Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воп.Индия в первой половине XX вв.Борьба за независимость 3 page





 

В 50-е годы расширялось наступление на позиции голлан­дского капитала. Продолжалась национализация голландс­кой собственности в Индонезии, ликвидированы иностран­ные концессии на разработку недр, национализированы не­которые плантации, находившиеся в собственности иност­ранцев. В 1958 году был принят закон о национализации предприятий и плантаций, принадлежащих голландцам. К концу 1960 года было национализировано около 700 гол­ландских предприятий, что составляло 70% общего числа голландской собственности. Правительство поощряло раз­витие государственного сектора в экономике. Строительство предприятий химической промышленности, текстильных фабрик и предприятий пищевой промышленности, энергети­ческих комплексов значительно повысило удельный вес го­сударственного сектора. В середине 60-х годов он Контроли­ровал более 70% прямых вложений в экономику. Однако государственный сектор не привел страну К эффективному росту экономической сферы. Нехватка квалифицированных кадров способствовала приходу к управлению офицеров и гражданских чиновников, использовавших свои посты для личного обогащения. Так зарождалась новая социальная прослойка индонезийского общества — бюрократическая бур­жуазия. Из лозунга «социальной справедливости* рожда­лось социальное неравенство. Первый пятилетний план (1956-1960) оказался невыполненным по ряду политичес­ких причин, а также из-за неэффективности управления, бесконтрольности, небрежного отношения к имуществу. Вто­рой пятилетний план будет прерван в результате последую­щего военного переворота 1965 года. Программа экономи­ческих преобразований не была осуществлена, произошло, напротив, падение экономического потенциала страны. Не­благоприятное экономическое положение переросло в тяже­лый хозяйственный кризис.

 

Правительство Сукарно сделало попытку решить аграр­ный вопрос. В конце 1960 года был принят аграрный закон, по которому все законы колониального периода отменялись, государство объявлялось верховным распорядителем всего земельного фонда Индонезии. Иностранцы лишались прав собственности. Аграрная реформа предусматривала установ­ление максимальных размеров земельных участков. За счет изъятия за выкуп излишков земли у крупных собственников шло наделение землей малоземельных крестьян. Крестьяне выплачивали государству суммы по установленным ценам земельных наделов. Правительство поощряло создание сель­скохозяйственных кооперативов, в которых было объедине­но около 3 млн крестьян. Принят закон о разделе урожая, по которому существенно сокращалась арендная плата, с 80% до 50%. Однако эти законы фактически не были выполнены из-за сопротивления крупных собственников и правых сил. «Индонезийского социализма* в деревне не получилось. Зе­мельные реформы на время смягчили аграрный голод, но ре­шить продовольственную проблему они не смогли. Сбор ос­новной культуры — риса, несмотря на повышение производ­ства, был явно недостаточен для страны.

 

Внутриполитический курс индонезийского правительства, направленный на укрепление государственного сектора, а также антиголландские и антиимпериалистические преобразования в русле «индонезийского социализма» подталкивали Сукарно к союзу с СССР. В феврале 1960 года Индонезию с визитом посетил Никита Сергеевич Хрущев. Согласно подписанным соглашениям об экономическом и техническом сотрудниче­стве, Советский Союз предоставлял Индонезии кредиты на льготных условиях, участвовал в сооружении предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности и пр. В обмен на индонезийское сырье Советский Союз по­ставлял машины и оборудование. Однако помощи, оказывае­мой СССР, было явно недостаточно. Огромная страна нужда­лась в другой, более продуманной инвестиционной политике, в ориентации страны на мировой рынок. Политизация меж­дународных отношений не принесла желаемых результатов. Ответный визит в Советский Союз в 1961 году доктора Сукар­но, получившего Международную Ленинскую премию, скорее символизировал дружбу между народами. Но уже с 1963 года наметился отход Индонезии от сотрудничества с СССР в сто­рону сближения страны с Китайской республикой. Эта новая ориентация серьезно сказалась на внутреннем экономическом и политическом положении Индонезии.

 

Сильное воздействие на внутреннее положение страны оказала антималазийская кампания, проходившая не без влияния китайского руководства. В 1963 году Индонезия выступила против планов создания у индонезийских границ федерации Малайзии из бывших английских колоний. Ин­донезийское правительство опасалось, что будущая федера­ция, находясь под английским влиянием, будет проводить враждебный Индонезии курс. На этом основании правитель­ство Сукарно выдвинуло лозунг «сокрушения Малайзии». Кампания, перераставшая в военные столкновения на гра­ницах, истощала экономические и политические ресурсы страны. Отвлечение средств на борьбу с Малайзией не по­зволяло осуществлять собственные проекты хозяйственно­го развития. Экономика Индонезии к 1965 году полностью зашла в тупик. Цепы на предметы первой необходимости выросли более чем в 20 раз. Сукарно, который ром ант и чес­ки мечтал решить индонезийские проблемы социалистичес­кими идеями с национальным уклоном, привел страну к тупику и сам стал жертвой собственной политики.


 

Сухарто (1965-1998)

 

Эпоха, начавшаяся после подавления переворота 30 сентября 1965 года, получила официальное название «Нового порядка». Отстранение от власти президента Сукарно происходило поэтапно. 11 марта 1966 года под нажимом военных им был подписан указ], предоставлявший Сухарто право принимать от имени президента любые меры, необходимые для поддержания безопасности и порядка в стране. В рамках этих полномочий Сухарто, в частности, обеспечил законодательный запрет на деятельность компартии, добился формирования правительства, половину членов которого составляли военные. 12 марта 1967 года чрезвычайная сессия Народного консультативного конгресса окончательно отстранила Сукарно от власти (при этом он был лишён права заниматься политической деятельностью и посажен под домашний арест), назначив Сухарто исполняющим обязанности президента. 27 марта 1968 года ещё одна внеочередная сессия НКК избрала Сухарто президентом Индонезии].

 

Устанавливая «новый порядок», генерал начал с формирования новой по­литической структуры государства. Генерал сохранил приверженность к конституции 1945 года и се идеологической основе. Главной идеологической базой нового курса, так же как и при прежнем режиме, были принципы «Панча сила» и философия мархаэнизма, кото­рые оказались весьма удобными для организации и функци­онирования тоталитарного режима. Незыблемость идеоло­гических принципов должна была подчеркивать государствен­ную целостность и преемственность политического разви­тия. В начале 80-х годов единая «идеологическая основа» была закреплена в законодательном порядке.

 

Специфической чертой сложившейся политической струк­туры стала зависимость законодательной власти от испол­нительной. Сухарто установил унитарную республику пре­зидентского типа с самыми широкими полномочиями главы государства. Высший орган государственной власти Народ­ный консультативный конгресс (НКК) мог собираться не реже одного раза в течение пяти лет, т. е. на период выбор­ного срока президента. Конгресс созывался для избрания президента республики и имел полномочия принимать и из­менять конституцию страны и определять основной курс государственной политики. Конгресс состоял из 1000 депу­татов, из них половина — члены парламента, остальные — представители от партий, армии, административных орга­нов, профсоюзов, которых назначал президент.

 

Парламент республики Совет народных представителей (СНЦ) издавал законы, которые вступали в силу лишь после утверждения их президентом. В свою очередь, глава государства имел право от своего имени издавать постановления и распоря­жения в развитие законов. По конституции, президент воз­главлял правительство. Министры в Индонезии ответствен­ны только перед президентом и по конституции являются помощниками главы государства. Основная власть па мес­тах была сосредоточена в руках губернаторов провинций (их 26), которые назначались центральным правительством и подчинялись министру внутренних дел. Централизация государственной власти усилила тоталитарную систему и стала основой диктаторских методов «нового порядка».


Одной из главных задач, которую поставило перед собой новое правительство, стало еще более жесткое регламентиро­вание политической жизни в стране и ограничение ее рамками государственной идеологии и политики.

 

Именно поэтому ос­новной опорой правительства стала армия, которая при Су­харто стала играть решающую роль в государственной поли­тике. Официально была принята концепция о «двойной функ­ции» вооруженных сил, сущность которой состояла в том, что армия стала ведущей политической силой во всех сферах об­щественной жизни. Прежний лозунг единства общества при­обретал совершенно другой смысл. Контроль над политичес­кими группировками и их борьбой стала осуществлять армия. Теперь армия призвана объединять, координировать и направ­лять деятельность всех государственных институтов. Не слу­чайно в Индонезии вплоть до 1998 года не было легальной оппозиции и свободы печати. Стабильность государства созда­валась генералом Сухарто диктаторскими методами подавле­ния всякого инакомыслия. Значительно возросла роль воен­ных в центральном государственном аппарате и на местах. Офицеры стали занимать ключевые посты в гражданской ад­министрации. Власть армии стала практически неограничен­ной. В течение всего периода пребывания Сухарто у власти действия вооруженных сил рассматривались как «священная миссия» в деле обеспечения порядка и развития.

 

«Двойная функция» армии состояла также в том, что, кроме своих непосредственных функций по защите страны от внешней угрозы, согласно закону «Об основных положениях обороны и безопасности Республики Индонезия» от 1982 года, индонезийская армия должна участвовать в экономической и социально-политической жизни' страны. Практическое осу­ществление этой концепции началось еще с конце 50-х го­дов, когда в условиях военного положения армия взяла под свой контроль собственность, конфискованную у иностран­ных предпринимателей. Это положило начало формирова­нию бизнесменов в армейской среде. При Сухарго экономи­ческая деятельность армейских офицеров достигла широкого масштаба. Военным органам принадлежали крупные пред­приятия и фирмы в самых различных отраслях хозяйства.


 

Сторонники «нового порядка» перешли к поискам полити­ческой опоры в стране и в этих целях своим объектом избрали одну из самых массовых организаций в Индонезии. Были при­няты усилия по укреплению и расширению проправительствен­ной группировки Голкар (Объединенный секретариат функци­ональных групп). Он был создан в 1964 году среди гражданс­ких лиц, в основном профсоюзов, для оказания помощи и поддержки военным. Организация создавалась в соответствии с официальной концепцией об отсутствии в Индонезии клас­сов. Утверждалось, что в стране существуют только группы людей, наделенных той или иной общественной функцией. Исходя из этого, Секретариат официально не называли поли­тической партией. В 1967 г. были утверждены программа и устав этой организации. Главная цель ее определялась как завершение индонезийской революции на основе принципов «Панча сила» и конституции 1945 года.При Сухарто Голкар превратился в мощную политичес­кую партию, своего рода фронт поддержки «нового поряд­ка», опору военных и правительства.

 

«Новый порядок», предполагая повышение роли армии к ак фактора «стабильности и динамизма», предусматривая меры по ликвидации существующей в стране системы политических партий. Конгресс поручил правительству подготовить законо­проект об упрощении партийной системы в сторону сокраще­ния числа партий. Эти меры осуществлялись поэтапно. Сна­чала была проведена чистка всех политических партий под предлогом борьбы против остатков «Движения 30 сентября». Во главе руководства политических партий были поставлены деятели, лояльные режиму «нового порядка*. Под давлением военных властей число легальных политических партий в Индонезии, несмотря на их сопротивление, было сокращено путем слияния их в две организации

.

«Новый порядок» означал коренной поворот в политике и реформах. Сухарто пригласил к управлению страной рыноч­ников, так называемых «берклистов», выпускников Кали­форнийского университета, которые постепенно в сферу эко­номики вводили рыночные механизмы. На основе хозяйства, доставшегося в наследство от прежнего режима, создавалась смешанная, многоукладная экономика. Государство освобо­дило экономику от жесткого государственного контроля. Один из центральных лозунгов, провозглашенных Сухарто, гла­сил: «От направляемой демократии к «демократической эко­номике». Он подразумевал, прежде всего, создание условий и возможностей надежного роста частного сектора. Частному капиталу передан ряд государственных предприятий, фирм, плантаций. Правительство начало ускоренную капитализацию сельского хозяйства, ориентируясь на зажиточные слои в индонезийской деревне. Правительство оказывало содействие в организации создания ирригационных систем, помощь в поставке удобрений и т. д.

 

Другим, принципиально новым подходом в осуществлении реформ, стала политика «открытых дверей» по отношению к инвестициям Запада. В 1967 году в сфере развития экономики был принят «Закон об иностранных капиталовложениях», предоставивший иностранным вкладчикам капиталов боль­шие льготы. Иностранные инвесторы освобождались от нало­гов, получали право перевода прибылей за границу и т. д. Правительством создавались десятки открытых экономичес­ких зон. Предоставив условия для функционирования запад­ных инвестиций и США, в то же время правительство допус­кало лишь смешанную форму собственности совместно с индо­незийским капиталом. Эти меры, направленные на использо­вание иностранного капитала в целях развития национальной экономики, дали свои результаты.

 

Вначале подавляющая часть средств иностранцев хлыну­ла в нефтяную и горнодобывающую промышленность, лесоразработки и инфраструктуру, В период Сухарто десятки иностранных компаний приступили к поискам нефти в различных районах страны, обнаружив крупные залежи. До­быча и переработка нефти резко возросла. К концу века Индонезия стала занимать одно из ведущих мест в мире по добыче и переработке нефти. Никто не мог предвидеть тог­да, что нефтяные богатства могут стать яблоком раздора для сепаратистских кругов в индонезийском государстве, Правительство вело контроль за деятельностью иностранных нефтедобывающих компаний и принимало ряд мер, ограни-чивающих деятельность иностранного капитала. В конце 70-х годов Сухарто поставил вопрос о пересмотре несправедливых условий раздела доходов от нефти, получаемых иностранными компаниями. В результате переговоров до-Ходы Индонезии сразу возросли на 20%.

 

Вслед за стабилизацией экономики на рубеже 70-80-х го­дов начался экономический бум, продолжавшийся вплоть до конца 90-х годов. Индонезия стала занимать ведущее место - в мире по добыче редких цветных металлов: олова, никеля и меди. Разработка крупных медных месторождений, добыча никелевой руды и бокситов с помощью иностранных компа­ний шли быстрыми темпами. К 80-м годам был даже нало­жен запрет на новые иностранные инвестиции в горнорудной и лесодобывающей промышленности. Финансирование этих отраслей осуществлялось за счет внутренних ресурсов. Полу­ченные средства от экспорта сырьевой продукции направля­лись в перерабатывающую промышленность и развитие но­вых отраслей.

 

В конце 70-х — начале 80-х годов начался новый этап в экономическом развитии. Произошла переори­ентация в экономике на производство и выпуск товаров об­рабатывающей промышленности. Сократилась зависимость страны от нефтедолларов. Новые отрасли развивались на ос­нове собственной сырьевой базы. Стала бурно развиваться текстильная, химическая промышленность, затем электро­ника и радиотехника, автомобилестроение и авиационная про­мышленность. Индонезийские вертолеты в начале века заку­пали все страны Юго-Восточной Азии.Успехи в экономике в период 70-х — 80-х годов, конечно, бесспорны. Рост ВНП шел достаточно высокими темпами и составлял в середине 90-х годов 7,5% ежегодно. Не случайно в Индонезии и за ее пределами Сукарно называли «отцом раз­вития». Индонезия по показателям своего развития прибли­зилась к странам, которые называют «четырьмя драконами» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея). Численность населения, проживающего за чертой бедности, сократилась почти в четыре раза. Режим вы­полнил свою функцию. Сочетание жесткого политического строя с либерализацией в области экономики, предоставившей про­стор предпринимательской деятельности, привело к значитель­ным успехам в сфере экономического развития.

 

Однако надвигающийся кризис уже в середине 90-х го­дов становился заметным явлением. Разразившийся на ази­атских рынках экономический кризис 1997 года серьезно затронул индонезийскую экономику. Более чем па 15% сни­зились темпы роста национального производства в 1998 году, повысилась инфляция, которая тяжело сказалась на материальном положения основной массы индонезийцев. Деста­билизация банковской системы страны, потеря банковских сбережений всех слоев общества привели к сильному паде­нию авторитета клана президента. Этот «рекорд» имел оборотную сторону. Сумма внешней за­долженности Индонезии намного превысила весь нацио­нальный бюджет страны. Выплаты по займам и субсидиям составляли огромные суммы. Индонезия заняла третье мес­то в мире после Бразилии и Мексики по сумме внешнего долга. Эта сумма к концу правления Сухарто составила 117 млрд долларов. Страна оказалась перед необходимос­тью изменения финансовой и экономической политики.

 

 

Ситуация вошла в критическую фазу после расстрела студенческой демонстрации в Джакарте 12 мая 1998 года и последовавших за ним массовых беспорядков, охвативших значительную часть индонезийской столицы, в ходе которых погибло более 1200 человек. После неудачных попыток формирования подконтрольных правительству структур, способных разработать компромиссный вариант политических преобразований, 21 мая 1998 года президент Сухарто объявил о своей отставке. Главой государства был назначен вице-президент Б. Ю. Хабиби Сформированное Хабиби правительство развернуло программу широких политических преобразований, ключевым элементом которой стала либерализация партийной системы и избирательного законодательства: в короткие сроки в стране были созданы десятки политических партий, получивших возможность бороться за места в СНП. Одновременно под сильным международным нажимом Джакарта вынуждена была согласиться на проведение в августе 1999 года референдума о самоопределении Восточного Тимора, в ходе которого абсолютное большинство жителей этой территории высказались в пользу независимости. Процесс суверенизации Восточного Тимора, проходивший под контролем ООН, завершился в мае 2002 года

39 Вопр.Ирак,Сирия и Ливан во второй пол-не XX в.

 

До Второй мировой войны обе страны находились под мандатом Франции. После капитуляции власть перешла к правительству «Ви­ши», это привело к боевым действиям, закончившимся установлением контроля английских войск и организации «Сражающаяся Франция» во главе с де Голлем. В 1943 г. Сирия и Ливан, несмотря на противодей­ствие де Голля, провозгласили независимость. Но фактически смогли воспользоваться ею лишь после 1946 г., когда наконец с территории этих государств были выведены все иностранные войска.

Формально провозглашенные парламентскими республиками, эти страны не выработали устойчивых демократических традиций. Ливан вообще имел конфессиональную систему, распределение админист­ративных постов происходило среди религиозных общин, что позво­ляло ему сохранять определенную стабильность. В Сирии шла острая борьба за власть, правительства были нестабильны, фактически там сменяли друг друга диктаторские режимы.

 

В 1957 г. начинается сближение Сирии и СССР: были заключены экономические и военные соглашения; в Сирии проводится чистка в армии, усиливается влияние коммунистов Халеда Багдаша. Партия БААС, основанная в Сирии еще в начале 1940-х гг. и игравшая веду­щую роль в политической жизни, в 1957 г. настояла на приглашении в страну египетских войск. В январе 1958 г. группа сирийских офице­ров уговорила Насера провозгласить союз Сирии и Египта. 1 февраля 1958 г. провозглашена Объединенная Арабская Республика (ОАР).

Баасистский режим в Сирии

Партия БААС вначале была настроена националистически, выступала за умеренные реформы, отвергала вмешательство мулл в политику и религиозный фанатизм. В 1950 г. она слилась с Арабской социалистической партией и стала проповедовать идеи «светского социализ­ма» с арабской спецификой.

Объединение с Египтом привело к реформам по египетскому об­разцу: проводилась аграрная реформа, национализация предприятий и банков. Это вызвало недовольство населения, породило экономиче­скую неустойчивость. Союз с Египтом не имел перспективы, даже об­щих границ у двух государств не было; поэтому в 1961 г. Сирия вышла из ОАР. Вновь началась череда военных переворотов.

В эти годы установились тесные связи между армейским командо­ванием, которое состояло из представителей общины алави, и парти­ей БААС. Алавиты принадлежат к шиитской ветви ислама, являются в Сирии меньшинством, но еще в период мандата они находились под покровительством Франции и сумели захватить сильные позиции в армии и администрации.

Лидеров армии несколько пугали «социалистические лозунги» БААС, но привлекал антипарламентский настрой. В 1963 г. армия провела очередной переворот и привела к власти партию БААС.

В 1966 г. главой государства стал генерал Салах Джадид. В начале 1967 г. в Сирии произошли беспорядки, вызванные публикацией ате­истической статьи, что подорвало престиж Джадида. Он охотно по­шел на обострение отношений с Израилем и вверг страну в конфликт, в результате чего были потеряны Голанские высоты и враг оказался в 30 км от сирийской столицы Дамаска.

В сентябре 1970 г., когда король Иордании Хусейн вступил в схватку с отрядами ООП на территории своей страны, палестинцы обратились за помощью к Сирии. Джадид готов был ее оказать, и министр оборо­ны Сирии Хафез Асад послал танковые части, которые вынуждены бы­ли отступить. После того как в этом поражении был обвинен X. Асад, тот арестовал самого Джадида и бросил его в тюрьму, где он и провел более 20 лет, до самой смерти. Власть же полностью перешла в руки X. Асада. 12 марта 1971 г. он был избран президентом Сирии.

 

Курс на расширение государственного сектора в экономике был усилен. Очень быстро X. Асаду удалось национализировать все ресурс­ные и промышленные объекты страны, оставив лишь часть мелких предприятий в частной собственности. Конституция 1969 г. определи­ла плановый характер экономики, ввела ограничения на частную соб­ственность. По Конституции 1973 г. речь шла уже «о ликвидации всех форм эксплуатации». Тупиковый путь вел к неэффективности эконо­мики; кризис не наступил только благодаря огромным финансовым вливаниям со стороны богатых арабских стран (для борьбы с Израи­лем) и экономической помощи СССР.

Асаду удалось укрепить и политическую власть: на ключевых по­стах в госаппарате, армии и прочих силовых структурах уже через не­сколько лет оказались его ближайшие родственники. Формально де­мократические выборы являются камуфляжем военной диктатуры.

 

Во внешнеполитической ориентации Сирия занимает непримиримые антиизраильские позиции. В декабре 1977 г. Сирия принимала актив­ное участие в создании так называемого Национального фронта стой­кости и противодействия (НФСП). Обращают на себя внимание тради­ционно натянутые отношения Сирии со многими арабскими странами, в частности с Ираком, Иорданией, Египтом; зато сложились тесные контакты с радикальным режимом Муамара Каддафи в Ливии. Это привело к обострению отношений Сирии с Западной Европой и США, Сирию относят к числу стран, «поддерживающих международный тер­роризм». В связи с этим страна подвергалась в 1980-е гг. международ­ным экономическим санкциям. В период кувейтского кризиса Сирия заняла твердую позицию, встав на сторону антииракской коалиции, благодаря чему ей удалось улучшить отношения и с Западом, и с уме­ренными арабскими странами.

В период ирано-иракской войны (1980—1988) Сирия поддержива­ла Ирак. В марте 1991 г. президент X. Асад выступил с инициативой Дамасской декларации, которая призывает к созданию «арабской си­стемы безопасности в районе Персидского залива».

Хафез Асад умер летом 2000 г., преемником стал его сын — Башир Асад. Он начал осуществлять реформы, связанные с переходом к ры­ночной экономике. Премьер-министр Сирии Мустафа Миро обозна­чил главные экономические цели: реформа экономики, борьба с коррупцией, модернизация страны. В стране легализована оппози­ция, освобождаются политические заключенные. Сирия стала вос­станавливать дружеские отношения с соседями: Турцией, Ираком, Иорданией, с ними у Сирии были давние споры.

Роль Сирии в Ливане

Ливан долгое время являл собой противоположность Сирии: не имея практически никаких ископаемых ресурсов, страна тем не менее де­монстрировала быстрые темпы экономического роста за счет развития посреднической торговли, банковского сектора, сферы услуг и ту­ризма. Ливан по праву считался «ближневосточной Швейцарией», при этом имелось в виду не только экономическое процветание, красоты природы и роль туризма, но и политическая стабильность. В отличие от соседних арабских стран, где перевороты следовали один за дру­гим, в Ливане функционировала конфессиональная система, благода­ря чему ротация политических деятелей происходила без ожесточен­ной борьбы за власть.

С 1956 г. в ответ на нападения отрядов «Аль-Фатах» израильская ар­мия стала наносить удары возмездия по территории Ливана. В 1958 г. в стране вспыхнула гражданская война, которая унесла жизни 3 тыс. человек.

Уже после первой арабо-израильской войны в Ливане появилось около 100 тыс. палестинцев. Все чаще происходят их столкновения с местными властями и полицейскими частями Иордании. Палес­тинских беженцев на территории Ливана находилось немало, но по­сле событий войны 1967 г. и 1970 г. в Иордании их число возросло до 400 тыс. Это стало вносить элемент нестабильности в ситуацию, по­скольку сам факт нахождения в суверенном государстве тысяч воору­женных людей, не подчиняющихся местным властям, способен взо­рвать обстановку.

После 1970 г. штаб-квартира ООП была перенесена на территорию Ливана; палестинцы сумели создать там разветвленную инфраструкту­ру, особенно на юге. Присутствие сотен тысяч мусульман на террито­рии небольшой страны нарушило ее внутренний мир. Когда в 1975 г. произошли столкновения между рыбаками-мусульманами и христиа­нами, палестинцы встали на сторону мусульман. Так началась граж­данская война, которая за короткое время превратила цветущую страну в руины.

Война затянулась на целых 15 лет и повлекла за собой много не­приятных последствий. Одно из них — вмешательство Сирии: в 1976 г. в страну введены сирийские войска под предлогом спасения маронит-ской общины от истребления мусульманами и палестинцами. По сию пору Сирия вынуждена держать в Ливане 40-тысячные лучшие части своей армии. За свою деятельность в Ливане Сирия периодически подвергается критике с разных позиций.

В период с 1982 по 1985 г. Ливан стал объектом военных действий со стороны Израиля, что еще больше запутало ситуацию. Мирный договор заключить не удалось. 5 марта 1984 г. он был аннулирован официально. Летом 1985 г. израильские войска выведены из страны. Покидая Ливан, израильтяне захватили 1 тыс. пленных. Группа экстремистов организации «Аль-Джихад» захватила американский самолет «Боинг-727» и по­садила его в Бейруте. Через посредничество лидера шиитов Набиха Бер-ри удалось договориться об освобождении пассажиров в обмен на осво­бождение Израилем пленных. Это было отступлением от обычной практики, когда американское и израильское правительства принципи­ально отказывались вступать в любые контакты с террористами.

С 1986 г. усилился раскол в маронитской общине Ливана, что при­вело к ужесточению взаимных военных действий и в конечном счете к переориентации Сирии на поддержку мусульманских организаций. С 1987 г. ливанские христиане предпринимают попытки заставить си­рийские войска покинуть Ливан, но после Таифских соглашений 1989 г. гражданская война пошла на убыль. В 1990 г. сирийские воору­женные силы нанесли ракетный удар по позициям христиан и заста­вили капитулировать командующего ливанской армией христианина Мишеля Ауна.

В настоящее время сирийские войска остаются в Ливане, несмот­ря на то, что по условиям Таифских соглашений они должны были по­кинуть страну еще в 1992 г. В конфессиональную систему внесены из­менения: марониты сохранили за собой пост президента, введено равенство в соотношении депутатов мусульман и христиан в парла­менте. Президент Ливана лишен права назначать премьер-министра. Президентом Ливана 15 октября 1998 г. избран командующий ливан­ской армией генерал Э. Лахуд, премьер-министром стал с декабря 1998 г. С. Хосс; председателем парламента с сентября 1998 г. -— Н. Бер-ри.







Date: 2016-07-05; view: 308; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию