Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воп.Индия в первой половине XX вв.Борьба за независимость 1 page
Основной политической партией самой богатой и густонаселенной британской колонии, Индии, являлся Индийский Национальный конгресс (ИНК). Партия действовала легально с прошлого века и сотрудничала с колониальными властями. Она рассчитывала, что помощь, оказанная Индией Великобритании в мировой войне, дает основание на предоставление этой колонии самоуправления. Однако британские власти пошли в 1919 г. на создание лишь консультативных органов, не имеющих никакой реальной власти.
В 1915 г. М.К. Ганди вернулся в Индию,уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы индийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильственной борьбы за независимость в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклоняться от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы достижения главной цели.
Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах.Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое производство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из национальной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал пропаганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом.
Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психологии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди неоднократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь распространение негативного влияния западной цивилизации (алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.). Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919—1922 гг. апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Амритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тысячи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пенджабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало переходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал. .
В 1928 г. комиссия Саймона предложила новый избирательный закон, который выдавался за конституцию. Вновь предлагалось расширить состав избирателей. Это не удовлетворило ИНК.
Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 1920-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие в конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.
Когда 17 октября английское правительство отклонило условия ИНК, это вызвало разногласия в Конгрессе по поводу отношения к войне, причем большинство явно склонялось к отказу от поддержки Англии. В ноябре 1939 г. правительства, возглавляемые в провинциях ИНК, подали в отставку — это означало отказ от сотрудничества с английскими властями. В Индии нарастали антивоенные настроения. В октябре 1940 г. Ганди призвал к индивидуальной сатьяграхе. Эту кампанию начал соратник Ганди — Виноба Бхаве, скандируя антивоенные лозунги в общественных местах, за что сразу же был арестован. К такого рода сатьяграхе допускались лишь видные деятели ИНК с разрешения Ганди. Это производило определенное впечатление на общество, а индивидуальный характер сатьяграхи не давал властям повода обвинить ИНК в ее проведении и запретить на этом основании. В отличие от Конгресса, Мусульманская лига не стала вступать в конфронтацию с английскими властями. Она не поддержала бойкот политической системы. После выхода в отставку правительств, сформированных ИНК в провинциях, она заменила их там, где это было возможно. Более того, Мусульманская лига развернула политическую кампанию против ИНК.
В марте 1940 г. состоялась историческая сессия Мусульманской лиги в Лахоре во главе с Джинной, где было принято судьбоносное для Индии решение: добиваться выделения из состава Индии районов с преимущественно мусульманским населением с целью образования мусульманского государства — Пакистана. Это стало главным требованием Мусульманской лиги. Таким образом, провозглашение Пакистана она выдвигала в качестве одного из предварительных условий предоставления Индии независимости.
В июне 1945 г. при посредничестве вице-короля Уэйвелла начались переговоры между ИНК и Мусульманской лигой в Симле. Англичане предложили создать ответственное правительство — Всеиндийский исполнительный совет, а места в нем распределить между религиозными общинами, а не политическими партиями.Правительство Индии предполагалось создать из 15 человек: англичане — 2 (глава правительства и главнокомандующий армией), индусы — 5, мусульмане — 5, сикхи — 1, парсы — 1, христиане — 1. Это предложение было отвергнуто всеми ведущими политическими партиями, а Мусульманская лига даже потребовала разделить места в правительстве поровну между Лигой и всеми остальными партиями вместе взятыми.Таким образом, переговоры в Симле закончились полным провалом.
Лейбористское правительство Англии, одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии излагалась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г.Глава правительства К. Эттли направил в Индию трех членов своего кабинета с целью добиться соглашения между Конгрессом и Мусульманской лигой, прежде чем предоставить стране независимость. Но за годы войны отношения между этими организациями заметно ухудшились, причем лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна полагал, что Англия более расположена к Конгрессу. Поэтому попытки англичан добиться соглашения между ИНК и Лигой закончились неудачей.
15 марта 1946 г. Индии был предоставлен статус доминиона, а в апреле состоялись выборы в провинциальные Законодательные собрания. В мае 1946 г. вице-король опубликовал план: предлагалось создание федерации из трех зон с очень широкими полномочиями (Северо-Западная, Восточная и Центральная). Но план снова был отвергнут и Мусульманской лигой, и ИНК.
В июле 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание (депутаты назначались от Законодательных собраний провинций), и вице-король предложил Д. Неру сформировать правительство. Мусульманская лига отказалась войти в новое правительство, и 10 августа 1946 г. М. Али Джинна призвал мусульман начать открытую борьбу за провозглашение Пакистана.
В Бенгалии и в Синде, где у власти находились правительства Мусульманской лиги, был объявлен всеобщий хартал. Но когда активисты Лиги стали принуждать индусов закрывать лавки, магазины и мастерские, начались столкновения, переросшие 16 августа в кровавую резню в Калькутте, — было убито около 20 тыс. человек. В тот же день волнения перекинулись на Бенарес, Аллахабад, Дакку и Дели. Повсюду происходили резня и поджоги, за 4 дня, по официальным данным, было убито свыше 6 тыс. человек. С большим трудом М.К. Ганди, используя свой личный авторитет, удалось подавить столкновения в Калькутте, но тем не менее резня возобновлялась постоянно то в одном, то в другом месте.
2 сентября 1946 г. Д. Неру наконец сформировал правительство с участием индусов, парсов и христиан. 15 октября 1946 г. в правительство формально вступила и Мусульманская лига, но она продолжала бойкотировать его работу. Резня не прекращалась, потоки беженцев устремились в разные концы страны. Ганди безуспешно грозил голодовкой, стремясь прекратить беспорядки. Эти события навели страх на людей, многие бросали родные места и искали спасения в районах проживания единоверцев.
9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зимой 1946/47 г.
22 марта 1947 Английское правительство назначило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объявлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.Маунтбеттен очень активно взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) — слишком поздняя дата, к этому моменту насилие станет неконтролируемым. Английское правительство согласилось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.
Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, разделив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состоял из двух частей — западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная пограничная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1/4 всей провинции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2/3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был проведен референдум. Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в котором объединялись самые разные народы с общей религией.
Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским княжествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав английской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана — решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами. Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тщательное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демаркации под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать районы, отходившие к соседнему государству. В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги заполнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противоположных направлениях и время от времени пытались сводить счеты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане — на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила огромные территории. Все же на территории Индии осталось свыше 45 млн. мусульман, что составляло 12% населения; индуистское меньшинство сохранилось и в Пакистане — в Восточной Бенгалии проживало около 30 млн. индуистов.
Много недоразумений происходило при разделе финансов, делопроизводства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промышленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Население Индии составило 320 млн. человек, Пакистана — 71 млн. человек. И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором — Ч. Раджагопалачария, правительство Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал генерал-губернатором.
37 Воп. Индия и Пакистан (вторая половина XX в.)Внутренняя и внешняя политика Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь — И. Ганди.
Первый премьер-министр Джавахарлал Неру провозгласил курс на создание в стране общества «социалистического образца». Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951—1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате.
Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике — принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними.
В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения.
Земельная реформа осуществлялась в двух фазах. В течение первой фазы отменялась система посредников, а держателям земли выдавались собственнические права на землю. Во второй фазе был установлен максимальный размер земельных владений. Реформа, безусловно, затрагивала интересы землевладельцев, но она нанесла гораздо больший урон земледельцам, тем, кто обрабатывал землю. Но эти реформы все-таки серьезно подорвали традиционные методы и способы ведения хозяйства, тормозившие его дальнейшее развитие. Разрушалась традиционно сложившаяся система, которая осталась от отсталого «феодального» общества. Появление предприимчивого среднего крестьянства также способствовало развитию рыночной экономики
С помощью государства Неру произошла мобилизация экономических и социальных ресурсов. Но уже с середины 60-х годов обнаружились серьезные «грехи» этого курса. Промышленное производство начало входить в период спада, государственные средства «за мзду» перекачивались в частный сектор. Определенный расцвет получили бюрократия и коррупция. Начало кризисных явлений не ускользнуло от внимания Дж, Неру, но он ничего предпринять уже не успел.Б. Шастри, возглавивший правительство после Неру, находился у власти недолго, и ему не удалось выправить тяжелое экономическое состояние страны. Индийский национальный конгресс в этих условиях терял свое влияние. В 1966 году, в связи со смертью Шастри, пост главы правительства заняла дочь Неру — Индира Ганди. Испытывая ностальгию по прежнему политическому курсу, она обратилась непосредственно к народу, Дала понять, что социализма не получилось из-за недостаточной последовательности в осуществлении экономических реформ. В своем программном выступлении она отметила, что Индия избрала путь социализма и другого пути ликвидации отсталости и бедности в стране нет.
Период экономических преобразований ИНК под руководством И. Ганди можно разделить на несколько этапов. Первый этап 1967-1975 гг. характеризуется стремлением Ганди реализовать программу оживления промышленности на основе разработанных пятилетних планов, традиционно продолжив экономическую политику своего отца, существенный рост сельскохозяйственной продукции, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, развитие трудоемких малых производств в городах. Индира Ганди начала свою деятельность с национализации, приступила к существенному ограничению деятельности крупных кампаний, к осуществлению финансового контроля над корпорациями и другим мерам госкапитализма. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора. Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум.
Индира Ганди приступила к борьбе с княжескими привилегиями и проведению нового этапа земельной реформы Эти меры и деятельность Ганди способствовали крупной победе ИНК на выборах 1871 года. В результате идеологического обновления и популизма, явившихся закономерным продолжением курса Неру, И. Ганди получила реальную возможность продолжения начатых преобразований. 1971 год был для Индиры наиболее успешным. Ей удалось после установления полного командования партийным руководством установить контроль над финансовыми операциями партии. С этого времени первоначальная неуверенность в политических действиях исчезла, а стиль работы Индиры стал деспотичным, персонализированным и автократичным.
Серьезная опасность стала исходить снизу — из штатов, где у власти находились оппозиционные партии, которые саботировали проведение экономических реформ Индиры Ганди. Реформы серьезно тормозились, наталкиваясь, казалось, на непреодолимую преграду властей оппозиционных штатов. Возросла серьезная опасность слева. Антиправительственное движение и открытые политические выступления возглавил бывший лидер Социалистической партии Дж. Нараян, который к этому времени становится очень популярным. Бунтарь-реформатор, выдвинув идеи «тотальной революции», призвал к борьбе против всех партий, против Конгресса, против правительства Индиры Ганди, за передачу власти народным комитетам на местах.
Индийский национальный конгресс, утрачивал власть над страной. 25 июня 1975 года Индира Ганди со своим адвокатом явилась к президенту и получила одобрение к объявлению в стране чрезвычайного положения. Индира Ганди была убеждена, что основная масса индийцев будет находиться на ее стороне, если она не откажется от социалистического курса. Чем больше г-жа Ганди упорствовала в социалистическом курсе, тем больше проблем создавалось в стране, как в экономике, так и в социальной сфере. Чрезвычайное положение не стало демонстрацией силы, а было результатом слабости режима г-жи Ганди. Премьеру не удалось утвердить свою власть введением чрезвычайного положения и устранения таким способом негативных явлений в стране. Индира Ганди понимала глубину той ответственности, которая лежит на ней как премьере за чрезвычайное положение и отказ от демократичных методов в политике. Она отошла от принципов своего отца, разрушив демократический процесс и приостановив демократическое развитие. Индира признала свое поражение. Не советуясь ни с кем, Индира Ганди в январе 1977 года внезапно объявила о проведении всеобщих выборов в парламент. Страна вновь возвращалась к демократической жизни. Этап 1980-1984 гг. стал для Индиры борьбой за экономическое развитие страны, поскольку без решения экономических задач невозможно говорить о насущных проблемах единства страны, спокойствии и мире. Индира Ганди делала попытки найти оптимальные варианты осуществления своей новой линии. Это был самый беспокойный период жизни Индиры Ганди. В то же время многие политические аналитики утверждают, что на этом этапе ее деятельности она все-таки была меньше всего склонна к компромиссам, чем прежде, во времена 70-х годов. В этот период Индира Ганди столкнулась с быстро возрастающим сепаратизмом.
Она не смогла решить острых проблем индийского государства. Возникали новые задачи, требующие неукоснительного и быстрого решения. И. Ганди так и не смогла создать в Индии прочной демократической системы. Она была убита в ноябре 1984 года сикхскими сепаратистами, двумя ее телохранителями. Трагическое убийство Индиры Ганди вызвало у большинства индийцев мощный резонанс по всей стране, который стал тем значительным фактором, который привел к власти Раджива Ганди. На выборах в январе 1985 года, которые проходили на волне скорби народа и повышенного интереса к семье Ганди, Раджив одержал уверенную победу. Раджив Ганди не готовил себя к политической деятельности. Карьеру Раджива стала определять Индира Ганди, уговорившая своего сына оказать помощь матери. Реформаторская деятельность «семейства красной розы» была продолжена внуком Неру. Решительные действия Раджива по подавлению кровавых инцидентов в Индии говорили о том, что ею будет управлять сильная рука. Придя к власти, Раджив выдвинул свою программу, которая была направлена на продолжение дела его деда и матери, за экономический и социальный прогресс страны, за социальную справедливость, за единство Индии, против сепаратизма.
В программе Раджива Ганди прозвучала центральная идея — либерализация экономики, которая составила основу всей его последующей политики. Он ослабил государственный контроль над экономикой, контроль над импортом, сократил налоги, облегчая жизнь частному предпринимателю. Одновременно он упростил импортно-экспортные процедуры, поддержал иностранное участие в экономических проектах Индии. В результате либерализации индийские фирмы начали сотрудничать с иностранными предприятиями. По инициативе Р. Ганди были открыты свободные экономические зоны, разрешалось создание смешанных компаний, что способствовало экономическому росту страны.«Дожимая» аграрную реформу, начатую еще дедом, Раджив продолжил перераспределение земель на основе частного владения и аренды в пользу тех крестьян, которые совсем не имели земли или располагали небольшими участками. Реформы семьи Ганди привели к ликвидации угрозы голода и снижению уровня бедности.
Голубой мечтой для Раджива Ганди была идея создания Индии двадцать первого века. Об этом он заявил еще в своем первом программном обращении к стране. Поэтому формирование компьютерной политики стало одной из важнейших задач премьер-министра. Необходимо поставить в заслугу Радживу Ганди, что он дал толчок электронной революции в Индии, внедряя новые технологические процессы в производство. Либерализация экономики не могла обеспечить социальной гармонии, а напротив, привела к расслоению общества и увеличению общего числа бедноты. Частые разоблачения и скандалы в СМИ по вопросам взяточничества и коррупции при режиме Раджива Ганди создавали впечатление безысходной кризисной ситуации. Все это не могло не сказаться на снижении уровня доверия беднейшей части населения Индии к ИНК и его политическому лидеру. Прежние реформы так и не привели к ощутимому улучшению положения большинства народа, более того, треть населения, как и раньше, оставалась за гранью бедности. Утеря влияния и сужение социальной базы ИНК вызвали определенные беспокойства в партии. Вновь развернулась дискуссия по вопросу о путях дальнейшего развития, что опять привело к расколу в Конгрессе. Это явилось основной причиной потери власти Конгрессом на полтора года, с декабря 1989 года по июнь 1991 года. ИНК смог снова образовать правительство только после очередных парламентских выборов 1991 года, на исход которых решающее влияние оказало убийство в ходе избирательной кампании Раджива Ганди. Новым премьер-министром стал В. Нарасимха Рао. Экономический курс нового правительства предполагал развитие по среднему пути: между командной и рыночной экономикой, с сохранением заботы государства об основании индийской социальной пирамиды, которую составляют огромные массы бедняков (так называемая экономика направляемая или ведомая рынком). Date: 2016-07-05; view: 1089; Нарушение авторских прав |