Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Всего
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методология, теория и методы психологических исследований
|
|
|
| -
| 8 (4 лекции, 4 сем.)
|
|
|
|
| Методология научного познания и проблема изучения психики
|
|
|
| |
| | | |
1.1
| Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности
|
|
| | | | | | |
1.1.1
| Понятие науки. Формы науки.Наука как знание. Наука как деятельность направленная на получение знания. Наука как социальный институт. Функции науки. Критерии научности знания. Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".
| |
| | | | | [1]
[17]
[19]
[27]
[40]
[66]
|
|
1.2
| Структура и функции методологического знания
|
|
|
| | | | | |
1.2.1
| · Понятие методологии науки.
· Виды методологии.
· Функции методологии.
· Структура методологического знания.
· Уровень философской методологии.
· Уровень общенаучной методологии.
· Уровень конкретно-научной методологии.
· Уровень процедуры и техники исследования.
· Предмет, объект и познавательная ситуация исследования.
· Познавательная ситуация.
· Объект исследования. Предмет исследования.
| |
| | | | |
[1]
[2]
[5]
[7]
[10]
[11]
[14]
[16]
[17]
[18]
|
|
1.2.2
| 1. Разнообразие подходов в определении понятия «методология».
2. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.
3. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.
4. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.
5. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.
6. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
7. Основные характеристики общенаучного уровня психологии.
8. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.
| | |
| | | | [1]
[2]
[5]
[7]
[10]
[11]
[14]
[16]
[17]
[18]
| Конспект первоисточников
|
1.3
| Особенности познавательной ситуации изучения психики
|
|
|
| | | | | |
1.3.1
| · Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.
· Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.
| |
| | | | | [6]
[10]
[11]
[16]
|
|
1.3.2
| 1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.
2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.
| | |
| | | | [6]
[10]
[11]
[16]
| Устный опрос
|
| Раздел 2. Классический тип рациональности и психологическая методология
| 12/4
| 6/2
| 6/2
| | | | |
|
2.1
| Формирование классического типа научной рациональности в Новое
Время; классическая философская традиция
|
|
|
| | | | | |
2.1.2
| · Первые научные революции в XVI - XVIII веках; возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
· Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
· Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.), ее исторический и культурный контекст.
| |
| | | | | [1]
[2]
[11]
[33]
[41]
| |
2.1.2
| 1. Первые научные революции в XVI - XVIII веках.
2. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
3. Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
4. Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.
| | |
| | | | [1]
[2]
[11]
[33]
[41]
| Устный опрос
|
2.2
| Общенаучный уровень методологии и классическая психология
|
|
|
| | | | |
|
2.2.1
| - Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.
- Механицизм в естественных науках. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
- Механицизм и социальные науки.
- Механицизм в психологии.
| |
| | | | | [4]
[5]
[16]
[30]
|
|
2.2.2
| 1. Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.
2. Механицизм в естественных науках.
3. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
4. Механицизм и социальные науки.
5. Механицизм в психологии.
|
|
|
|
|
|
| [4]
[5]
[16]
[30]
| Конспект первоисточников
|
2.3
| Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)
| /4
| /2
| /2
| | | | | |
2.3.1
| Анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го –века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.
| | /2
| | | | | [4]
[5]
[16]
[30]
| Оценка выполнения эссе на заданную тему
|
2.3.2
| Анализ студентами основных направлений мировой психологии первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.
| | | /2
| | | | [4]
[5]
[16]
[30]
[58]
[59]
| Оценка выполнения эссе на заданную тему
|
2.4
| Методы классической психологии
|
|
|
| | | |
|
|
2.4.1
| · Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.
· Методика как конкретизация метода. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования: валидность (по содержанию, по критериям, по конструкции, конвергентная, дискриминантная) и ее оценка; достоверность, надежность, репрезентативность. Понятия нормы, приведенных оценок, стандартизация процедуры. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных критериев.
| |
| | | | | [1]
[4]
[5]
[58]
[68]
[69]
[70]
|
|
2.4.2
| 1. Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.
2. Методика как конкретизация метода.
3. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования.
4. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований.
5. Частный характер классификаций методов психологического исследования.
| | |
| | | | [1]
[4]
[5]
[58]
[68]
[69]
[70]
| Письменный опрос
|
3.
| Неклассический тип рациональности и психологическая методология
| 10/2
| 6/2
|
| | | | | |
3.1
| Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.
|
|
|
| | | | | |
3.1.1
| · Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков.
· Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
· Неклассическая методология в естествознании. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).
| |
| | | | | [1]
[4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| |
3.1.2
| 1. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков.
2. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
3. Неклассическая методология в естествознании.
4. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).
| | |
| | | | [1]
[4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| Письменный опрос
|
3.2
| Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология
|
|
|
| | | | | |
3.2.1
| Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке: принцип объективности; принцип развития; принцип историзма; системный подход. Содержательные научные концепции в неклассической психологии (концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.). Универсальные концептуальные системы (текстология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи). Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности; кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана.
| |
| | | | | [1]
[4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| |
3.2.2
| 1. Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности;
2. концепция ноосферы Вернадского;
3. тектология А.А.Богданова;
4. кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана;
5. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.
| | |
| | | | [1]
[4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| Устный опрос
|
3.3
| Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология)
| /2
| /2
| | | | | | |
3.3.1
| анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.
|
| /2
|
|
|
|
| [4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
[60]
| оценка выполнения эссе на заданную тему
|
3.4
| Методы неклассической психологии
|
|
| | | | | | |
3.4.1
| · Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии (психодинамическое направление, культурно-исторический подход, экзистенциальная психология, феноменологический подход);
· от количественного подхода в планировании и осуществлении исследования к качественному;
· анализ отдельных методов неклассической психологии: контент-анализ, проективные методы, исследовательское интервью;
· качественные методы анализа данных как диалогические процессы.
| | | | | | | [4]
[17]
[25]
[26]
[41]
[43]
[50]
| |
4.
| Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология
| 8/2
|
| 2/2
| | | |
| |
4.1
| Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.
|
|
|
| | | | | |
4.1.1
| · Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века. Цивилизационная ситуация в мире в конце 20-го – начале 21-го веков.
· Представление о мире как о 2самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
· Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).
| |
| | | | | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
[55]
[62]
[63]
[68]
| |
4.1.2
| 1. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.
2. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
3. Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).
4. Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж.Бруннера, Дж.Гинзбурга).
| | |
| | | | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
[55]
[62]
[63]
[68]
| Письменный опрос
|
4.2
| Общенаучный уровень
Методологии и
постнеклассическая психология
| 2/2
|
| /2
| | | | | |
4.2.1
| - Неклассика и постнеклассика: проблемы преемственности.
- Синергетика Г.Хакена (как общенаучная концепция).
- Концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.
- Теория диссипативных структур И.Пригожина.
- Постмодерная культурная традиция в психологии: теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости знания.
| |
| | | | | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
[55]
[62]
[63]
[68]
| Устный опрос
|
4.2.2
| - анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го - начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии
| | | /2
| | | | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
[55]
[62]
[63]
[68]
| Оценка выполнения эссе на заданную тему
|
4.3
| Методы постнеклассической психологии
|
|
| | | | | | |
4.3.1
| Принципы, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии: ориентация на методологию постнеклассической философии, размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем; принцип диалогичности, рефлексии. Методы постнеклассической психологии: метод деконструкции, текстовый анализ, дискурсивный анализ, метод синергетики
| |
| | | | | [2]
[17]
[21]
[28]
[29]
[31]
[36]
[38]
[43]
[54]
| |
5.
| Фундаментальные методологические проблемы психологического познания
|
|
|
| | | |
| |
5.1
| Проблема единиц анализа психики
|
|
| | | | | | |
5.1.1
| Причины проблемы определения единиц анализа психики. Принципы анализа по единицам Л.С.Выготского. Эволюция в направлении от значения к переживанию в концепции Л.С.Выготского. Соотношение деятельность– действие – операция как единица анализа в теории деятельности А.Н.Леонтьева. Действие как единица анализа психического в концепции В.П.Зинченко. Установка как единица анализа психического в теории Д.Узнадзе. Значащие переживания как единица анализа личности в концепции В.Ф.Бассина. Поступок как единица анализа личности в концепции Л.И.Божович.
| |
| | | | | [7]
[11]
| |
5.2
| Проблема объективного метода в психологии
|
|
|
| | | | | |
5.2.1
| - Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.
- Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
- Современные подходы к созданию объективного метода
| |
| | | | [7]
[11]
| | |
5.2.2
| 1. Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.
2. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
3. Современные подходы к созданию объективного метода.
| | |
| | | [7]
[11]
| | Письменный опрос
|
5.3
| Проблема критериев нормы в психологии
|
|
|
| | | | | |
5.3.1
| - Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.
- Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.
- Критерии нормальности в бихевиоризме.
- Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
- Критерии нормальности в гуманистической психологии
| |
| | | | | [30]
[74]
[75]
| |
5.3.2
| 1. Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.
2. Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.
3. Критерии нормальности в бихевиоризме.
4. Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
5. Критерии нормальности в гуманистической психологии.
| | |
| | | | [30]
[74]
[75]
| Оценка выполнения эссе на заданную тему
|
6.
| Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.
|
|
|
| | | |
|
|
6.1
| Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
|
|
|
| | | | | |
6.1.1
| - основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;
- основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;
- общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах
| |
| | | | | [76]
[77]
[78]
[79]
| |
6.1.2
| 1. основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;
2. основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях
| | |
| | | | [76]
[77]
[78]
[79]
| Устный опрос
|
6.2
| Уровни и виды психологических исследований
|
| |
| | | | | |
6.2.1
| 1. Понятие об уровнях исследования в психологии.
2. Эмпирический уровень исследования в психологии.
3. Теоретический уровень исследования.
4. Метатеоретический уровень исследования.
5. корреляционные исследования;
6. квазиэкспериментальные планы;
7. прикладные исследования и оценка программы;
8. качественные исследования
| | |
| | | | [4]
[5]
[9]
[37]
[76]
[77]
| Письменный опрос
|
6.3
| Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя
|
|
|
| | | | | |
6.3.1
| - Этапы психологического исследования;
- постановка проблемы исследования;
- выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
- планирование исследования;
- сбор данных; обработка данных;
- интерпретация полученных данных;
- выводы и включение результатов в систему научных знаний.
- Структура исследовательской работы;
- Общая характеристика работы и Заключение;
- структура и содержание основной части исследования.
- Этические нормы психолога-исследователя
| |
| | | | | 4]
[5]
[9]
[37]
[48]
| |
6.3.2
| 1. этапы психологического исследования;
2. постановка проблемы исследования;
3. выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
4. планирование исследования;
5. сбор данных;
6. обработка данных;
7. интерпретация полученных результатов;
8. выводы и включение результатов в систему научных знаний.
9. Структура исследовательской работы;
10. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;
11. Структура и содержание основной части исследования.
12. Этические нормы психолога-исследователя.
| | |
| | | | [4]
[5]
[9]
[37]
[48]
| Оценка выполнения эссе на заданную тему
|