Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Возникновение, становление и развитие воспитания как особого вида человеческой деятельности





ПЛАН

1 Возникновение воспитательного процесса в первобытном обществе.

2 Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций:

v Организация образовательного процесса в Древнем Египте.

v Специфика образовательного процесса в Древней Месопотамии.

v Обучение и воспитание в Древнем Китае и Индии. (для самостоятельного изучения)

3 Воспитание и образование в эпоху Античности:

v Культура и быт Древней Греции и их влияние на систему воспитательных ценностей. Отражение в мифологии базовых педагогических представлений.

v Спартанская система воспитания.

v Афинская система образования.

v Педагогические взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита.

v Система образования в Древнем Риме. Марк Фабий Квинтиллиан о воспитании.

1. Возникновение воспитательного процесса в первобытном обществе.

Первобытное общество знает только две стадии «невзрослости»: младенчество и период взросления.

Главная проблема этапа младенчества – обеспечение питания и безопасности ребенка. Поэтому примерно до 2 лет ребенок безотлучно находится с матерью, а в случае появления в этот период нового («лишнего») младенца, проблема решается путем инфантицида (от латинского infans – дитя, caedere – убивать). Поэтому идеал женщины в период палеолита – мать-кормилица.

После того, как ребенок достигает уровня развития, позволяющего ему существовать автономно от матери, он попадает в сообщество детей и стариков, причем последние помимо присмотра осуществляют подготовку подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Готовность к функционированию в обществе взрослых проверялась путем испытаний, получивших в науке название инициаций. Таким образом, в функции стариков-воспитателей входит подготовка подростков к обряду инициаций, содержавших весьма суровые, а подчас и жестокие задания.

Как предположил российский ученый, работавший в 20-х гг. ХХ в., В.Я.Пропп, память об обрядах инициаций сохранилась в народных сказках в виде волшебных испытаний, через которые проходит герой, прежде чем обрести новое качество. Попробуйте проанализировать характер реальных испытаний-инициаций, послуживших основой для известных вам народных сказок.

 

С выделением в эпоху неолита семьи, а также становлением профессий (ремесленника, воина) и социальных ролей (вождя, жреца), функции главного воспитательного института берет на себя семья. Именно в семье профессиональные навыки передаются по наследству в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Знания о мире, в том числе о закономерностях воспитания накапливаются и закрепляются в эту пору в виде традиций, ритуалов и явлений устного народного творчества.

 

2. Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций

Важным завоеванием цивилизации было включение в рацион младенцев молока домашних животных. Самыми древними образцами игрушек являются поилочки в виде животных

В процессе становления рабовладельческих цивилизаций древности происходит ускорение накопления интеллектуальных знаний. Их носителями становятся жрецы. Постепенно в процессе усложнения и совершенствования рисуночного письма – пиктографии – создается иероглифическая система записи. Для усвоения все увеличивающегося числа иероглифов требуется много специально отведенного времени. Появляются профессии писца и учителя письменности.

В Древнем Египте материалом для письма служил папирус. Его качества содействовали сохранению сложной в графическом отношении системы записи. Отсюда и трудность обучения чтению и письму в ту пору. Судя по всему, педагогика не знала других методов обучения, кроме репродуктивных. Стимулы к учению были тоже просты: древнеегипетская поговорка гласит «Уши мальчика на спине его».

Тем не менее, уже в эту пору появляются первые попытки найти иные, более действенные мотивы для стимулирования познавательной деятельности. Об этом свидетельствует текст письма писца по имени Хетти своему сыну Пеппи. Этот текст найден в нескольких списках. Вероятно, он служил чем-то вроде учебного пособия для изучения письма.

Таким образом, древнейший жанр педагогического сочинения – родительское наставление.

О восприятии феномена детства в Древнем Египте говорят изображения детских игр и игрушек, сохранившиеся в гробницах. Кое где найдены и сами игрушки; их устройство удивительно напоминает сегодняшние забавы для самых маленьких.

Изображение ребенка в древнеегипетском искусстве чрезвычайно условно. Дети изображаются чаще всего лишь в набедренной повязке; на их обритой голове – так наз. «детский локон»; многие с пальцем у рта.


Как только ребенок обретает иную социальную роль (например, ребенок из семьи фараона вступает в династический брак), его изображения обретают канонические характеристики взрослого. Таковы изображения Тутанхамона и его юной жены.

В Древней Месопотамии материалом для письма служила глина. На ней невозможно было создавать подробные детализированные изображения. Эта особенность письменности, а также тот факт, что созданную шумерами клинопись восприняли и приспособили к передаче своего языка другие этносы, завоевавшие Двуречье и продолжавшие культурную эволюцию на этих землях, привела к постепенному упрощению клинописных знаков и правил записи. Поэтому в Двуречье владение письменностью становится более доступным, открываются школы, которые называют «дома табличек».

В них преподают учителя – «отцы табличек», а ученики, соответственно, именуются «дети табличек». При обучении, как и в Египте, используются репродуктивные методы: ученики переписывают тексты, потом учитель их сверяет, дома для закрепления ученики читают свои таблички родителям. Сохранившиеся тексты таких учебных табличек живо рисуют нам нравы учителей, учеников и их родителей.

Изобразительное искусство Двуречья не сохранило для нас сколько-нибудь внятных образов детства. Зато в древнейшей из известных современной науке библиотек, созданной Ашшурбанипалом, имелся, судя по всему раздел учебной литературы, где и сохранились упомянутые выше тексты.

И еще об одном завоевании месопотамской культуры нельзя не упомянуть. Древнейшие «писаные» законы, обнародованные царем Вавилона Хаммурапи, объявляют, что их цель – «...защитить сироту и вдову». Таким образом, отмечается социальная значимость защиты детства.

Над приемами передачи знаний размышляли педагоги Древнего Китая и Индии.

Вопросы аксиологии детства, а также проблемы нравственного воспитания нашли отражение в одной из древнейших книг человечества – Библии.

 







Date: 2016-07-05; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию