Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия региона в социальной сфере





Социальная политика региона.

Сущность и инструменты соиальной политии

Полномочия региона в социальной сфере

Социальная сфера в первую очередь обеспечивает развитие человеческого капитала территории. По мере разворачивания глобализации экономики и технологического прогресса роль человеческого капитала возрастает. По разным оценкам, вклад человеческого капитала в развитых странах обеспечивает от 50 до 70% экономического роста, а инвестиции в социальную сферу оказываются не менее эффективны, чем вложения в материальное производство. Социальная политика – система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы, при котором обеспечивается приемлемое материальное, политическое и культурное положение социальных групп и слоев населения для реализации личные интересов и рзвитияобщества в целом.

Основными компонентами социальной сферы являются:

Занятость, условия труда и отдыха

Уровень материального благосостояния

Обеспеченность жильем и бытовые условия

Условия воспитания, образования и здравоохранения

Возможности освоения культурных ценностей

Доступность участия в управлении общественными делами

Организационное и институциональное становление системы организаций, ориентированных на обслуживание социальных интересов граждан, произошло в основном в конце XIX – первой половине ХХ века. Тогда появились пенсионное и медицинское страхование, сформировалась развитая система государственной поддержки образования. Многие государства приняли на себя разнообразные социальные обязательства перед своими гражданами. Окончательное оформление института социальной политики произошло в развитых странах в 1930-1940-е годы, когда начало формироваться «социальное государство» (welfare state (англ.), Sozialstaat или Wohlfahrtsstaat (нем.), еtat providence (фр.)). Золотым веком социального государства принято считать период с конца 1940-х до середины 1970-х годов - время, когда экономический бум вызвал беспримерный спрос на рабочую силу, сопровождавшийся ростом заработной платы и подъемом общественного благосостояния. Динамичное развитие систем социальной защиты впервые - пусть не в равной мере - затронуло почти все слои населения, и потому экспансия социального государства получила широкую общественную поддержку[1].

Причем изначально сформировались две основные модели «велфэра»: субсидиарная модель (Германия, Франция и др.), предусматривающая обязанность государства обеспечить достойный уровень жизни всем гражданам; либеральная модель (США), в рамках которой государственная помощь оказывается только в исключительных жизненных обстоятельствах и только на время действия этих обстоятельств (защита от бедности самых нуждающихся)[2].

За каждой из этих моделей стоит собственная социальная и экономическая политика.

Для субсидиарной модели «велфэра» в социальной сфере характерно следование так называемой «линии жизни» (lifeline), обеспечивающей равный доступ всех граждан к системе социальных услуг. Это – «универсальная политика благосостояния», цель которой – защитить покупательную способность граждан и индивидуальных хозяйств. Реализуя «линию жизни», регионы и муниципии должны стремиться к выравниванию доходов и равной доступности к «общественному сектору», который, как правило, принципиально выводится за пределы действия рыночных механизмов достижения спроса и предложения.

Для либеральной модели «велфэра» характерно следование «линии труда», поощрение людей добиваться социальных благ за счет собственных усилий, а экономическую базу составляет либеральная монетаристская экономическая политика, требующая жесткой экономии бюджетных средств и борьбы с раздуванием социальных обязательств государства. «Линия труда» выражается впомощи нуждающимся (means-testing approach), и основывается на том, что социальное пособие не являются видом социального страхования с общими правилами, а лишь крайней мерой поддержки в трудной жизненной ситуации (утрата трудоспособности, временная потеря работы и пр.). Человек сам должен нести ответственность за обеспечение себя социальными благами, включая жилищные. Отсюда формируются критерии предоставления социальной помощи – временность получения жилищных субсидий и необходимость строгой проверки условий предоставления пособия[3].

В 1980-2000-е годы явственно проявился кризис «велфэра» и в первую очередь той его модели, которая было основана на рецептах «линии жизни». Первыми на это среагировали США и Великобритания, которые осуществили крупномасштабную ревизию государственных социальных обязательств и постарались сделать собственную социальную сферу экономически эффективной. В настоящее время европейские страны также пытаются оптимизировать собственные социальные программы (в первую очередь пенсионные) и перейти от социальной политики «линии жизни» к политике «линии труда».


 

Выбор, который есть в настоящий момент у регионов – это выбор между социальной политикой «линии жизни» и «линией труда», но лишь в тех случаях, когда социальная защита находится в компетенции регионов и муниципалитетов (нередко государство берет на себя обязательства обеспечить равную доступность социальных благ для всего населения в зоне суверенной юрисдикции). Гораздо больше возможностей у регионов возникает при реформировании бюджетного финансирования, например, за счет перехода к бюджетированию, ориентированному на результат.

Таблица 1.2.2. Варианты социальной политики

  «Линия жизни» (lifeline) Помощь нуждающимся (проверка нуждаемости - means-testing approach)
Цель Обеспечение равного доступа всех граждан к минимальному стандарту социальных услуг Стимулирование частной инициативы, экономического роста
Основания Недостаточность средств собственников зданий и сооружений для обеспечения определенных стандартов, нормального функционирования и развития рынка. Невозможность самостоятельно выйти из неблагоприятной жизненной ситуации (болезнь, безработица и пр.).
Государственная (муниципальная) поддержка, в том числе:    
1) прямая:    
а) поддержка предложения социальных услуг на рынке; Бюджетные дотации поставщикам услуг: · получатели (бенефициары) – поставщики услуг; · условия:а)государственная регистрация (аккредитация, решение конкурсной комиссии, лицензирование, концессия и пр.); б) оказание услуг; в) соблюдение заданных стандартов (производственных и ценовых); · расчет– компенсация нормативных расходов. Предоставление социального блага в форме услуги: · бенефициары – домохозяйства (семьи); · условия: а) недостаток средств у семьи (домохозяйства) на получение социальных услуг; б) дефицит предложения «дешевых» услуг на рынке; в) личное заявление на получение социального блага; · расчет– оплата расходов.  
б) поддержка спроса на услуги Льготы/субсидии по оплате услуг для групп потребителей (бенефициаров) при получении социальных услуг: · бенефициары – все потребители услуг или их отдельные группы; · условия: а) владение объектов поддержки, например, недвижимостью (автоматическое предоставление льгот/субсидий); б) получение поставщиком услуг бюджетных дотаций или иных компенсаций потерь в связи с предоставлением льгот; в) соблюдение получателем заданных параметров получения услуг (ограничения по количеству и качеству получаемых услуг и пр.)[4]; · расчет– компенсация части расходов по потреблению услуг (размер компенсации может сильно различаться для отдельных групп бенефициаров). Адресные субсидии («целевые» и «комплексные» (block grants), а также «связанные», безналичные и денежные[5]) бенефициарам: · получатели – домохозяйства, семьи; · условия: а) нуждаемость в социальной защите (уровень дохода, уровень обеспечения услугами и пр.); б) личное заявление на получение субсидий; в) подтверждение владения расходов по оплате услуг; · расчет – возмещение расходов домохозяйства (семьи) на оплату услуг, рассчитанных в соответствии с разными формулами оплаты услуг (компенсации либо фактической или нормативной оплаты услуг в сумме превышающей норматив расходов домохозяйства на оплату данных услуг, либо части недостающих доходов для обеспечения стандарта потребления, в который включена в том числе и нормативная оплата услуг).
2) косвенная 1) налоговые льготы, связанные с деятельностью на рынке услуг; 2) создание рамочных условий для получения услуг: а) правовая защита потребителей; б) тарифное регулирование; в) установление стандартов поставки услуг; г) определение конкурсных условий заключения концессионных договоров на эксплуатацию коммунальных сетей и техническое обслуживание зданий и сооружений, создание частно-государственных партнерств по предоставлению услуг.
Преимущества 1) низкие расходы на администрирование; 2) защита покупательной способности граждан и индивидуальных хозяйств; 3) финансовая поддержка существующего социального сектора экономики. 1. эффективная адресная социальная защита; 2. свобода выбора людей в способе решения своей социальной проблемы; 3. возможность привлечения на рынок частного капитала и создание условий для демонополизации рынка.
Недостатки 1) снижение экономической эффективность операций на рынке, т.к. нет стимулов эффективного распоряжения средствами (раздувание валовых показателей и стоимости услуг, лишение стимулов к ресурсосбережению)[6]; 2) риск монополизации производства (ограничение конкуренции и утрата эффективности); 3) барьеры для частных инвестиций в социальный сектор; 4) жесткость правового регулирования отрасли (тарифное регулирование, разрешительный тип правового регулирования и пр.); 5) риски сегрегации (кому достанется доля «компенсации»?); 6) требует значительных бюджетных расходов и, следовательно, высокого уровня налоговой нагрузки на население и экономику. 1) большие расходы на администрирование (создание информационной базы, проверки нуждаемости, индивидуализации расчетов и пр.); 2) предоставление социальных услуг стимулирует образование «гетто бедных» и консервирует бежность; 3) субсидии повышают стоимость социальных услуг (частично снимают ограничения по платежеспособности). Отсюда замкнутый круг, который называют «ловушкой бедности»: субсидии – рост стоимости – увеличение размера субсидий[7].
Возможности реформирования на региональном уровне 1) сокращение объема оказываемых услуг (реестры услуг, стандарты и регламенты их оказания); 2) оптимизация бюджетной сети; 3) контроль за использованием субсидий и дотаций; 4) внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) в бюджетной сети. 1) сокращение объема оказываемых услуг (реестры услуг, стандарты и регламенты их оказания); 2) коммерциализация сектора социальных услуг, передача на аутсорсинг части бюджетных услуг частному сектороу, расширение ЧГП; 3) переход к поддержке нуждающихся, отказ от субсидирования отдельных услуг.

Важнейшим механизмом реализации являются выполнение =системы социальных стандартов.



Минимальный уровень оплаты труда

Мин. Уровень социальных пенсий и пособий

Предельная доля оплыты в доходе семьи на ЖКУ

Образовательные стандарты и программы, в которых образование бесплатно

Перечень лечебно- профлактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств

 

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы:

Денежное выражение МРОТ

Норма обеспеченности учреждениями социально-культурной сферы

Нормы суточного потреления воды

Нормы напоняемости классов и групп

 

2.Полномочия субъекта РФ в социальной сфере

 

 

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной политики:

 

1.социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях):

2.социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов,

3.семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей),

4. жертв политических репрессий,

5. малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи;

6. предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Основными формами государственной социальной помощи являются:

Денежные выплаты:

1.социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2.субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

 

В ведении субъекта РФ находятся опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

 

 

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России". Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и утвержденного норматива денежной выплаты (компенсации) данной категории граждан. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С целью организации предоставления социальных услуг органы власти вправе учреждать бюджетные учреждения:

Детские дома

Дома инвалидов

Социально-реабилитационные центры

Детские центры дполнительного образования

Создание музеев

Учреждения специализированной мед помощь


[1]Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. №5; Мацонашвили Т. Проблемы перестройки социального государства в Западной Европе // Pro et Contra. 2001. Т. 6.

[2] Достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой различия между двумя этими моделями «велфэра» связаны с историко-культурными особенностями стран: субсидиарную модель приняли католические общества и общества социал-демократической ориентации; либеральную – протестантские (Каслс Ф.Дж. Собака, которая не залаяла: экономическое развитие и послевоенное государство благосостояния // Pro et Contra. 2001. Т. 6).

[3] Веттеберг Г.Новое общество. О возможностях общественного сектора. – М.: Ad Marginem, 1999. С. 258-260 и сл.

[4] В разных странах задаются разные стандарты поставки и производства услуг, в том числе возможно: а) создание возрастающей шкалы тарифов, при которой низкая группа назначается группе с низким уровнем потребления, а затем повышается от группы к группе по мере роста потребления; б) предоставление субсидий, величина которых обратно пропорциональна уровню потребления, что основано на предположении, что бедные потребляют меньше (Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональных основ рыночной экономики. – М.: «Весь мир», 2002. С. 165).

[5] Субсидии могут быть представлены в виде целевых бюджетных трансфертов, направляемых исключительно на оплату конкретного вида услуг и рассчитываемых в рамках конкретных договоров по предоставлению услуг. С 1970-х годов в развитых странах целевые субсидии постепенно заменяются комплексными (block grants), объединяющими в себе многие социальные выплаты. Тем не менее, они могут быть «связанными» и выплачиваться при условии, что получатели трансфертов своевременно рассчитываются за услуги. При этом трансферты могут выплачиваться при помощи разного рода квазиденежных расчетных средств («купонов», сертификатов, зачисления средств на целевые персонифицированные счета с последующим автоматическим списанием с них) и в виде денежных средств. Эксперты отмечают, что у выплат наличными несомненно более высокий коэффициент полезности для получателей, чем у безденежных расчетов (О'Салливан А. Экономика города. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 415-416).

[6] В сфере производства продуктов питания и жилищной политики опыт стимулирования рынка путем предоставления нецелевых дотаций во многих странах негативен. «Сельское хозяйство получило ценовую поддержку, касающуюся всей страны; жилищная политика – поддержку в области процентной ставки – пишет Г.Веттерберг – В обоих случаях подобные универсальные решения привели к значительному перерасходу средств по сравнению с потребностями. Важны мотивы для принятия мер. Если цель – усиление покупательной способности индивидуальных хозяйств, то важно, чтобы они сами могли определять, на что будут использованы средства. Трансферты на условиях универсальности, нецеленаправленные ассигнования наиболее эффективны в таких случаях. Ассигнования в сферу потребления для ее стимуляции должны в максимальной степени направляться тем, кто в действительности в них нуждается. Например, для решения жилищной проблемы низкооплачиваемых категорий населения должны использоваться жилищные пособия, а дорогостоящий уход должен предоставляться тем, кто не может без него обойтись» (Веттеберг Г.Новое общество. О возможностях общественного сектора. – М.: Ad Marginem, 1999. С. 259-260).

[7] Веттерберг Г. Указ. раб. С. 211-212.







Date: 2016-07-05; view: 1338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию