Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов очной формы получения образования





Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия Всего Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля занятий
                   
  Методология, теория и методы психологических исследований       - 8 (4 лекции, 4 сем.)      
  Методология научного познания и проблема изучения психики                
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности                
1.1.1 Понятие науки. Формы науки.Наука как знание. Наука как деятельность направленная на получение знания. Наука как социальный институт. Функции науки. Критерии научности знания. Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".             [1] [17] [19] [27] [40] [66]  
1.2 Структура и функции методологического знания                
1.2.1 · Понятие методологии науки. · Виды методологии. · Функции методологии. · Структура методологического знания. · Уровень философской методологии. · Уровень общенаучной методологии. · Уровень конкретно-научной методологии. · Уровень процедуры и техники исследования. · Предмет, объект и познавательная ситуация исследования. · Познавательная ситуация. · Объект исследования. Предмет исследования.               [1] [2] [5] [7] [10] [11] [14] [16] [17] [18]  
1.2.2 1. Разнообразие подходов в определении понятия «методология». 2. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания. 3. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии. 4. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования. 5. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень. 6. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. 7. Основные характеристики общенаучного уровня психологии. 8. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.             [1] [2] [5] [7] [10] [11] [14] [16] [17] [18]   Конспект первоисточников
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики                
1.3.1 · Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики. · Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.             [6] [10] [11] [16]  
1.3.2 1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики. 2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. 3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. 4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.             [6] [10] [11] [16] Устный опрос
  Раздел 2. Классический тип рациональности и психологическая методология   12/4 6/2 6/2          
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция                
2.1.2 · Первые научные революции в XVI - XVIII веках; возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер). · Зарождение позитивистской методологии в научном познании. · Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.), ее исторический и культурный контекст.             [1] [2] [11] [33] [41]  
2.1.2 1. Первые научные революции в XVI - XVIII веках. 2. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер). 3. Зарождение позитивистской методологии в научном познании. 4. Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.             [1] [2] [11] [33] [41] Устный опрос
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология                
2.2.1
  • Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.
  • Механицизм в естественных науках. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
  • Механицизм и социальные науки.
  • Механицизм в психологии.
            [4] [5] [16] [30]  
2.2.2 1. Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа. 2. Механицизм в естественных науках. 3. Несостоявшиеся альтернативы механицизма. 4. Механицизм и социальные науки. 5. Механицизм в психологии.               [4] [5] [16] [30]   Конспект первоисточников
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология) /4 /2 /2          
2.3.1 Анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го –века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.   /2         [4] [5] [16] [30]   Оценка выполнения эссе на заданную тему
2.3.2 Анализ студентами основных направлений мировой психологии первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.     /2       [4] [5] [16] [30] [58] [59]     Оценка выполнения эссе на заданную тему
2.4 Методы классической психологии                
2.4.1 · Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология. · Методика как конкретизация метода. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования: валидность (по содержанию, по критериям, по конструкции, конвергентная, дискриминантная) и ее оценка; достоверность, надежность, репрезентативность. Понятия нормы, приведенных оценок, стандартизация процедуры. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных критериев.             [1] [4] [5] [58] [68] [69] [70]      
2.4.2 1. Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология. 2. Методика как конкретизация метода. 3. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования. 4. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований. 5. Частный характер классификаций методов психологического исследования.             [1] [4] [5] [58] [68] [69] [70]   Письменный опрос
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология 10/2 6/2            
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.                
3.1.1 · Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков. · Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн). · Неклассическая методология в естествознании. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).             [1] [4] [17] [25] [26] [41] [43] [50] [60]    
3.1.2 1. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков. 2. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн). 3. Неклассическая методология в естествознании. 4. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).             [1] [4] [17] [25] [26] [41] [43] [50] [60]   Письменный опрос
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология                
3.2.1 Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке: принцип объективности; принцип развития; принцип историзма; системный подход. Содержательные науч­ные концепции в неклассической психологии (концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.). Универсальные концептуальные системы (текстология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи). Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности; кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана.             [1] [4] [17] [25] [26] [41] [43] [50] [60]  
3.2.2 1. Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности; 2. концепция ноосферы Вернадского; 3. тектология А.А.Богданова; 4. кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана; 5. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.               [1] [4] [17] [25] [26] [41] [43] [50] [60] Устный опрос
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология) /2 /2            
3.3.1 анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.   /2         [4] [17] [25] [26] [41] [43] [50] [60]   оценка выполнения эссе на заданную тему
3.4 Методы неклассической психологии                
3.4.1 · Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии (психодинамическое направление, культурно-исторический подход, экзистенциальная психология, феноменологический подход); · от количественного подхода в планировании и осуществлении исследования к качественному; · анализ отдельных методов неклассической психологии: контент-анализ, проективные методы, исследовательское интервью; · качественные методы анализа данных как диалогические процессы.             [4] [17] [25] [26] [41] [43] [50]  
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология 8/2   2/2          
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.                
4.1.1 · Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века. Цивилизационная ситуация в мире в конце 20-го – начале 21-го веков. · Представление о мире как о 2самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин). · Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).             [2] [17] [21] [28] [29] [31] [36] [38] [43] [54] [55] [62] [63] [68]  
4.1.2 1. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века. 2. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин). 3. Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон). 4. Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж.Бруннера, Дж.Гинзбурга).               [2] [17] [21] [28] [29] [31] [36] [38] [43] [54] [55] [62] [63] [68] Письменный опрос
4.2 Общенаучный уровень Методологии и постнеклассическая психология 2/2   /2          
4.2.1
  • Неклассика и постнеклассика: проблемы преемственности.
  • Синергетика Г.Хакена (как общенаучная концепция).
  • Концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.
  • Теория диссипативных структур И.Пригожина.
  • Постмодерная культурная традиция в психологии: теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости знания.
            [2] [17] [21] [28] [29] [31] [36] [38] [43] [54] [55] [62] [63] [68] Устный опрос
4.2.2
  • анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го - начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии
    /2       [2] [17] [21] [28] [29] [31] [36] [38] [43] [54] [55] [62] [63] [68] Оценка выполнения эссе на заданную тему
4.3 Методы постнеклассической психологии                
4.3.1 Принципы, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии: ориентация на методологию постнеклассической философии, размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем; принцип диалогичности, рефлексии. Методы постнеклассической психологии: метод деконструкции, текстовый анализ, дискурсивный анализ, метод синергетики             [2] [17] [21] [28] [29] [31] [36] [38] [43] [54]  
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания                
5.1 Проблема единиц анализа психики                
5.1.1 Причины проблемы определения единиц анализа психики. Принципы анализа по единицам Л.С.Выготского. Эволюция в направлении от значения к переживанию в концепции Л.С.Выготского. Соотношение деятельность– действие – операция как единица анализа в теории деятельности А.Н.Леонтьева. Действие как единица анализа психического в концепции В.П.Зинченко. Установка как единица анализа психического в теории Д.Узнадзе. Значащие переживания как единица анализа личности в концепции В.Ф.Бассина. Поступок как единица анализа личности в концепции Л.И.Божович.             [7] [11]  
5.2 Проблема объективного метода в психологии                
5.2.1
  • Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.
  • Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
  • Современные подходы к созданию объективного метода
          [7] [11]    
5.2.2 1. Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии. 2. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили. 3. Современные подходы к созданию объективного метода.           [7] [11]   Письменный опрос
5.3 Проблема критериев нормы в психологии                
5.3.1
  • Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.
  • Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.
  • Критерии нормальности в бихевиоризме.
  • Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
  • Критерии нормальности в гуманистической психологии
            [30] [74] [75]  
5.3.2 1. Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии. 2. Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре. 3. Критерии нормальности в бихевиоризме. 4. Критерии нормальности в психодинамическом направлении. 5. Критерии нормальности в гуманистической психологии.             [30] [74] [75] Оценка выполнения эссе на заданную тему
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.                  
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.                
6.1.1
  • основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;
  • основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;
  • общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах
            [76] [77] [78] [79]  
6.1.2 1. основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях; 2. основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях               [76] [77] [78] [79] Устный опрос
6.2 Уровни и виды психологических исследований                
6.2.1 1. Понятие об уровнях исследования в психологии. 2. Эмпирический уровень исследования в психологии. 3. Теоретический уровень исследования. 4. Метатеоретический уровень исследования. 5. корреляционные исследования; 6. квазиэкспериментальные планы; 7. прикладные исследования и оценка программы; 8. качественные исследования             [4] [5] [9] [37] [76] [77] Письменный опрос
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя                
6.3.1
  • Этапы психологического исследования;
  • постановка проблемы исследования;
  • выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
  • планирование исследования;
  • сбор данных; обработка данных;
  • интерпретация полученных данных;
  • выводы и включение результатов в систему научных знаний.
  • Структура исследовательской работы;
  • Общая характеристика работы и Заключение;
  • структура и содержание основной части исследования.
  • Этические нормы психолога-исследователя
            4] [5] [9] [37] [48]  
6.3.2 1. этапы психологического исследования; 2. постановка проблемы исследования; 3. выдвижение и обоснование гипотезы исследования; 4. планирование исследования; 5. сбор данных; 6. обработка данных; 7. интерпретация полученных результатов; 8. выводы и включение результатов в систему научных знаний. 9. Структура исследовательской работы; 10. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение; 11. Структура и содержание основной части исследования. 12. Этические нормы психолога-исследователя.             [4] [5] [9] [37] [48] Оценка выполнения эссе на заданную тему









Date: 2016-07-05; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию