Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воп.Индия в первой половине XX вв.Борьба за независимость 1 page





Основной политической партией самой богатой и густонаселенной британской колонии, Индии, являлся Индийский Национальный конгресс (ИНК). Партия действовала легально с прошлого века и сотрудничала с колониальными властями. Она рассчитывала, что помощь, оказанная Индией Великобритании в мировой войне, дает основание на предоставление этой колонии самоуправления. Однако британские власти пошли в 1919 г. на создание лишь консультативных органов, не имеющих никакой реальной власти.

 

В 1915 г. М.К. Ганди вернулся в Индию,уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы ин­дийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильствен­ной борьбы за независимость в форме несотрудничества и граждан­ского неповиновения. учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклонять­ся от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы до­стижения главной цели.

 

Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и по­четных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал иг­норировать английские учреждения и в случае необходимости обра­щаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах.Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое про­изводство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из на­циональной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал про­паганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом.

 

Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психо­логии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди не­однократно обращал внимание на то, что достижение Индией свобо­ды невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь рас­пространение негативного влияния западной цивилизации (алкого­лизм, наркомания, проституция и т. п.).

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919—1922 гг. апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали ра­боту базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессиль­ны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Ам­ритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тыся­чи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пен­джабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало пере­ходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал.

.
Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, двуэтапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе — уклонение от уплаты государственных налогов.


Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская Лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК. 4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на убыль.
Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928—1933 гг.) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции. Английские власти вновь пытались ограничиться перед лицом нарастающего сопротивления реформой избирательной системы.

 

В 1928 г. комиссия Саймона предложила новый избирательный закон, который выдавался за конституцию. Вновь предлагалось расширить состав избирателей. Это не удовлетворило ИНК.
Была создана комиссия Мотилала Неру (отец лидера левого крыла ИНК Джавахарлала Неру), которая опубликовала доклад «Конституция Неру». В ней содержалось требование предоставить Индии статус доминиона наравне с Канадой и Австралией. Однако левое крыло в ИНК сочло это требование недостаточным. Дж. Неру высказался за полную независимость и создал Лигу независимости.
Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г.

 

Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 1920-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие в конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.
К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции. Конференция окончилась провалом. Тогда Ганди в январе 1932 г. объявил о новой кампании гражданского несотрудничества. Вновь началась волна репрессий. В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное переустройство страны с учетом религиозного фактора, установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. В мае 1933 г. Ганди объявил о передышке и приостановил кампанию неповиновения.


В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить местным законодательным органам большие права.
Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский Национальный Конгресс получил большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овладению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».


С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939 г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной. 14 сентября 1939 г. М.К. Ганди встретился с вице-королем Линлитгоу и предложил ему поддержку ИНК, но при этом выдвинул два условия. Англичане должны были твердо обещать предоставить независимость Индии сразу после окончания войны и немедленно — полномочия в Исполнительном совете при вице-короле (т. е. в Центральном пра­вительстве).

Когда 17 октября английское правительство отклонило условия ИНК, это вызвало разногласия в Конгрессе по поводу отношения к войне, причем большинство явно склонялось к отказу от поддержки Англии. В ноябре 1939 г. правительства, возглавляемые в провинциях ИНК, подали в отставку — это означало отказ от сотрудничества с ан­глийскими властями. В Индии нарастали антивоенные настроения.

В октябре 1940 г. Ган­ди призвал к индивидуальной сатьяграхе. Эту кампанию начал соратник Ганди — Виноба Бхаве, скандируя антивоенные лозунги в обществен­ных местах, за что сразу же был арестован. К такого рода сатьяграхе до­пускались лишь видные деятели ИНК с разрешения Ганди. Это произ­водило определенное впечатление на общество, а индивидуальный характер сатьяграхи не давал властям повода обвинить ИНК в ее про­ведении и запретить на этом основании. В отличие от Конгресса, Мусульманская лига не стала вступать в кон­фронтацию с английскими властями. Она не поддержала бойкот по­литической системы. После выхода в отставку правительств, сформи­рованных ИНК в провинциях, она заменила их там, где это было возможно. Более того, Мусульманская лига развернула политическую кампанию против ИНК.

 

В марте 1940 г. состоялась историческая сессия Мусульманской ли­ги в Лахоре во главе с Джинной, где было принято судьбоносное для Индии решение: до­биваться выделения из состава Индии районов с преимущественно мусульманским населением с целью образования мусульманского го­сударства — Пакистана. Это стало главным требованием Мусульман­ской лиги. Таким образом, провозглашение Пакистана она выдвига­ла в качестве одного из предварительных условий предоставления Индии независимости.

 

В июне 1945 г. при посредничестве вице-короля Уэйвелла начались переговоры между ИНК и Мусульманской лигой в Симле. Англичане предложили создать ответственное правительство — Всеиндийский исполнительный совет, а места в нем распределить между религиоз­ными общинами, а не политическими партиями.Правительство Индии предполагалось создать из 15 человек: анг­личане — 2 (глава правительства и главнокомандующий армией), ин­дусы — 5, мусульмане — 5, сикхи — 1, парсы — 1, христиане — 1. Это предложение было отвергнуто всеми ведущими политическими пар­тиями, а Мусульманская лига даже потребовала разделить места в правительстве поровну между Лигой и всеми остальными партиями вместе взятыми.Таким образом, переговоры в Симле закончились полным прова­лом.

 

Лейбористское правительство Англии, одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии изла­галась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г.Глава правительства К. Эттли направил в Индию трех членов свое­го кабинета с целью добиться соглашения между Конгрессом и Му­сульманской лигой, прежде чем предоставить стране независимость. Но за годы войны отношения между этими организациями заметно ухудшились, причем лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна по­лагал, что Англия более расположена к Конгрессу. Поэтому попытки англичан добиться соглашения между ИНК и Лигой закончились не­удачей.

 

15 марта 1946 г. Индии был предоставлен статус доминиона, а в ап­реле состоялись выборы в провинциальные Законодательные собра­ния. В мае 1946 г. вице-король опубликовал план: предлагалось созда­ние федерации из трех зон с очень широкими полномочиями (Северо-Западная, Восточная и Центральная). Но план снова был от­вергнут и Мусульманской лигой, и ИНК.

 

В июле 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание (депута­ты назначались от Законодательных собраний провинций), и вице-король предложил Д. Неру сформировать правительство. Мусульман­ская лига отказалась войти в новое правительство, и 10 августа 1946 г. М. Али Джинна призвал мусульман начать открытую борьбу за провоз­глашение Пакистана.

 

В Бенгалии и в Синде, где у власти находились правительства Му­сульманской лиги, был объявлен всеобщий хартал. Но когда активис­ты Лиги стали принуждать индусов закрывать лавки, магазины и мас­терские, начались столкновения, переросшие 16 августа в кровавую резню в Калькутте, — было убито около 20 тыс. человек. В тот же день волнения перекинулись на Бенарес, Аллахабад, Дакку и Дели. Повсю­ду происходили резня и поджоги, за 4 дня, по официальным данным, было убито свыше 6 тыс. человек. С большим трудом М.К. Ганди, ис­пользуя свой личный авторитет, удалось подавить столкновения в Калькутте, но тем не менее резня возобновлялась постоянно то в од­ном, то в другом месте.

 

2 сентября 1946 г. Д. Неру наконец сформировал правительство с участием индусов, парсов и христиан. 15 октября 1946 г. в правитель­ство формально вступила и Мусульманская лига, но она продолжала бойкотировать его работу. Резня не прекращалась, потоки беженцев устремились в разные концы страны. Ганди безуспешно грозил голо­довкой, стремясь прекратить беспорядки. Эти события навели страх на людей, многие бросали родные места и искали спасения в районах проживания единоверцев.

 

9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зи­мой 1946/47 г.

 

22 марта 1947 Английское прави­тельство назна­чило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объ­явлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.Маунтбеттен очень активно взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) — слишком поздняя дата, к этому моменту на­силие станет неконтролируемым. Английское правительство согласи­лось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.

 

Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, раз­делив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состо­ял из двух частей — западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная погранич­ная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1/4 всей про­винции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2/3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был про­веден референдум.

Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в ко­тором объединялись самые разные народы с общей религией.

 

Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским кня­жествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав ан­глийской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана — решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами.

Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тща­тельное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демарка­ции под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать райо­ны, отходившие к соседнему государству.

В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги за­полнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противо­положных направлениях и время от времени пытались сводить сче­ты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане — на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила ог­ромные территории. Все же на территории Индии осталось свыше 45 млн. мусульман, что составляло 12% населения; индуистское меньшинство сохранилось и в Пакистане — в Восточной Бенгалии проживало около 30 млн. индуистов.

 

Много недоразумений происходило при разделе финансов, дело­производства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промыш­ленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Население Индии составило 320 млн. человек, Пакистана — 71 млн. че­ловек.

И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором — Ч. Раджагопалачария, правительст­во Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал гене­рал-губернатором.

 

 

37 Воп. Индия и Пакистан (вторая половина XX в.)Внутренняя и внешняя политика

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией,

удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь — И. Ганди.

 

Первый премьер-министр Джавахарлал Неру провозгласил курс на создание в стране общества «социалистического образца». Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951—1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате.

 

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике — принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними.

 

В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения.

 

Земельная реформа осуществлялась в двух фазах. В течение первой фазы отменялась система посредников, а держателям земли выдавались собственнические права на землю. Во второй фазе был установлен максимальный размер земельных владений. Реформа, безусловно, затрагивала интересы землевладельцев, но она нанесла гораздо больший урон земледельцам, тем, кто обрабатывал землю. Но эти реформы все-таки серьезно подорвали традиционные методы и способы ведения хозяйства, тормозившие его дальнейшее развитие. Разрушалась традиционно сложившаяся система, которая осталась от отсталого «феодального» общества. Появление предприимчивого среднего крестьянства также способствовало развитию рыночной экономики

 

С помощью государства Неру произошла мобилизация экономических и социальных ресурсов. Но уже с середины 60-х годов обнаружились серьезные «грехи» этого курса. Промышленное производство начало входить в период спада, государственные средства «за мзду» перекачивались в частный сектор. Определенный расцвет получили бюрократия и коррупция. Начало кризисных явлений не ускользнуло от внимания Дж, Неру, но он ничего предпринять уже не успел.Б. Шастри, возглавивший правительство после Неру, находился у власти недолго, и ему не удалось выправить тяжелое экономическое состояние страны. Индийский национальный конгресс в этих условиях терял свое влияние. В 1966 году, в связи со смертью Шастри, пост главы правительства заняла дочь Неру — Индира Ганди. Испытывая ностальгию по прежнему политическому курсу, она обратилась непосредственно к народу, Дала понять, что социализма не получилось из-за недостаточной последовательности в осуществлении экономических реформ. В своем программном выступлении она отметила, что Индия избрала путь социализма и другого пути ликвидации отсталости и бедности в стране нет.

 

Период экономических преобразований ИНК под руководством И. Ганди можно разделить на несколько этапов. Первый этап 1967-1975 гг. характеризуется стремлением Ганди реализовать программу оживления промышленности на основе разработанных пятилетних планов, традиционно продолжив экономическую политику своего отца, существенный рост сельскохозяйственной продукции, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, развитие трудоемких малых производств в городах. Индира Ганди начала свою деятельность с национализации, приступила к существенному ограничению деятельности крупных кампаний, к осуществлению финансового контроля над корпорациями и другим мерам госкапитализма. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора. Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум.

 

Индира Ганди приступила к борьбе с княжескими привилегиями и проведению нового этапа земельной реформы Эти меры и деятельность Ганди способствовали крупной победе ИНК на выборах 1871 года. В результате идеологического обновления и популизма, явившихся закономерным продолжением курса Неру, И. Ганди получила реальную возможность продолжения начатых преобразований. 1971 год был для Индиры наиболее успешным. Ей удалось после установления полного командования партийным руководством установить контроль над финансовыми операциями партии. С этого времени первоначальная неуверенность в политических действиях исчезла, а стиль работы Индиры стал деспотичным, персонализированным и автократичным.

 

Серьезная опасность стала исходить снизу — из штатов, где у власти находились оппозиционные партии, которые саботировали проведение экономических реформ Индиры Ганди. Реформы серьезно тормозились, наталкиваясь, казалось, на непреодолимую преграду властей оппозиционных штатов. Возросла серьезная опасность слева. Антиправительственное движение и открытые политические выступления возглавил бывший лидер Социалистической партии Дж. Нараян, который к этому времени становится очень популярным. Бунтарь-реформатор, выдвинув идеи «тотальной революции», призвал к борьбе против всех партий, против Конгресса, против правительства Индиры Ганди, за передачу власти народным комитетам на местах.

 

Индийский национальный конгресс, утрачивал власть над страной. 25 июня 1975 года Индира Ганди со своим адвокатом явилась к президенту и получила одобрение к объявлению в стране чрезвычайного положения. Индира Ганди была убеждена, что основная масса индийцев будет находиться на ее стороне, если она не откажется от социалистического курса. Чем больше г-жа Ганди упорствовала в социалистическом курсе, тем больше проблем создавалось в стране, как в экономике, так и в социальной сфере. Чрезвычайное положение не стало демонстрацией силы, а было результатом слабости режима г-жи Ганди. Премьеру не удалось утвердить свою власть введением чрезвычайного положения и устранения таким способом негативных явлений в стране.

Индира Ганди понимала глубину той ответственности, которая лежит на ней как премьере за чрезвычайное положение и отказ от демократичных методов в политике. Она отошла от принципов своего отца, разрушив демократический процесс и приостановив демократическое развитие. Индира признала свое поражение. Не советуясь ни с кем, Индира Ганди в январе 1977 года внезапно объявила о проведении всеобщих выборов в парламент. Страна вновь возвращалась к демократической жизни.

Этап 1980-1984 гг. стал для Индиры борьбой за экономическое развитие страны, поскольку без решения экономических задач невозможно говорить о насущных проблемах единства страны, спокойствии и мире. Индира Ганди делала попытки найти оптимальные варианты осуществления своей новой линии. Это был самый беспокойный период жизни Индиры Ганди. В то же время многие политические аналитики утверждают, что на этом этапе ее деятельности она все-таки была меньше всего склонна к компромиссам, чем прежде, во времена 70-х годов. В этот период Индира Ганди столкнулась с быстро возрастающим сепаратизмом.

 

Она не смогла решить острых проблем индийского государства. Возникали новые задачи, требующие неукоснительного и быстрого решения. И. Ганди так и не смогла создать в Индии прочной демократической системы. Она была убита в ноябре 1984 года сикхскими сепаратистами, двумя ее телохранителями. Трагическое убийство Индиры Ганди вызвало у большинства индийцев мощный резонанс по всей стране, который стал тем значительным фактором, который привел к власти Раджива Ганди. На выборах в январе 1985 года, которые проходили на волне скорби народа и повышенного интереса к семье Ганди, Раджив одержал уверенную победу.

Раджив Ганди не готовил себя к политической деятельности. Карьеру Раджива стала определять Индира Ганди, уговорившая своего сына оказать помощь матери. Реформаторская деятельность «семейства красной розы» была продолжена внуком Неру. Решительные действия Раджива по подавлению кровавых инцидентов в Индии говорили о том, что ею будет управлять сильная рука. Придя к власти, Раджив выдвинул свою программу, которая была направлена на продолжение дела его деда и матери, за экономический и социальный прогресс страны, за социальную справедливость, за единство Индии, против сепаратизма.

 

В программе Раджива Ганди прозвучала центральная идея — либерализация экономики, которая составила основу всей его последующей политики. Он ослабил государственный контроль над экономикой, контроль над импортом, сократил налоги, облегчая жизнь частному предпринимателю. Одновременно он упростил импортно-экспортные процедуры, поддержал иностранное участие в экономических проектах Индии. В результате либерализации индийские фирмы начали сотрудничать с иностранными предприятиями. По инициативе Р. Ганди были открыты свободные экономические зоны, разрешалось создание смешанных компаний, что способствовало экономическому росту страны.«Дожимая» аграрную реформу, начатую еще дедом, Раджив продолжил перераспределение земель на основе частного владения и аренды в пользу тех крестьян, которые совсем не имели земли или располагали небольшими участками. Реформы семьи Ганди привели к ликвидации угрозы голода и снижению уровня бедности.

 

Голубой мечтой для Раджива Ганди была идея создания Индии двадцать первого века. Об этом он заявил еще в своем первом программном обращении к стране. Поэтому формирование компьютерной политики стало одной из важнейших задач премьер-министра. Необходимо поставить в заслугу Радживу Ганди, что он дал толчок электронной революции в Индии, внедряя новые технологические процессы в производство.

Либерализация экономики не могла обеспечить социальной гармонии, а напротив, привела к расслоению общества и увеличению общего числа бедноты. Частые разоблачения и скандалы в СМИ по вопросам взяточничества и коррупции при режиме Раджива Ганди создавали впечатление безысходной кризисной ситуации. Все это не могло не сказаться на снижении уровня доверия беднейшей части населения Индии к ИНК и его политическому лидеру. Прежние реформы так и не привели к ощутимому улучшению положения большинства народа, более того, треть населения, как и раньше, оставалась за гранью бедности.

Утеря влияния и сужение социальной базы ИНК вызвали определенные беспокойства в партии. Вновь развернулась дискуссия по вопросу о путях дальнейшего развития, что опять привело к расколу в Конгрессе. Это явилось основной причиной потери власти Конгрессом на полтора года, с декабря 1989 года по июнь 1991 года. ИНК смог снова образовать правительство только после очередных парламентских выборов 1991 года, на исход которых решающее влияние оказало убийство в ходе избирательной кампании Раджива Ганди.

Новым премьер-министром стал В. Нарасимха Рао. Экономический курс нового правительства предполагал развитие по среднему пути: между командной и рыночной экономикой, с сохранением заботы государства об основании индийской социальной пирамиды, которую составляют огромные массы бедняков (так называемая экономика направляемая или ведомая рынком).

Date: 2016-07-05; view: 1011; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию