Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





Факультет психологии

Кафедра клинической и консультативной психологии

 

Курс _______3________

 

Семестр ____6_________

 

Лекции_____34+4 (УСРС)_____ Экзамен______6

(часы) (семестр)

 

Практические

(семинарские) занятие ____26+4 (УСРС)______

Лабораторные занятия ________ Зачет ______________

(часы) (семестры)

 

Всего аудиторных часов по дисциплине ________60+8(УСРС)_______

Всего часов по дисциплине _________________

 

Форма получения образования очная (дневная)

 

Минск 2010

Пояснительная записка

 

Дисциплина «Методология, теория и методы психологических исследований», в соответствии с образовательным стандартом подготовки психологов, читается студентам специальности 1-23 01 04 Психология. Дисциплина носит системообразующую функцию в профессиональной подготовке психологов, обеспечивая формирование у студентов общенаучного и психологического мировоззрения, а также наделяя студентов практическими навыками выполнения исследовательской деятельности.

Осваивая дисциплину «Методология, теория и методы психологических исследований», студенты знакомятся со спецификой научного знания, его структурой, историей науки в соотнесении с историей развития философии; осваивают особенности методологии психологического исследования на фоне философской и общенаучной методологий; определяют место психологии в структуре научного знания.

Организация содержания курса позволяет студенту вычленить качественное своеобразие методологии классической, неклассической и постнеклассической науки на каждом из уровней методологии: философском, общенаучном и конкретнонаучном. Определяются характеристики психологического исследования и его этапы. Раскрывается связь методологии, методов и методик исследования.

Одной из важнейших функций курса является теоретическая подготовка к выполнению курсовых и дипломных работ, участию в научно-исследовательской работе. В целом, освоение дисциплины обеспечивает готовность к высокопрофессиональной практической деятельности.

Программа построена в тесной взаимосвязи с другими психологическими дисциплинами, предусмотренными процессом подготовки практических психологов. Наиболее тесно дисциплина «Методология, теория и методы психологических исследований» связана с дисциплинами «Философия», «История психологии», «Общая психология».

Целью преподавания дисциплины является создание в структурах профессионального сознания студентов методологических оснований будущей профессиональной деятельности в области теоретической и практической психологии.

Задачи дисциплины:

- разъяснить будущим специалистам в области практической психологии тесную взаимосвязь и взаимозависимость философского, общенаучного и психологического уровней методологии;

- раскрыть основные особенности каждого из исторических этапов в развитии науки в целом и психологической науки, в частности;

- сформировать интеллектуальную и личностную готовность к систематическому освоению достижений психологической науки и практики;

- способствовать формированию у студентов навыков и умений применения полученных методологических знаний при организации и выполнении научного исследования в области психологии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология. 12/4 6/2 6/2  
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция        
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология        
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)   /4 /2 /2  
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология 10/2 6/2    
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).   /2 /2    
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология 8/2   2/2  
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.        
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 2/2   /2  
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8 60/8 34/4 26/4  

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

(для студентов заочного отделения)

 

 

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология.        
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция 0,5 0,5    
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология 0,5 0,5    
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)          
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология        
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).          
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология        
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма. 0,5 0,5    
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 0,5 0,5    
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8        

 








Date: 2016-07-05; view: 220; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию