Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воп.Индия в первой половине XX вв.Борьба за независимость 3 page
В 50-е годы расширялось наступление на позиции голландского капитала. Продолжалась национализация голландской собственности в Индонезии, ликвидированы иностранные концессии на разработку недр, национализированы некоторые плантации, находившиеся в собственности иностранцев. В 1958 году был принят закон о национализации предприятий и плантаций, принадлежащих голландцам. К концу 1960 года было национализировано около 700 голландских предприятий, что составляло 70% общего числа голландской собственности. Правительство поощряло развитие государственного сектора в экономике. Строительство предприятий химической промышленности, текстильных фабрик и предприятий пищевой промышленности, энергетических комплексов значительно повысило удельный вес государственного сектора. В середине 60-х годов он Контролировал более 70% прямых вложений в экономику. Однако государственный сектор не привел страну К эффективному росту экономической сферы. Нехватка квалифицированных кадров способствовала приходу к управлению офицеров и гражданских чиновников, использовавших свои посты для личного обогащения. Так зарождалась новая социальная прослойка индонезийского общества — бюрократическая буржуазия. Из лозунга «социальной справедливости* рождалось социальное неравенство. Первый пятилетний план (1956-1960) оказался невыполненным по ряду политических причин, а также из-за неэффективности управления, бесконтрольности, небрежного отношения к имуществу. Второй пятилетний план будет прерван в результате последующего военного переворота 1965 года. Программа экономических преобразований не была осуществлена, произошло, напротив, падение экономического потенциала страны. Неблагоприятное экономическое положение переросло в тяжелый хозяйственный кризис.
Правительство Сукарно сделало попытку решить аграрный вопрос. В конце 1960 года был принят аграрный закон, по которому все законы колониального периода отменялись, государство объявлялось верховным распорядителем всего земельного фонда Индонезии. Иностранцы лишались прав собственности. Аграрная реформа предусматривала установление максимальных размеров земельных участков. За счет изъятия за выкуп излишков земли у крупных собственников шло наделение землей малоземельных крестьян. Крестьяне выплачивали государству суммы по установленным ценам земельных наделов. Правительство поощряло создание сельскохозяйственных кооперативов, в которых было объединено около 3 млн крестьян. Принят закон о разделе урожая, по которому существенно сокращалась арендная плата, с 80% до 50%. Однако эти законы фактически не были выполнены из-за сопротивления крупных собственников и правых сил. «Индонезийского социализма* в деревне не получилось. Земельные реформы на время смягчили аграрный голод, но решить продовольственную проблему они не смогли. Сбор основной культуры — риса, несмотря на повышение производства, был явно недостаточен для страны.
Внутриполитический курс индонезийского правительства, направленный на укрепление государственного сектора, а также антиголландские и антиимпериалистические преобразования в русле «индонезийского социализма» подталкивали Сукарно к союзу с СССР. В феврале 1960 года Индонезию с визитом посетил Никита Сергеевич Хрущев. Согласно подписанным соглашениям об экономическом и техническом сотрудничестве, Советский Союз предоставлял Индонезии кредиты на льготных условиях, участвовал в сооружении предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности и пр. В обмен на индонезийское сырье Советский Союз поставлял машины и оборудование. Однако помощи, оказываемой СССР, было явно недостаточно. Огромная страна нуждалась в другой, более продуманной инвестиционной политике, в ориентации страны на мировой рынок. Политизация международных отношений не принесла желаемых результатов. Ответный визит в Советский Союз в 1961 году доктора Сукарно, получившего Международную Ленинскую премию, скорее символизировал дружбу между народами. Но уже с 1963 года наметился отход Индонезии от сотрудничества с СССР в сторону сближения страны с Китайской республикой. Эта новая ориентация серьезно сказалась на внутреннем экономическом и политическом положении Индонезии.
Сильное воздействие на внутреннее положение страны оказала антималазийская кампания, проходившая не без влияния китайского руководства. В 1963 году Индонезия выступила против планов создания у индонезийских границ федерации Малайзии из бывших английских колоний. Индонезийское правительство опасалось, что будущая федерация, находясь под английским влиянием, будет проводить враждебный Индонезии курс. На этом основании правительство Сукарно выдвинуло лозунг «сокрушения Малайзии». Кампания, перераставшая в военные столкновения на границах, истощала экономические и политические ресурсы страны. Отвлечение средств на борьбу с Малайзией не позволяло осуществлять собственные проекты хозяйственного развития. Экономика Индонезии к 1965 году полностью зашла в тупик. Цепы на предметы первой необходимости выросли более чем в 20 раз. Сукарно, который ром ант и чески мечтал решить индонезийские проблемы социалистическими идеями с национальным уклоном, привел страну к тупику и сам стал жертвой собственной политики.
Сухарто (1965-1998)
Эпоха, начавшаяся после подавления переворота 30 сентября 1965 года, получила официальное название «Нового порядка». Отстранение от власти президента Сукарно происходило поэтапно. 11 марта 1966 года под нажимом военных им был подписан указ], предоставлявший Сухарто право принимать от имени президента любые меры, необходимые для поддержания безопасности и порядка в стране. В рамках этих полномочий Сухарто, в частности, обеспечил законодательный запрет на деятельность компартии, добился формирования правительства, половину членов которого составляли военные. 12 марта 1967 года чрезвычайная сессия Народного консультативного конгресса окончательно отстранила Сукарно от власти (при этом он был лишён права заниматься политической деятельностью и посажен под домашний арест), назначив Сухарто исполняющим обязанности президента. 27 марта 1968 года ещё одна внеочередная сессия НКК избрала Сухарто президентом Индонезии].
Устанавливая «новый порядок», генерал начал с формирования новой политической структуры государства. Генерал сохранил приверженность к конституции 1945 года и се идеологической основе. Главной идеологической базой нового курса, так же как и при прежнем режиме, были принципы «Панча сила» и философия мархаэнизма, которые оказались весьма удобными для организации и функционирования тоталитарного режима. Незыблемость идеологических принципов должна была подчеркивать государственную целостность и преемственность политического развития. В начале 80-х годов единая «идеологическая основа» была закреплена в законодательном порядке.
Специфической чертой сложившейся политической структуры стала зависимость законодательной власти от исполнительной. Сухарто установил унитарную республику президентского типа с самыми широкими полномочиями главы государства. Высший орган государственной власти Народный консультативный конгресс (НКК) мог собираться не реже одного раза в течение пяти лет, т. е. на период выборного срока президента. Конгресс созывался для избрания президента республики и имел полномочия принимать и изменять конституцию страны и определять основной курс государственной политики. Конгресс состоял из 1000 депутатов, из них половина — члены парламента, остальные — представители от партий, армии, административных органов, профсоюзов, которых назначал президент.
Парламент республики Совет народных представителей (СНЦ) издавал законы, которые вступали в силу лишь после утверждения их президентом. В свою очередь, глава государства имел право от своего имени издавать постановления и распоряжения в развитие законов. По конституции, президент возглавлял правительство. Министры в Индонезии ответственны только перед президентом и по конституции являются помощниками главы государства. Основная власть па местах была сосредоточена в руках губернаторов провинций (их 26), которые назначались центральным правительством и подчинялись министру внутренних дел. Централизация государственной власти усилила тоталитарную систему и стала основой диктаторских методов «нового порядка». Одной из главных задач, которую поставило перед собой новое правительство, стало еще более жесткое регламентирование политической жизни в стране и ограничение ее рамками государственной идеологии и политики.
Именно поэтому основной опорой правительства стала армия, которая при Сухарто стала играть решающую роль в государственной политике. Официально была принята концепция о «двойной функции» вооруженных сил, сущность которой состояла в том, что армия стала ведущей политической силой во всех сферах общественной жизни. Прежний лозунг единства общества приобретал совершенно другой смысл. Контроль над политическими группировками и их борьбой стала осуществлять армия. Теперь армия призвана объединять, координировать и направлять деятельность всех государственных институтов. Не случайно в Индонезии вплоть до 1998 года не было легальной оппозиции и свободы печати. Стабильность государства создавалась генералом Сухарто диктаторскими методами подавления всякого инакомыслия. Значительно возросла роль военных в центральном государственном аппарате и на местах. Офицеры стали занимать ключевые посты в гражданской администрации. Власть армии стала практически неограниченной. В течение всего периода пребывания Сухарто у власти действия вооруженных сил рассматривались как «священная миссия» в деле обеспечения порядка и развития.
«Двойная функция» армии состояла также в том, что, кроме своих непосредственных функций по защите страны от внешней угрозы, согласно закону «Об основных положениях обороны и безопасности Республики Индонезия» от 1982 года, индонезийская армия должна участвовать в экономической и социально-политической жизни' страны. Практическое осуществление этой концепции началось еще с конце 50-х годов, когда в условиях военного положения армия взяла под свой контроль собственность, конфискованную у иностранных предпринимателей. Это положило начало формированию бизнесменов в армейской среде. При Сухарго экономическая деятельность армейских офицеров достигла широкого масштаба. Военным органам принадлежали крупные предприятия и фирмы в самых различных отраслях хозяйства.
Сторонники «нового порядка» перешли к поискам политической опоры в стране и в этих целях своим объектом избрали одну из самых массовых организаций в Индонезии. Были приняты усилия по укреплению и расширению проправительственной группировки Голкар (Объединенный секретариат функциональных групп). Он был создан в 1964 году среди гражданских лиц, в основном профсоюзов, для оказания помощи и поддержки военным. Организация создавалась в соответствии с официальной концепцией об отсутствии в Индонезии классов. Утверждалось, что в стране существуют только группы людей, наделенных той или иной общественной функцией. Исходя из этого, Секретариат официально не называли политической партией. В 1967 г. были утверждены программа и устав этой организации. Главная цель ее определялась как завершение индонезийской революции на основе принципов «Панча сила» и конституции 1945 года.При Сухарто Голкар превратился в мощную политическую партию, своего рода фронт поддержки «нового порядка», опору военных и правительства.
«Новый порядок», предполагая повышение роли армии к ак фактора «стабильности и динамизма», предусматривая меры по ликвидации существующей в стране системы политических партий. Конгресс поручил правительству подготовить законопроект об упрощении партийной системы в сторону сокращения числа партий. Эти меры осуществлялись поэтапно. Сначала была проведена чистка всех политических партий под предлогом борьбы против остатков «Движения 30 сентября». Во главе руководства политических партий были поставлены деятели, лояльные режиму «нового порядка*. Под давлением военных властей число легальных политических партий в Индонезии, несмотря на их сопротивление, было сокращено путем слияния их в две организации . «Новый порядок» означал коренной поворот в политике и реформах. Сухарто пригласил к управлению страной рыночников, так называемых «берклистов», выпускников Калифорнийского университета, которые постепенно в сферу экономики вводили рыночные механизмы. На основе хозяйства, доставшегося в наследство от прежнего режима, создавалась смешанная, многоукладная экономика. Государство освободило экономику от жесткого государственного контроля. Один из центральных лозунгов, провозглашенных Сухарто, гласил: «От направляемой демократии к «демократической экономике». Он подразумевал, прежде всего, создание условий и возможностей надежного роста частного сектора. Частному капиталу передан ряд государственных предприятий, фирм, плантаций. Правительство начало ускоренную капитализацию сельского хозяйства, ориентируясь на зажиточные слои в индонезийской деревне. Правительство оказывало содействие в организации создания ирригационных систем, помощь в поставке удобрений и т. д.
Другим, принципиально новым подходом в осуществлении реформ, стала политика «открытых дверей» по отношению к инвестициям Запада. В 1967 году в сфере развития экономики был принят «Закон об иностранных капиталовложениях», предоставивший иностранным вкладчикам капиталов большие льготы. Иностранные инвесторы освобождались от налогов, получали право перевода прибылей за границу и т. д. Правительством создавались десятки открытых экономических зон. Предоставив условия для функционирования западных инвестиций и США, в то же время правительство допускало лишь смешанную форму собственности совместно с индонезийским капиталом. Эти меры, направленные на использование иностранного капитала в целях развития национальной экономики, дали свои результаты.
Вначале подавляющая часть средств иностранцев хлынула в нефтяную и горнодобывающую промышленность, лесоразработки и инфраструктуру, В период Сухарто десятки иностранных компаний приступили к поискам нефти в различных районах страны, обнаружив крупные залежи. Добыча и переработка нефти резко возросла. К концу века Индонезия стала занимать одно из ведущих мест в мире по добыче и переработке нефти. Никто не мог предвидеть тогда, что нефтяные богатства могут стать яблоком раздора для сепаратистских кругов в индонезийском государстве, Правительство вело контроль за деятельностью иностранных нефтедобывающих компаний и принимало ряд мер, ограни-чивающих деятельность иностранного капитала. В конце 70-х годов Сухарто поставил вопрос о пересмотре несправедливых условий раздела доходов от нефти, получаемых иностранными компаниями. В результате переговоров до-Ходы Индонезии сразу возросли на 20%.
Вслед за стабилизацией экономики на рубеже 70-80-х годов начался экономический бум, продолжавшийся вплоть до конца 90-х годов. Индонезия стала занимать ведущее место - в мире по добыче редких цветных металлов: олова, никеля и меди. Разработка крупных медных месторождений, добыча никелевой руды и бокситов с помощью иностранных компаний шли быстрыми темпами. К 80-м годам был даже наложен запрет на новые иностранные инвестиции в горнорудной и лесодобывающей промышленности. Финансирование этих отраслей осуществлялось за счет внутренних ресурсов. Полученные средства от экспорта сырьевой продукции направлялись в перерабатывающую промышленность и развитие новых отраслей.
В конце 70-х — начале 80-х годов начался новый этап в экономическом развитии. Произошла переориентация в экономике на производство и выпуск товаров обрабатывающей промышленности. Сократилась зависимость страны от нефтедолларов. Новые отрасли развивались на основе собственной сырьевой базы. Стала бурно развиваться текстильная, химическая промышленность, затем электроника и радиотехника, автомобилестроение и авиационная промышленность. Индонезийские вертолеты в начале века закупали все страны Юго-Восточной Азии.Успехи в экономике в период 70-х — 80-х годов, конечно, бесспорны. Рост ВНП шел достаточно высокими темпами и составлял в середине 90-х годов 7,5% ежегодно. Не случайно в Индонезии и за ее пределами Сукарно называли «отцом развития». Индонезия по показателям своего развития приблизилась к странам, которые называют «четырьмя драконами» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея). Численность населения, проживающего за чертой бедности, сократилась почти в четыре раза. Режим выполнил свою функцию. Сочетание жесткого политического строя с либерализацией в области экономики, предоставившей простор предпринимательской деятельности, привело к значительным успехам в сфере экономического развития.
Однако надвигающийся кризис уже в середине 90-х годов становился заметным явлением. Разразившийся на азиатских рынках экономический кризис 1997 года серьезно затронул индонезийскую экономику. Более чем па 15% снизились темпы роста национального производства в 1998 году, повысилась инфляция, которая тяжело сказалась на материальном положения основной массы индонезийцев. Дестабилизация банковской системы страны, потеря банковских сбережений всех слоев общества привели к сильному падению авторитета клана президента. Этот «рекорд» имел оборотную сторону. Сумма внешней задолженности Индонезии намного превысила весь национальный бюджет страны. Выплаты по займам и субсидиям составляли огромные суммы. Индонезия заняла третье место в мире после Бразилии и Мексики по сумме внешнего долга. Эта сумма к концу правления Сухарто составила 117 млрд долларов. Страна оказалась перед необходимостью изменения финансовой и экономической политики.
Ситуация вошла в критическую фазу после расстрела студенческой демонстрации в Джакарте 12 мая 1998 года и последовавших за ним массовых беспорядков, охвативших значительную часть индонезийской столицы, в ходе которых погибло более 1200 человек. После неудачных попыток формирования подконтрольных правительству структур, способных разработать компромиссный вариант политических преобразований, 21 мая 1998 года президент Сухарто объявил о своей отставке. Главой государства был назначен вице-президент Б. Ю. Хабиби Сформированное Хабиби правительство развернуло программу широких политических преобразований, ключевым элементом которой стала либерализация партийной системы и избирательного законодательства: в короткие сроки в стране были созданы десятки политических партий, получивших возможность бороться за места в СНП. Одновременно под сильным международным нажимом Джакарта вынуждена была согласиться на проведение в августе 1999 года референдума о самоопределении Восточного Тимора, в ходе которого абсолютное большинство жителей этой территории высказались в пользу независимости. Процесс суверенизации Восточного Тимора, проходивший под контролем ООН, завершился в мае 2002 года
39 Вопр.Ирак,Сирия и Ливан во второй пол-не XX в.
До Второй мировой войны обе страны находились под мандатом Франции. После капитуляции власть перешла к правительству «Виши», это привело к боевым действиям, закончившимся установлением контроля английских войск и организации «Сражающаяся Франция» во главе с де Голлем. В 1943 г. Сирия и Ливан, несмотря на противодействие де Голля, провозгласили независимость. Но фактически смогли воспользоваться ею лишь после 1946 г., когда наконец с территории этих государств были выведены все иностранные войска. Формально провозглашенные парламентскими республиками, эти страны не выработали устойчивых демократических традиций. Ливан вообще имел конфессиональную систему, распределение административных постов происходило среди религиозных общин, что позволяло ему сохранять определенную стабильность. В Сирии шла острая борьба за власть, правительства были нестабильны, фактически там сменяли друг друга диктаторские режимы.
В 1957 г. начинается сближение Сирии и СССР: были заключены экономические и военные соглашения; в Сирии проводится чистка в армии, усиливается влияние коммунистов Халеда Багдаша. Партия БААС, основанная в Сирии еще в начале 1940-х гг. и игравшая ведущую роль в политической жизни, в 1957 г. настояла на приглашении в страну египетских войск. В январе 1958 г. группа сирийских офицеров уговорила Насера провозгласить союз Сирии и Египта. 1 февраля 1958 г. провозглашена Объединенная Арабская Республика (ОАР). Баасистский режим в Сирии Партия БААС вначале была настроена националистически, выступала за умеренные реформы, отвергала вмешательство мулл в политику и религиозный фанатизм. В 1950 г. она слилась с Арабской социалистической партией и стала проповедовать идеи «светского социализма» с арабской спецификой. Объединение с Египтом привело к реформам по египетскому образцу: проводилась аграрная реформа, национализация предприятий и банков. Это вызвало недовольство населения, породило экономическую неустойчивость. Союз с Египтом не имел перспективы, даже общих границ у двух государств не было; поэтому в 1961 г. Сирия вышла из ОАР. Вновь началась череда военных переворотов. В эти годы установились тесные связи между армейским командованием, которое состояло из представителей общины алави, и партией БААС. Алавиты принадлежат к шиитской ветви ислама, являются в Сирии меньшинством, но еще в период мандата они находились под покровительством Франции и сумели захватить сильные позиции в армии и администрации. Лидеров армии несколько пугали «социалистические лозунги» БААС, но привлекал антипарламентский настрой. В 1963 г. армия провела очередной переворот и привела к власти партию БААС. В 1966 г. главой государства стал генерал Салах Джадид. В начале 1967 г. в Сирии произошли беспорядки, вызванные публикацией атеистической статьи, что подорвало престиж Джадида. Он охотно пошел на обострение отношений с Израилем и вверг страну в конфликт, в результате чего были потеряны Голанские высоты и враг оказался в 30 км от сирийской столицы Дамаска. В сентябре 1970 г., когда король Иордании Хусейн вступил в схватку с отрядами ООП на территории своей страны, палестинцы обратились за помощью к Сирии. Джадид готов был ее оказать, и министр обороны Сирии Хафез Асад послал танковые части, которые вынуждены были отступить. После того как в этом поражении был обвинен X. Асад, тот арестовал самого Джадида и бросил его в тюрьму, где он и провел более 20 лет, до самой смерти. Власть же полностью перешла в руки X. Асада. 12 марта 1971 г. он был избран президентом Сирии.
Курс на расширение государственного сектора в экономике был усилен. Очень быстро X. Асаду удалось национализировать все ресурсные и промышленные объекты страны, оставив лишь часть мелких предприятий в частной собственности. Конституция 1969 г. определила плановый характер экономики, ввела ограничения на частную собственность. По Конституции 1973 г. речь шла уже «о ликвидации всех форм эксплуатации». Тупиковый путь вел к неэффективности экономики; кризис не наступил только благодаря огромным финансовым вливаниям со стороны богатых арабских стран (для борьбы с Израилем) и экономической помощи СССР. Асаду удалось укрепить и политическую власть: на ключевых постах в госаппарате, армии и прочих силовых структурах уже через несколько лет оказались его ближайшие родственники. Формально демократические выборы являются камуфляжем военной диктатуры.
Во внешнеполитической ориентации Сирия занимает непримиримые антиизраильские позиции. В декабре 1977 г. Сирия принимала активное участие в создании так называемого Национального фронта стойкости и противодействия (НФСП). Обращают на себя внимание традиционно натянутые отношения Сирии со многими арабскими странами, в частности с Ираком, Иорданией, Египтом; зато сложились тесные контакты с радикальным режимом Муамара Каддафи в Ливии. Это привело к обострению отношений Сирии с Западной Европой и США, Сирию относят к числу стран, «поддерживающих международный терроризм». В связи с этим страна подвергалась в 1980-е гг. международным экономическим санкциям. В период кувейтского кризиса Сирия заняла твердую позицию, встав на сторону антииракской коалиции, благодаря чему ей удалось улучшить отношения и с Западом, и с умеренными арабскими странами. В период ирано-иракской войны (1980—1988) Сирия поддерживала Ирак. В марте 1991 г. президент X. Асад выступил с инициативой Дамасской декларации, которая призывает к созданию «арабской системы безопасности в районе Персидского залива». Хафез Асад умер летом 2000 г., преемником стал его сын — Башир Асад. Он начал осуществлять реформы, связанные с переходом к рыночной экономике. Премьер-министр Сирии Мустафа Миро обозначил главные экономические цели: реформа экономики, борьба с коррупцией, модернизация страны. В стране легализована оппозиция, освобождаются политические заключенные. Сирия стала восстанавливать дружеские отношения с соседями: Турцией, Ираком, Иорданией, с ними у Сирии были давние споры. Роль Сирии в Ливане Ливан долгое время являл собой противоположность Сирии: не имея практически никаких ископаемых ресурсов, страна тем не менее демонстрировала быстрые темпы экономического роста за счет развития посреднической торговли, банковского сектора, сферы услуг и туризма. Ливан по праву считался «ближневосточной Швейцарией», при этом имелось в виду не только экономическое процветание, красоты природы и роль туризма, но и политическая стабильность. В отличие от соседних арабских стран, где перевороты следовали один за другим, в Ливане функционировала конфессиональная система, благодаря чему ротация политических деятелей происходила без ожесточенной борьбы за власть. С 1956 г. в ответ на нападения отрядов «Аль-Фатах» израильская армия стала наносить удары возмездия по территории Ливана. В 1958 г. в стране вспыхнула гражданская война, которая унесла жизни 3 тыс. человек. Уже после первой арабо-израильской войны в Ливане появилось около 100 тыс. палестинцев. Все чаще происходят их столкновения с местными властями и полицейскими частями Иордании. Палестинских беженцев на территории Ливана находилось немало, но после событий войны 1967 г. и 1970 г. в Иордании их число возросло до 400 тыс. Это стало вносить элемент нестабильности в ситуацию, поскольку сам факт нахождения в суверенном государстве тысяч вооруженных людей, не подчиняющихся местным властям, способен взорвать обстановку. После 1970 г. штаб-квартира ООП была перенесена на территорию Ливана; палестинцы сумели создать там разветвленную инфраструктуру, особенно на юге. Присутствие сотен тысяч мусульман на территории небольшой страны нарушило ее внутренний мир. Когда в 1975 г. произошли столкновения между рыбаками-мусульманами и христианами, палестинцы встали на сторону мусульман. Так началась гражданская война, которая за короткое время превратила цветущую страну в руины. Война затянулась на целых 15 лет и повлекла за собой много неприятных последствий. Одно из них — вмешательство Сирии: в 1976 г. в страну введены сирийские войска под предлогом спасения маронит-ской общины от истребления мусульманами и палестинцами. По сию пору Сирия вынуждена держать в Ливане 40-тысячные лучшие части своей армии. За свою деятельность в Ливане Сирия периодически подвергается критике с разных позиций. В период с 1982 по 1985 г. Ливан стал объектом военных действий со стороны Израиля, что еще больше запутало ситуацию. Мирный договор заключить не удалось. 5 марта 1984 г. он был аннулирован официально. Летом 1985 г. израильские войска выведены из страны. Покидая Ливан, израильтяне захватили 1 тыс. пленных. Группа экстремистов организации «Аль-Джихад» захватила американский самолет «Боинг-727» и посадила его в Бейруте. Через посредничество лидера шиитов Набиха Бер-ри удалось договориться об освобождении пассажиров в обмен на освобождение Израилем пленных. Это было отступлением от обычной практики, когда американское и израильское правительства принципиально отказывались вступать в любые контакты с террористами. С 1986 г. усилился раскол в маронитской общине Ливана, что привело к ужесточению взаимных военных действий и в конечном счете к переориентации Сирии на поддержку мусульманских организаций. С 1987 г. ливанские христиане предпринимают попытки заставить сирийские войска покинуть Ливан, но после Таифских соглашений 1989 г. гражданская война пошла на убыль. В 1990 г. сирийские вооруженные силы нанесли ракетный удар по позициям христиан и заставили капитулировать командующего ливанской армией христианина Мишеля Ауна. В настоящее время сирийские войска остаются в Ливане, несмотря на то, что по условиям Таифских соглашений они должны были покинуть страну еще в 1992 г. В конфессиональную систему внесены изменения: марониты сохранили за собой пост президента, введено равенство в соотношении депутатов мусульман и христиан в парламенте. Президент Ливана лишен права назначать премьер-министра. Президентом Ливана 15 октября 1998 г. избран командующий ливанской армией генерал Э. Лахуд, премьер-министром стал с декабря 1998 г. С. Хосс; председателем парламента с сентября 1998 г. -— Н. Бер-ри. Date: 2016-07-05; view: 308; Нарушение авторских прав |