Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Возникновение, становление и развитие воспитания как особого вида человеческой деятельности
ПЛАН 1 Возникновение воспитательного процесса в первобытном обществе. 2 Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций: v Организация образовательного процесса в Древнем Египте. v Специфика образовательного процесса в Древней Месопотамии. v Обучение и воспитание в Древнем Китае и Индии. (для самостоятельного изучения) 3 Воспитание и образование в эпоху Античности: v Культура и быт Древней Греции и их влияние на систему воспитательных ценностей. Отражение в мифологии базовых педагогических представлений. v Спартанская система воспитания. v Афинская система образования. v Педагогические взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита. v Система образования в Древнем Риме. Марк Фабий Квинтиллиан о воспитании. 1. Возникновение воспитательного процесса в первобытном обществе. Первобытное общество знает только две стадии «невзрослости»: младенчество и период взросления. Главная проблема этапа младенчества – обеспечение питания и безопасности ребенка. Поэтому примерно до 2 лет ребенок безотлучно находится с матерью, а в случае появления в этот период нового («лишнего») младенца, проблема решается путем инфантицида (от латинского infans – дитя, caedere – убивать). Поэтому идеал женщины в период палеолита – мать-кормилица. После того, как ребенок достигает уровня развития, позволяющего ему существовать автономно от матери, он попадает в сообщество детей и стариков, причем последние помимо присмотра осуществляют подготовку подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Готовность к функционированию в обществе взрослых проверялась путем испытаний, получивших в науке название инициаций. Таким образом, в функции стариков-воспитателей входит подготовка подростков к обряду инициаций, содержавших весьма суровые, а подчас и жестокие задания.
С выделением в эпоху неолита семьи, а также становлением профессий (ремесленника, воина) и социальных ролей (вождя, жреца), функции главного воспитательного института берет на себя семья. Именно в семье профессиональные навыки передаются по наследству в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Знания о мире, в том числе о закономерностях воспитания накапливаются и закрепляются в эту пору в виде традиций, ритуалов и явлений устного народного творчества.
2. Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций Важным завоеванием цивилизации было включение в рацион младенцев молока домашних животных. Самыми древними образцами игрушек являются поилочки в виде животных В процессе становления рабовладельческих цивилизаций древности происходит ускорение накопления интеллектуальных знаний. Их носителями становятся жрецы. Постепенно в процессе усложнения и совершенствования рисуночного письма – пиктографии – создается иероглифическая система записи. Для усвоения все увеличивающегося числа иероглифов требуется много специально отведенного времени. Появляются профессии писца и учителя письменности. В Древнем Египте материалом для письма служил папирус. Его качества содействовали сохранению сложной в графическом отношении системы записи. Отсюда и трудность обучения чтению и письму в ту пору. Судя по всему, педагогика не знала других методов обучения, кроме репродуктивных. Стимулы к учению были тоже просты: древнеегипетская поговорка гласит «Уши мальчика на спине его». Тем не менее, уже в эту пору появляются первые попытки найти иные, более действенные мотивы для стимулирования познавательной деятельности. Об этом свидетельствует текст письма писца по имени Хетти своему сыну Пеппи. Этот текст найден в нескольких списках. Вероятно, он служил чем-то вроде учебного пособия для изучения письма. Таким образом, древнейший жанр педагогического сочинения – родительское наставление. О восприятии феномена детства в Древнем Египте говорят изображения детских игр и игрушек, сохранившиеся в гробницах. Кое где найдены и сами игрушки; их устройство удивительно напоминает сегодняшние забавы для самых маленьких. Изображение ребенка в древнеегипетском искусстве чрезвычайно условно. Дети изображаются чаще всего лишь в набедренной повязке; на их обритой голове – так наз. «детский локон»; многие с пальцем у рта. Как только ребенок обретает иную социальную роль (например, ребенок из семьи фараона вступает в династический брак), его изображения обретают канонические характеристики взрослого. Таковы изображения Тутанхамона и его юной жены. В Древней Месопотамии материалом для письма служила глина. На ней невозможно было создавать подробные детализированные изображения. Эта особенность письменности, а также тот факт, что созданную шумерами клинопись восприняли и приспособили к передаче своего языка другие этносы, завоевавшие Двуречье и продолжавшие культурную эволюцию на этих землях, привела к постепенному упрощению клинописных знаков и правил записи. Поэтому в Двуречье владение письменностью становится более доступным, открываются школы, которые называют «дома табличек». В них преподают учителя – «отцы табличек», а ученики, соответственно, именуются «дети табличек». При обучении, как и в Египте, используются репродуктивные методы: ученики переписывают тексты, потом учитель их сверяет, дома для закрепления ученики читают свои таблички родителям. Сохранившиеся тексты таких учебных табличек живо рисуют нам нравы учителей, учеников и их родителей. Изобразительное искусство Двуречья не сохранило для нас сколько-нибудь внятных образов детства. Зато в древнейшей из известных современной науке библиотек, созданной Ашшурбанипалом, имелся, судя по всему раздел учебной литературы, где и сохранились упомянутые выше тексты. И еще об одном завоевании месопотамской культуры нельзя не упомянуть. Древнейшие «писаные» законы, обнародованные царем Вавилона Хаммурапи, объявляют, что их цель – «...защитить сироту и вдову». Таким образом, отмечается социальная значимость защиты детства. Над приемами передачи знаний размышляли педагоги Древнего Китая и Индии. Вопросы аксиологии детства, а также проблемы нравственного воспитания нашли отражение в одной из древнейших книг человечества – Библии.
Date: 2016-07-05; view: 505; Нарушение авторских прав |