступающей информации. Это один из ключевых моментов управления порядком в голове и своей судьбой.

Второй момент – содержание картинки. Внутреннее отражение повторяет те части реальности, которые Вы показываете «художнику». Будете регулярно показывать футбол - отражение заполнится детальными картинками футболистов-тренеров-комментаторов. Отдадите предпочтение «Дому-2» – в голове поселятся его зверушки. А если займетесь строительством – будут детально проработанные шурупы, гвозди и другие аппетитные стройматериалы.

В нашем примере аналогией силы эмоций будет объем красок, которые наносит на холст художник. Психические краски обладают одной особенностью – они не застывают до конца. И каждый новый мазок смешивается с предыдущими мазками, создавая новое сочетание. В голове человека нельзя полностью стереть предыдущее, можно только добавить новое поверх старого. И старая картинка будет выползать в разных местах. А для каждой новой версии или исправления будет необходимо все больше и больше краски.

 

И напоследок - о характере внутреннего художника. У каждого внутреннего художника своя специализация. Быстрее и точнее всего он умеет рисовать по своей теме. С этой «темой» человек рождается и она неизменна в течение всей жизни. Как только художнику приходится отклоняться от предначертанного, производительность падает. Чем больше отклонение, тем сильнее, вплоть до полного интеллектуального паралича. «Тема художника» - упоминавшийся психологический (соционический) тип.

 

Глубокое понимание собственного типа – основа разумного и правильного использования собственного психического инструмента.

Понимание типа окружающих – основа продуктивных отношений.

 

К нашему художнику мы еще, может быть, вернемся для демонстрации разнообразных интересных фактов. А сейчас рассмотрим работу психической машины чуть более формально и подробно.

 

Нейросеть, условные рефлексы, информационные конструкции

 

Человеческий мозг можно разделить на две части:

· Лобные доли, в которых живет информация, сознание, подсознание и весь остальной интеллект.

· Все остальное, предназначенное для ввода/вывода этой информации, обеспечения животной жизнедеятельности.

 

Мы будем рассматривать первую часть, а заинтересованные в полном объеме знаний могут обратиться к литературе по физиологии головного мозга. Что важно: мы будем рассматривать работу нейросети с точки зрения обработки информации. Будем сравнивать методы обработки с компьютерными системами.

Все множество интеллектуальных ресурсов человека состоит из небогатого перечня элементов.

 

Рецептор.

Элемент, который реагирует (или не реагирует) на соответствующий раздражитель. Нечто вроде выключателя. Если внешний сигнал превышает пороговый уровень рецептора, рецептор посылает сигнал в мозг. И этот сигнал бинарный. Т.е. 0 или 1.

Специально для аудиофилов: если вы заметили, человек оцифровывает сигнал уже на первом этапе восприятия. В том числе и звуковой.

Нервное окончание или аксон.

От рецептора в мозг идет длинная веревочка, которая, по сути, является проводом в электрической изоляции. Все активные элементы мозга соединены нервными окончаниями различной длины. Такие провода между нейронами называются аксонами.

 

Синапс.

Этим красивым словом обозначается устройство, которым оканчивается аксон. Синапс – один из элементов запоминания. Сигнал, пришедший по аксону, активирует синапс, который вырабатывает сигнал активации нейрона, которому данный синапс принадлежит. Мощность сигнала синапса зависит от регулярности использования этого синапса. Чем чаще он используется, тем мощнее будет продуцируемый им сигнал.

 

Нейрон.

Нейрон – основной логический элемент. К каждому нейрону присоединяются сотни проводов-аксонов. Нейрон суммирует сигналы, «одновременно» пришедшие по разным линиям и активируется при превышении суммой входных сигналов внутреннего порога. Как и в случае с синапсами, порог возбуждения нейрона обладает свойством запоминания и понижается с увеличением частоты использования.

 

 

«Обучение/запоминание»

Т.е., чем чаще происходит возбуждение нейрона, тем меньшие «усилия» необходимы для его последующего возбуждения. Аналогично, чем чаще задействуется синапс (и его связь), тем больший вклад он вносит в возбуждение «родного» нейрона.

 

В отличие от компьютера, состоящего из отдельных модулей для ввода/вывода, хранения, обработки информации, мозг человека использует полностью интегрированную структуру типа ассоциативная нейросеть.

 

На рисунке изображен процесс распознавания образов в целом. Различные комбинации активированных рецепторов приводят к возбуждению нейронов, ассоциированных с этими комбинациями.

Собственно, на этом месте с рецепторами можно прощаться. Они выполнили свою задачу – возбудили соответствующие внешним образам нейроны.

 

 

Итак, входящая информация сразу активизирует соответствующие зоны нейросети и тем самым активизирует обработку этой информации. Суть обработки - образование рефлекторных связей одновременно активизированных зон и эмоциональных центров.

Для иллюстрации рассмотрим пример:

 

«Возвращается муж из командировки…»

 

Ваша психика уже подогнала слова «жена», «любовник» и т.д.? Образы соответствующие? Эмоции появились, связанные с такого типа анекдотами?

 

Входящей информации было три слова: «возвращается» «муж» «командировка»

Активизированы были эти и другие ассоциированные с ними понятия («жена» «любовник»…)


 

Обработка входной информации заключилась в том, что теперь персонально у Вас с этим анекдотом ассоциируется еще и «книжка по психологии» и «место, в котором вы этот кусок читаете», «настроение, в котором Вы сейчас находитесь» и все остальное, что происходит с Вами в ближайшее время.

Первично органами чувств была активизирована одна группа нейронов (образов). Красные стрелки активируют нейроны «Муж», «Возвращается», «Командировка».

Далее сигналы дойдут до всех нейронов (образов), связанных с первой партией. Но из нейронов второго уровня активируются только те, у которых будет преодолен порог возбуждения. В примере нейроны «Любовник», «Жена», «Шкаф», имеют большую вероятность быть возбужденными, чем нейрон «Жених».

Далее эта цепочка возбуждений продолжится, подключая все новые и новые нейроны.

Эта цепочка будет продолжаться достаточно далеко и долго, пока не будут отработаны все связи и не произойдет возбуждение всех нейронов (образов), которые в достаточной степени связаны с первоначальной точкой, возбужденной сигналом от органов чувств. Такой вид обработки поступившей информации обладает свойствами параллельности и затухания. Обычно называется торможением.

 

Представьте рыбу, которая вплывает в сеть. Она застревает в одной из ячеек, дергается, заставляя сеть сотрясаться. Ниточки сети передают возмущения к узелкам, те - к соседним узлам и далее. На каждом уровне колебания слабее и через пару метров их можно заметить только сильно вооруженным взглядом.


 

Для наглядности приведу еще один рисунок.

Цифры обозначают последовательность возбуждения нейронов.

 

Можно говорить о том, что из центра возбуждения распространяются волны по связанным нейронам. При этом общее свойство нейросети – затухание возбуждений.

 

На следующем рисунке - схема связанных образов. Более толстые линии обозначают более сильные связи. При практическом анализе того, что творится в голове, не так важна последовательность активации нейронов, как интенсивности связей между ними.

 

 

Итого: поток внешних сигналов от органов чувств не является случайным и хаотичным. Он, как свет в проекторе слайдов несет картинку, несет «изображение» внешнего мира. Именно это структурирование и создает информационные конструкции внутри нейросети.

Видели трико с оттянутыми коленками? Форма коленок на ткани – отражение реальности коленок в трикотаже штанов.

 

Если вас интересует, чем наполнена Ваша голова – это многочисленные оттянутые трико… т.е. информационные конструкции, отражающие связи между различными реальными объектами. Способность нейросети к рефлексии (часть механизмов запоминания) связывает образы, пришедшие в один или близкий момент времени.

 

 

Date: 2016-07-05; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию