Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация редакций 3 page





- Почему вы использовали служебную кредитную карточку в личных целях?

- Вам понравилось в ночном клубе?

- Что вы можете ответить тем, кто называет вас бабником?

- Что вы делали в сауне с проститутками?

- Сам порядок подготовки и проведения таких интервью значительно отличается от других - здесь не место для дружелюбной беседы с объектом интервью до начала записи, ему не предлагают ознакомиться с предстоящими вопросами, не делаются пробные съемки. Темп и тактика проведения такого интервью носит наступательный характер. Из чисто практических соображений не мешает, однако, приберечь

самый острый и беспощадный вопрос на конец беседы - бывает, что после слишком жесткого вопроса собеседник в приступе бешенства покидает комнату. Если вы начнете интервью с этого вопроса, то рискуете остаться с пустыми руками.

Загнанный в угол политик или власть придержащее лицо нередко прибегает к обороне с помощью метода "Чеккер". Этот метод впервые был применен Ричардом Никсоном во время предвыборной кампании 1952 года. Именно тогда сенатор Никсон выставил свою кандидатуру на пост вице-президента США. Никсона обвинили в том, что он брал взятки в период проведения предвыборной кампании. Чтобы защитить себя от направленных на него со всех сторон нападок, Никсон решил выступить с речью, которая впервые за всю историю политической борьбы транслировалась в прямом эфире. С окаменевшим от скорби лицом Никсон направил свой взгляд прямо в камеру и заявил, что он готов отчитаться перед американским народом о каждом заработанном и использованном им центом. У его бедняжки-жены не было возможности купить норковую шубу, ей приходилось довольствоваться „пальто достопочтенной республиканки". Вся эта история, утверждал Никсон,

 

- результат бесконечных нападок злопыхателей - либералов. Они зашли настолько далеко, что обвинили его в том, что он принял в подарок (то есть взятку) пятнистого коккер-спаниеля Чеккера*.

- Но пусть они говорят, что им взбредет в голову, а собаку мы оставим у себя, - торжественно объявил Нискон и выиграл симпатии телезрителей, создав перед камерой образ любящего мужа и друга животных. Его избрали, что в свою очередь, возможно, изменило ход истории.

Метод „Чеккер" заключается в том, чтобы пробудить чувства симпатии и сочувствия к себе: журналисты-злопыхатели преследуют единственную цель - очернить и навредить другим, со мной и с моей семьей, также подвергшейся нападкам, обошлись несправедливо, нас травят и преследуют. Как ни странно, но этот совершенно очевидный, неприкрытый тактический прием нередко заканчивается победой и с успехом применялся и продолжает применяться многими политиками, фигурировавшими в различного рода скандалах.

Репортер, ведущий интервью, должен быть готов к использованию такой тактики со стороны своего собеседника и быть на страже, чтобы не угодить в расставленные ему сети. Когда объект интервью, чуть ли не со слезами на глазах, начинает жаловаться на несправедливое и жестокое обращение, журналист попадает в сложное положение, ему

- "Checker" - шахматная доска (англ.), - прим. В.М.

нелегко задать еще один жесткий или обличающий вопрос. В этом-то и заключается ловушка по принципу „Чеккер": „Ну, что ж, давай, бей лежачего, изверг!" - невысказанный упрек репортеру. Самый лучший выход из такой ситуации - круто повернуть ход беседы и попытаться показать зрителю или слушателю, что слезы на самом деле -крокодиловы.

- В чем конкретно проявилось несправедливое отношение к вам со стороны средств массовой информации?

- Кто снимал вас через окна вашей спальни?

- Когда это произошло?

Доброжелательные, мирные вопросы могут довольно быстро разрушить имидж страдальца, который собеседник пытается создать перед камерой или микрофоном, а уточняющие вопросы по поводу обвинений в адрес журналистов, помогут обнажить риторические приемы второй стороны. Если же репортер, не узрев расставленные ему силки, продолжит обвинительным тоном задавать разоблачающие вопросы, то интервьюируемый без проблем завоюет симпатии аудитории. Агрессивные вопросы далеко не всегда самые эффективные. Напротив, часто более результативными являются те вопросы, которые задаются с пониманием и в доброжелательном тоне, но с ледяным спокойствием и уверенностью.

В условиях пресс-конференции сложно получить полноценное интервью. С помощью метода,Неккер" у власть придержащих имеются хорошие шансы выйти сухими из воды перед толпой репортеров, мешающих друг другу говорить и задавать вопросы. Хотя на обычной полусонной шведской пресс-конференции вопросы задаются редко. Бывает и такое, что на пресс-конференции главы местной администрации не слышно ни одной реплики вообще. Обычно встречи с прессой в Швеции проходят по заведенному порядку - тот, кто созвал пресс-конференцию дает достаточно обширное описание события, решения или предложения, после чего корреспондентам предоставляется возможность задавать вопросы. Теле- или радиожурналисту имеет смысл записывать все, что говорится во время пресс-конференции. Позже может пригодиться оригинал записи сказанного. Если речь идет о крупном событии, скажем, об объявлении премьер-министра об уходе в отставку, то зрители и слушатели заинтересованы в том, чтобы услышать дословное объяснение принятому им решению.

Одно из отличительных свойств шведских пресс-конференций в том, что журналист сам берет слово, не дожидаясь минуты, когда ему позволят говорить. В США же на пресс-конференции президента, он лично или его пресс-секретарь предоставляет слово избранным журналистам. Другим репортерам в лучшем случае удастся попросить дать комментарий.

Это дает в руки власть придержащих неограниченный контроль над информацией. Неугодных журналистов можно игнорировать, на неприятные вопросы не отвечать. А если президенту, в довершении ко всему, удастся „проскочить" тот единственный разрешенный вопрос-просьбу о комментарии, то и совсем хорошо. Именно поэтому шведские журналисты в течение долгого времени сознательно противо­действовали практике предоставления слова представителям СМИ организаторами пресс-конференций. Нередко эта борьба выливалась в хаос, поскольку корреспонденты во весь голос выкрикивали свои реплики, мешая друг другу говорить, что вряд ли шло на пользу дела. На пресс-конференциях в зале Белла Венеция правительственной канцелярии Розенбад, теле- и радиорепортеры, занимавшие первые ряды, перебивая и перекрикивая друг друга, пытались задавать свои вопросы.

После нескольких катастроф в прямом эфире, журналисты решили выработать собственные правила поведения репортеров во время пресс-конференции. До ее начала журналисты собираются и между собой договариваются о том, кто задаст первый вопрос. Те корреспонденты, чьи редакции освещают ход пресс-конференции в прямом эфире, должны, конечно, получить возможность задать свои вопросы в первую очередь. Неформальное соглашение, заключенное журналистами -членами объединения парламентских репортеров, предусматривает также и то, что задавший вопрос может продолжить развивать тему в еще двух или трех последующих вопросах, однако после этого должен уступить слово другому. Этот добровольный пакт не позволяет доминировать в зале одному, как правило, самому пробивному или маститому репортеру.

Одно из решений безнадежной ситуации для того, кто никак не может вклиниться со своим вопросом - улучить момент, когда в зале на минуту установится тишина, подняться во весь рост и громким голосом задать краткий, четко сформулированный вопрос. Как правило, это производит эффект разорвавшейся бомбы, и сидящие в зале репортеры на мгновение теряют дар речи. Не следует, однако, злоупотреблять этим приемом, поскольку он довольно скоро теряет свой эффект.

 

Вопросы этики Следует уважать права человека, с которым вы собираетесь делать интервью. По возможности нужно откликаться на его пожелание заранее узнать о предпосылках предстоящего интервью: по какому каналу и в какой программе оно будет показано, в связи с чем, сколько эфирного времени оно займет, предмет обсуждения?

Вряд ли разумно, да пожалуй, и невозможно заранее перечислять вопросы предстоящей беседы. Ведь многие из них зависят от ответов объекта интервью, к тому же всегда следует оставлять пространство для непредвиденных ответов и спонтанных вопросов. С другой стороны, репортер вполне может рассказать собеседнику о цели интервью, его характере, осветить тематику обсуждаемых вопросов.

Если объект интервью критикуется за то или иное решение или поступок, то ему должен быть предоставлен честный шанс ответить на критику. К сожалению, многие репортеры нередко игнорируют этот принцип. Это нечестно и неэтично по отношению к респонденту. Интервью не должно стать ловушкой для вашего собеседника. Он должен получить возможность ответить на упреки, направленные в его адрес. С другой стороны, корреспондент не обязан оглашать все вопросы заранее. Он имеет право задать их в подходящий момент, потребовать уточнения на какой-то ответ, а иногда и озадачить своего собеседника неожиданным вопросом.

Монтаж записи интервью также должен проводиться честно. „Да" не заменяют на „нет", ответы передают полностью, не перевирают и не сокращают так, чтобы исказить содержание высказываний. Вопрос репортера не заменяют на другой. С использованием современной техники звук и видеоряд могут стать объектами манипулятивного монтажа, что совершенно недопустимо с точки зрения этики. На репортера возлагается большая ответственность.

Как поступить корреспонденту или его редакции, когда человек, с которым он хочет сделать интервью, требует выполнения определенных условий за свое участие? С одной стороны, нет законов, обязывающих кого-то давать интервью. С другой стороны, журналист имеет право и даже обязан задавать вопросы тем, кто пытается увильнуть от разговора с представителями СМИ.

По идее любой человек, к которому вы обращаетесь с просьбой дать интервью, может потребовать выполнения определенных условий за участие в беседе с журналистом. Редакция, со своей стороны, имеет полное право отклонить эти требования, если она сочтет их неприемлимыми. Ведущий программы может сообщить, что выставленные требования являются своего рода отказом отвечать на вопросы корреспондента, редакция может попытаться найти другие возможности и выходы в этой ситуации. Можно, например, обратитьсяс просьбой о комментариях к представителям оппозиции или критикам, зачитать свои вопросы без ответов на них или попытаться задать их лицу, отказавшемуся отвечать, каждый раз, когда он появляется в общественных местах.

Отказ дать интервью не может препятствовать решению редакции донести до своей аудитории факты и критические высказывания по данному вопросу. Этот принципиально важный аспект Закона о свободе слова в Швеции еще в пятидесятые годы не был очевидным для всех. В то время существовало неписанное правило, согласно которому отказ политика, чиновника, ответственного работника или одной из сторон конфликта от участия в интервью, означал, что радио должно было умалчивать и о критике, направленной в адрес этого лица. В 1956 году после длительных и бурных дебатов это табу было отменено. Сегодня ни одна шведская редакция не станет умалчивать критику по отношению к должностному лицу или политику, отказавшемуся отвечать на вопросы журналистов. Ведущий программы или журналист имеет также полное право вслух указать, когда участник интервью явно лжет.

С точки зрения этики совершенно недопустимо позволять власть придержащим самим выбирать журналиста для предстоящего интервью. Мы не можем предоставить политику или директору предприятия право выбора благожелательно настроенного по отношению к нему репортера облюбованного им канала или радиостанции. Редакция сама решает, кто лучше подходит для выполнения задания. Чиновник или политик вполне может потребовать заранее предоставить ему тексты вопросов для ознакомления, также как он может потребовать участия лишь в прямом эфире, но редакция имеет полное право отклонить эти требования или отказаться от проведения интервью совсем. СМИ, однако, довольно толеранто относятся к тому, когда чиновники, директора предприятий или политики сами выбирают не корреспондента, а редакцию, с которой они готовы иметь дело. Когда загнанный в угол политик соглашается ответить на вопросы журналистов избранного им канала, редакция, в условиях жесткой конкурренции, несмотря на всю нелестность ситуации, редко отказывается от такого шанса. Единственный метод борьбы с этим явлением современного медиального мира - открытый дебат и критический анализ как редакции, принявшей предложение, так и политика или должностного лица, избравшего ее для проведения интервью. Этот метод нередко используется теми, кто попал под прицел СМИ, чтобы стравить редакции теле- и радиоканалов друг с другом, и таким образом частично отвести удар от себя.

Респондент нередко просит предоставить ему возможностьознакомиться с текстом или записью интервью, подготовленной к выходу в эфир. Когда речь идет о синхронах, используемых в программах новостей на радио или телевидении, то отклинуться на эту просьбу практически невозможно. Если на то имеются особые основания, можно проиграть готовую запись по телефону. Это совсем не означает, что репортер или редакция должны получить одобрение монтажа или текста со стороны интервьюируемого. Такая постановка вопроса совершенно неприемлима. Однако зачастую тот, кому пообещали, что он сможет ознакомиться с текстом или записью беседы, воспринимает это обещание как право остановить выход интервью в эфир. В действительности же такого права у него нет. В Швеции единственным лицом, которое решает, что может публиковаться или выходить в эфир, является ответственный издатель в печатных органах и ответственный выпускающий на радио и телевидении. Это право ни в коем случае не может быть передано респонденту. Репортеру никогда не следует давать объекту интервью повод для ложных надежд на то, что тот сможет одобрить текст или запись беседы до ее обнародования. Человек, давший согласие на беседу, не обговорив условия предварительно, не имеет права требовать остановить выход интервью в эфир. Ответственность за то, что опубликовано или вышло в эфир, несет ответственный издатель или ответственный выпускающий.

Как репортер, так и его редакция должны быть заинтересованы в том, чтобы передать содержание записанного интервью по существу. В отдельных случаях имеет смысл пригласить эксперта для изучения готового к публикации материала, включая текст и комментарии самого репортера. Это позволяет избежать неточности и ошибки. Иногда для того, чтобы сделать интервью, в котором редакция крайне заинтересована, она согласна заключить с объектом интервью различного рода договоры, содержание которых по мнению кого-то, идет вразрез с основными принципами журналистики. В подобных случаях следует предварительно обратиться к редактору или руководству для принятия совместного решения.

Редакции шведских средств массовой информации обладают достаточно широкими правами на сбор информации и принятие решений относительно возможности обнародования того или иного материала. Репортер, к примеру, может без предварительного договора обратиться к должностному лицу в общественном месте, включить микрофон или камеру и начать запись беседы, даже если его собеседник не хочет того. Пленка с записью становится достоянием редакции. Тот, кто подвергся такому интервью, независимо от того, является ли он представителем власти, чиновником или частным лицом, не может предотвратить обнародование записи. Репортеры шведских СМИ имеют законное право начинать запись без предупреждения. Журналист обладает правом и на скрытую запись разговора, в котором он сам принимает участие. Скрытая запись разговора, в котором репортер не участвует, расценивается как подслушивание и согласно шведскому уголовному праву является серьезным преступлением, которое может повлечь за собой тюремное заключение.

То, что какие-то методы работы разрешены законом, еще не означает, что они оправданы этически. Многие редакции Швеции вырабатывают собственные правила, которые строго ограничивают возможности применения скрытых съемок и звукозаписей. Одно из основных правил гласит: объект интервью должен быть предупрежден о том, что запись началась или ведется. Исключения допускаются лишь в тех случаях, когда важные или существенные обстоятельства не могут быть освещены по-другому. Речь может идти о совершении преступлений или махинаций, документация и разоблачение которых невозможны без использования скрытой камеры или микрофона.

Используя такой метод, можно разоблачить банки, советники которых помогают владельцам капитала избежать уплаты налогов. С помощью скрытой камеры были выведены на чистую воду врачи, которые принимая взятки, выписывали больничные листы здоровым людям, спекулянты черного рынка, расисты. Применение скрытой камеры -один из способов работы, который журналисты могут использовать в сложных условиях, но им ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Недопустимо, чтобы применение скрытой камеры стало своего рода самоцелью или драматургической формой работы над материалом. Шведское Телевидение и Шведское Радио выработали свои правила, ограничивающие применение этого метода. Использование отснятого скрытой камерой видеоряда или записанной скрытым микрофоном пленки может нарушить принцип неприкосновенности личности, подобные случаи могут также стать предметом обсуждения в Комиссии по делам печати, радио и телевидения.

Во многих странах репортеры записывают телефонные разговоры на диктофон для протокола беседы. В некоторых редакциях такой метод работы скорее правило, чем исключение. При этом журналист даже не сообщает своему собеседнику о том, что он записывает разговор. В таком случае диктофон - своего рода записная книжка. Записи не предназначаются для эфира или публикации. Если собеседник задал вам вопрос о том, ведется ли запись разговора, не стоит увиливать от ответа, лучше честно объяснить, что это делается из практических соображений.

И напоследок несколько практических советов, необходимость которых продиктована горьким опытом автора этой книги:

• Перед выездом на интервью проверьте батарейки, не забудьте взять запасные!

• Убедитесь, что магнитофон или камера включены, когда интервью началось!

• Во время интервью улучите возможность проверить, записались ли

звук или изображение на пленку!

И еще один совет: возьмите за правило заканчивать интервью вопросом:

• Мы ничего не упустили в нашей беседе?

Литература на английском языке:

Broughton Irv: The Art of Interviewing for Television, Radio & Film. Tab Books Inc. 1981

 

 

Не мешать развитию событий

Телевидение и радио - изобразительные средства массовой инфор­мации. Записав события на пленку, мы можем рассказать о них нашей аудитории с помощью кадров и звуков. Зрители и слушатели становятся очевидцами событий, о которых читатели, как правило, узнают значительно позже.

Эта глава посвящена технике работы теле- и радиожурналиста с записью репортажа с места события. Сегодняшний радиорепортер - и техник и звукооператор в одном лице, что требует от него умения вести запись и делать монтаж. Тележурналисту в работе помогают оператор и режиссер видеомонтажа, и тем не менее ему необходимо иметь представление о тонкостях этих профессий. Общим для радио и телевидения является то, что самые лучшие сюжеты создаются тогда, когда события разворачиваются на глазах репортера, принимая подчас неожиданные обороты, а он, не препятствуя, следит за тем, как они развиваются.

Не ищите легких путей. И в дождь и в холод радиожурналист должен выходить на задания, покидая тепло и уют редакции, иначе его работа превратится лишь в запись студийных материалов и интервью по телефону. Телерепортер не должен упрощать свою жизнь, сочиняя лишь тексты для архивных записей. Наша задача быть там, где что-то происходит!

Телерепортаж Как правило, тележурналисту чаще приходится покидать стены редакции, чем радиорепортеру. Телевидение - визуальное средство, журналисту нужны кадры с места события и, по возможности, хорошие, что нередко откладывает отпечаток на специфику отбора новостей в редакциях на телевидении. Неудачные или скучные кадры, сопровождающие важную новость, могут привести к тому, что она вытеснится другой, менее важной, но лучше проиллюстрированной. Это, к сожалению, реальность телевизионной журналистики.

Возможность вести оперативные съемки в центре событий превращает телевидение в непревзойденное, во многих отношениях, средство передачи информации. Аутентичные кадры, показывающие реальность происходящего, врезаются в память зрителя, помогая ему проследить развитие событий и понять его. Это именно то, к чему следует стремиться. Телевидение должно быть средством передачи новости языком кадров, а не текстового сообщения, проиллюстри­рованного видеорядом.

Работа в редакциях новостей на телевидении требует от журналиста умения работать в группе. Радиорепортер чаще всего работает в одиночку - он журналист, звукооператор и монтажер в одном лице. Телерепортер пока еще не может работать один, хотя современная техника намного облегчает процесс записи и съемки. Тележурналиста ближайшего будущего уже сегодня называют видеожурналистом. Его рабочие обязанности включают в себя запись звука и изображения, монтаж и обычную работу репортера.

Во многих странах, в том числе в Швеции, съемочная группа состоит всего лишь из двух человек - репортера и оператора. Им нужно работать настолько слаженно, насколько это возможно. И журналист и оператор должны иметь четкое представление о задании, которое они получили, знать, в чем цель сюжета и чего они хотят им добиться. Они - соавторы материала, который им предстоит вынести на суд зрителя, поэтому в их работе требуется взаимопонимание. Репортер делится с оператором своими замыслами о предстоящем сюжете, рассказывает, как он представляет его себе. Оператор, проявляя инициативу, предлагает коллеге, как и что можно отснять для иллюстрации материала. Как правило, лучших результатов в съемке добивается тот оператор, который знаком с предметом и замыслом сюжета так же хорошо, как и сам репортер. Журналист, со своей стороны, должен иметь представление о методах работы оператора.

Репортер, оператор и режиссер видеомонтажа должны работать в тесном контакте и при обработке отснятого материала, лишь тогда они могут рассказать что-то важное и интересное своей аудитории. Однако в условиях стресса и жесткой нехватки оборудования и персонала, нам зачастую приходится довольствоваться самыми простыми, рацио­нальными и подчас тривиальными решениями.

Один из самых больших вызовов для съемочной группы - снять материал с места события, не зная заранее, как оно будет развиваться. Репортер и оператор вместе должны найти те символы, которые воплотят и проиллюстрируют предмет сюжета. В таких случаях репортер должен стать помощником оператора, его второй парой глаз.

Запечатлеть развитие событий Показать по телевизору как человек заходит в комнату - казалось бы, что может быть проще? На самом деле, одному оператору практически невозможно снять эту сцену в один присест, хотя на экране она займет от силы десять секунд. Оператору приходится снимать действие в разных ракурсах из разных точек.

Оператор не может, разорвавшись на части, в один момент находиться повсюду, снимая разные планы крупности. С этой работой могли бы справиться два или три одновременно работающих оператора. Одиночке эта задача под силу лишь тогда, когда последовательность событий несколько изменена. Одно и то же действие должно повториться неоднократно, чтобы оператор получил возможность заснять его на пленку, т.е. необходимо сделать несколько дублей съемки. Это, однако, далеко не всегда возможно, поскольку процесс требует определенного содействия со стороны тех, кого мы снимаем.

Сначала объект интервью (ОИ) должен пройти по коридору, дойти до двери и взяться за ручку, чтобы оператор мог заснять ОИ общим планом. Проделав это, ОИ вынужден повторить свою прогулку до двери еще несколько раз, чтобы теперь его можно было снять крупным планом. Дверь должна открыться по меньшей мере четыре раза, чтобы мы смогли получить два плана - крупный и средний со стороны коридора и два плана изнутри комнаты, в которой развивается действие. Затем ОИ придется не раз прогуляться от двери к креслу, чтобы у оператора была возможность отснять его передвижение из разных точек кабинета. Все это проделывается для того, чтобы получить вступительные кадры, представляющие зрителю человека, у которого репортер берет интервью.

Проклятие ходока Приведенный выше прием - достаточно избитый способ начать телевизионный сюжет. Журналист, однако, совсем не обязан следовать ему. Конечно, вступительные кадры необходимы, но кто сказал, что они должны быть настолько предсказуемы, как в рассмотренном нами примере? Во многих редакциях не прекращаются дискуссии о возможностях обновить общепринятые сегодня методы работы. Ряд кадров, показывающих идущего нам навстречу человека, норвежские журналисты окрестили словом going, которое можно перевести как ходок. Критики в какой-то мере правы, называя этот прием теле­драматургии „проклятием ходока". Сцены идущего по коридору человека - не что иное, как постановка, осуществляемая совместными усилиями репортера и оператора. Мизансцены создают несколько неестественные отношения между съемочной группой и интер­вьюируемым. Репортер и оператор из строгих критиков превращаются в режиссеров. Они дают бедолаге ученому или министру указания, как он должен идти - медленно или быстро, куда ему смотреть - в камеру или в сторону от нее, как ему открывать дверь и как лучше сесть за стол.

Пройти по коридору навстречу работающей камере, открыть дверь, зайти в кабинет, сесть за стол, и при этом выглядеть естественно и непринужденно гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Не раз это требует многих дублей съемки не только потому, что оператору нужно заснять разные планы крупности, но и потому, что объект интервью действует недостаточно естественно, сбивается с ходу, забывает данные ему указания. Министр, ученый или директор предприятия из ответственных лиц превращаются в артистов-любителей, а репортер в доморощенного режиссера: „Так, еще разочек! Господин министр, не могли бы вы идти чуть помедленнее и постараться не смотреть в камеру!"

С этической и профессиональной точек зрения более оправдана спонтанная работа в условиях действительности. Стремитесь снимать то, что является нормальным в обыденной жизни героя вашего интервью. Вряд ли министр или профессор на работе носятся по пустым коридорам.

Профессор в течение дня, наверное, преподает, работает с компьютером, читает справочную литературу, ведет записи или подсчеты. Министр, возможно, выступает с докладом, встречается с избирателями, участвует в различных заседаниях. Любые спонтанные и естественные действия героя интервью несомненно лучше постановочных. Оператору, как правило, легче запечатлеть развитие событий и передвижения объекта съемки, работая с репортажной камерой, чем с камерой, зафиксированной на штативе.

Окружение Даже у самого короткого информационного сюжета есть начало и конец. Репортер и оператор еще во время съемки должны продумать возможные вступительные и заключительные кадры, которыми они располагают или которые необходимо отснять. Нельзя забывать о том, что репортер должен иметь и кадры, сопровождающие презентацию сюжета во время „лида", сочетающиеся с заставкой программы. Программа новостей шведского телевидения SVT1 „Актуэльт" использует в качестве заставки логотип программы, который на экране появляется с правой стороны, что имеет определенное значение для съемки и компоновки вступительного видеоряда.

Подбирая место для проведения интервью, стремитесь к тому, чтобы обстановка была как можно более естественной и в то же время занимательной. Видеоряд должен стать источником не только дополнительной информации, но и эмоционального восприятия содержания интервью. То, что находится на заднем плане, за спиной интервьюируемого, нередко может иметь символическое значение. Зрителю интереснее смотреть разговор с директором атомной электростанции, снятый не в его рабочем кабинете, а на фоне реактора, подлежащего в скором времени закрытию. С директором дорожного управления, принявшим решение снести исторические части города, чтобы проложить новую железно-дорожную ветку, лучше разговаривать там, где открывается вид на железную дорогу. Место проведения интервью влияет и на настроение и расположение духа как репортера, так и его собеседника.

Важны не только обстановка вокруг интервью или место его проведения, но и задний план. Если всемирно известный хирург дал согласие на интервью в операционном зале, нелепо снимать его стоящим спиной к белой больничной стене, гораздо лучше заснять его на фоне операционного зала (при условии, что в этот момент не проводится операция, иначе это будет типичным случаем „каннибализма" кадров).

С композиционной точки зрения сзади интервьюируемого требуется более темное или светлое пятно, для того чтобы изображение не казалось на экране плоским. Лицо должно быть освещено лучом света, падающим спереди. Минимальный уровень освещения, по крайней мере на считанные минуты, можно найти всегда. Подчас маленькой лампочки камеры или отраженного света в ближайшем окружении вполне достаточно. Кадр может быть чуть крупнее, чем средний. Плечо или грудь - хорошая граница для нижнего края кадра. Желательно, чтобы оба уха интервьюируемого были видны зрителю. Оператор и репортер должны стоять как можно ближе друг к другу, чтобы лицо собеседника было в кадре, когда он, отвечая на вопросы, смотрит на репортера.

Date: 2016-11-17; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию