Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Всего
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Литература
| Формы контроля занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методология, теория и методы психологических исследований
|
|
|
|
|
|
| Методология научного познания и проблема изучения психики
| | | | | |
1.1
| Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности
|
|
|
| | |
1.1.1
| Понятие науки. Формы науки.Наука как знание. Наука как деятельность направленная на получение знания. Наука как социальный институт. Функции науки. Критерии научности знания. Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".
| |
| | [1]
[17]
[19]
[27]
[40]
[66]
|
|
1.1.2
| Понятие науки. Формы науки.Наука как знание. Наука как деятельность направленная на получение знания. Наука как социальный институт. Функции науки. Критерии научности знания. Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".
| | |
| [1]
[17]
[19]
[27]
[40]
[66]
|
|
1.2
| Структура и функции методологического знания
|
|
|
| | |
1.2.1
| · Понятие методологии науки.
· Виды методологии.
· Функции методологии.
· Структура методологического знания.
· Уровень философской методологии.
· Уровень общенаучной методологии.
· Уровень конкретно-научной методологии.
· Уровень процедуры и техники исследования.
· Предмет, объект и познавательная ситуация исследования.
· Познавательная ситуация.
· Объект исследования. Предмет исследования.
| |
| |
[1]
[2]
[5]
[7]
[10]
[11]
[14]
[16]
[17]
[18]
|
|
1.2.2
| 9. Разнообразие подходов в определении понятия «методология».
10. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.
11. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.
12. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.
13. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.
14. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
15. Основные характеристики общенаучного уровня психологии.
16. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.
| | |
| [1]
[2]
[5]
[7]
[10]
[11]
[14]
[16]
[17]
[18]
| Конспект первоисточников
|
1.3
| Особенности познавательной ситуации изучения психики
|
|
|
| | |
1.3.1
| · Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.
· Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.
| |
| | [6]
[10]
[11]
[16]
|
|
1.3.2
| 1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.
2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.
| | |
| [6]
[10]
[11]
[16]
| Устный опрос
|
| Раздел 2. Классический тип рациональности и психологическая методология
| | | | |
|
2.1
| Формирование классического типа научной рациональности в Новое
Время; классическая философская традиция
| 0,5
| 0,5
| | | |
2.1.1
| · Первые научные революции в XVI - XVIII веках; возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
· Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
· Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.), ее исторический и культурный контекст.
| | 0,5
| | [1]
[2]
[11]
[33]
[41]
| Устный опрос
|
2.2
| Общенаучный уровень методологии и классическая психология
| 0,5
| 0,5
| | |
|
2.2.1
| - Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.
- Механицизм в естественных науках. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
- Механицизм и социальные науки.
- Механицизм в психологии.
| | 0,5
| | [4]
[5]
[16]
[30]
|
|
2.3
| Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)
| | | | | |
2.4
| Методы классической психологии
|
|
| |
|
|
2.4.1
| · Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.
· Методика как конкретизация метода. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования: валидность (по содержанию, по критериям, по конструкции, конвергентная, дискриминантная) и ее оценка; достоверность, надежность, репрезентативность. Понятия нормы, приведенных оценок, стандартизация процедуры. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных критериев.
| |
| | [1]
[4]
[5]
[58]
[68]
[69]
[70]
|
|
3.
| Неклассический тип рациональности и психологическая методология
| | | | | |
3.1
| Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.
|
|
| | | |
3.1.1
| · Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков.
· Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
· Неклассическая методология в естествознании. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).
| |
| | [1]
[4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| |
3.2
| Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология
|
|
| | | |
3.2.1
| Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке: принцип объективности; принцип развития; принцип историзма; системный подход. Содержательные научные концепции в неклассической психологии (концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.). Универсальные концептуальные системы (текстология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи). Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности; кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана.
| |
| | [1]
[4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| |
3.3
| Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология)
| | | | | |
3.4
| Методы неклассической психологии
|
|
| | | |
3.4.1
| · Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии (психодинамическое направление, культурно-исторический подход, экзистенциальная психология, феноменологический подход);
· от количественного подхода в планировании и осуществлении исследования к качественному;
· анализ отдельных методов неклассической психологии: контент-анализ, проективные методы, исследовательское интервью;
· качественные методы анализа данных как диалогические процессы.
| |
| | [4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
| |
4.
| Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология
| | | |
| |
4.1
| Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.
| 0,5
| 0,5
| | | |
4.1.1
| · Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века. Цивилизационная ситуация в мире в конце 20-го – начале 21-го веков.
· Представление о мире как о 2самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
· Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).
| | 0,5
| | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
[55]
[62]
[63]
[68]
| |
4.2
| Общенаучный уровень
Методологии и
постнеклассическая психология
| 0,5
| 0,5
| | | |
4.2.1
| - Неклассика и постнеклассика: проблемы преемственности.
- Синергетика Г.Хакена (как общенаучная концепция).
- Концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.
- Теория диссипативных структур И.Пригожина.
- Постмодерная культурная традиция в психологии: теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости знания.
| | 0,5
| | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
[55]
[62]
[63]
[68]
| Устный опрос
|
4.3
| Методы постнеклассической психологии
|
|
| | | |
4.3.1
| Принципы, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии.
Методы исследования в постнеклассической психологии. Нарративный метод. Многоголосое исследование. Совместное исследование.
| |
| | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
| |
5.
| Фундаментальные методологические проблемы психологического познания
| | | |
| |
5.1
| Проблема единиц анализа психики
| | | | | |
5.2
| Проблема объективного метода в психологии
| | | | | |
5.3
| Проблема критериев нормы в психологии
| | | | | |
6.
| Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.
| | | |
|
|
6.1
| Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
| | | | | |
6.2
| Уровни и виды психологических исследований
| | | | | |
6.3
| Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя
| | | | | |