Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные цели обучения истории и обществознаниюСтр 1 из 9Следующая ⇒
История и обществознание как школ.предмет имеет свои цели обучения, при определении кот след.исход.прежде всего из интересов личности школьника. Обществееные интересы не должны подавлять интересы личности и тем более превалировать над ними. ГОССТАНДАРТ выдел.след.цели обучения истории: основы знаний; осмысление событий,явлений;ценностные ориентации,убеждения; опыт истории, гуманизм,нравственность;интерес к истории и культуре. Цели обучения истории менялись на всех этапах развития государства. Овладение знаниями, развитие способностей, формирование ценностных ориентиров. Развитие интереса, воспитание человека, знакомство с жизнью общества, формирование человека, интеграция личности, применение исторических знаний. Институтом общественной школы определены след.цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов. Согласно стандарту основного общего образования по обществознанию выдел.след.цели:1.повышение уровня нравственной и правовой культуры об-ва;2.воспитание гражданина, формирование у него активной гражданской позиции;3.формирование навыков правомерного поведения. Изучение истории и обществознания позволяют ребёнку не только познакомиться с основными терминами и содержанием предметов, но и заставляют ученика задуматься о многих нравственных вопросах. Именно эти предметы играют одни из важнейших ролей в нравственном становлении ребёнка, т.к. здесь даются представления о смысле существования, о том, как нужно жить, какими ценностями руководствоваться и к чему стремиться.
14.Основные факторы процесса обучения истории и обществознания, их характеристики. Основные факторы обучения – это 1.Цели, определяемы государством и об-ом. В наст. Время опред. След.цели историч.образ-я: развитие интереса и уважения к истории и культуре народов; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе историч.знания; овладение учащимися основами знаний об историч.пути человечества сдрев.времен до наших дней. Разработка целей продолж. – воспитание патриота своей страны, выработать умение примен. историч.знания и приемы,аналитически и критически оценивать информ.,анализировать нов.источники,аргументировать свою позицю. 2. Содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложения в школьных учебниках. Менятся с развитием истор.науки. Методика помогает отобрать основные факты,важнейшие события и явления отечественной и всеобщ.истории; теоретические определения и обобщения. 3. Научно-методическая организация процесса обучения (формы,методы,мтодические приемы,средства преподавания и учения); Суть их в том, что они дают ответ на вопрос, как учить,определяют двухстороннуююдеятельность учителя и ученика.Хорошо прод.метод организации обучения позволяет эффективно формировать у учащихся историч.знания и познават.умения, науч.взгляды и убеждения, развивая их способности. На основе единства содерж.учеб.материала, организации соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достиг.цели обучения. 4. Познавательные возможности учащихся связаня с возрастом ученика и соответствующим уровнем историч.знаний и умений. Посильное познание в наибольш.степени способствует развитию мышления, воображения,мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. В процессе обучения развив. Способности учащихся понимать,усваивать и применять историч.знания. Способности – это индивид.особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления опред.рода деятельности. 5.результаты обучения. Результаты обучения: измеряются уровнем:1.историч.образования,достигнутые на одном уроке;2.сформированности научного мировоззрения; 3. Воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4.развития познавательных возножностей учащихся. Т.О. результаты обучения показывают,реализованы ли поставленные цели или они остались в замыслах. Качество обучения в послед.время оцениваются тестом, во внеуроч.время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах.
15. Государственный образовательный стандарт по истории. Стандарт содержит обязательный минимум по истории, т.е. базовое содержание. Знания, вошедшие в эту часть, должны быть общепринятыми с точки зрения их образовательной ценности. Базовое содержание истории фиксируется с такой степенью детализации, которая бы исключала или сводила к минимуму возможность его произвольного толкования. Стандарт должен учитывать возможности массовой школы, но и должен оставлять возможность создавать на его основе любые программы. Обязательный минимум — это то ядро, которое необходимо усвоить любому ученику. В то же время в стандарте заложен и базовый компонент — тот минимум знаний, который должен дать учитель. Базовое содержание шире и глубже по сравнению с минимальным требуемым уровнем усвоения. В стандарте необходимы также требования к минимальному уровню подготовки. В этом разделе представлены умения, причем полностью и в соответствии с их последовательностью освоения. Технология проверочных работ в стандарте содержит типовые задания для проверки, критериально-ориентированные тесты. В современной школе ученик получает большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются его индивидуальные способности, возможности, запросы и интересы. На первое место постепенно выдвигается вопрос выбора школы, учителя, форм обучения, учебников и пособий, темпов и последовательности изучения исторического содержания. Осуществляется внедрение программ разных уровней обучения, дающих базовые и углубленные знания, учитывающих развитие интересов обучающихся, в том числе и будущих профессиональных.
16.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО». Обращение к социальным вопросам в младших классах целесообразно строить последовательно расширяющимися кругами, охватывающими сначала наиболее близкие (частью непосредственно наблюдаемые) объекты изучения. Такой подход дает возможность, используя краеведческий принцип, рассмотреть и настоящее, и прошлое, заглянуть в ближайшую перспективу, показать человеку межличностные отношения в соответствующей среде: «Моя семья, моя родословная», «Моя школа, мои сверстники», «Кто есть кто из окончивших школу», «Кто организует жизнь в селе (городе)» и т.п. Использование подобных расширяющихся кругов подготовит ознакомление с такими важными объектами обществоведческого изучения, как органы власти, органы местного самоуправления, подведет к большим кругам: «Россия - Родина моя», «Республика, где я живу» (национально-региональный компонент), а главное, будет способствовать познанию своей малой и большой Родины, воспитанию любви к Отечеству, чувства национальнодостоинства. В начальной школе, возможно обращение к отдельным положениям документов о правах ребенка. целесообразно и эпизодическое обращение к отдельным статьям Конституции РФ, конституций входящих в нее республик. Развертывание содержания обществоведческого образования в основной (VIII-Х кл.) и полной средней школе (ХI-ХII кл.) осуществляется в соответствии со следующими ориентирами: - содержание может быть представлено модульными курсами (по базовым наукам) или интегральным курсом, объединяющим педагогически отобранные знания из ряда общественных наук; - для основной и средней школы создаются относительно завершенные системы знаний, отвечающие потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности и учитывающие необходимость определенной полноты обществоведческой подготовки в основной школе; - в основной школе даются наиболее общие представления о человеке и обществе, конкретные знания о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина, а также знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами; ресурс времени, необходимый для реализации этого содержания, составляет 204 часа; - в средней школе содержание обществоведческого образования содействует самосознанию и целостному миропониманию, познанию механизмов развития человека и общества, ценностей современной цивилизации, созданию базы для последующего общего и социально-гуманитарного образования; ресурс времени, необходимый для реализации указанного содержания, составляет 136 часов; - обеспечивается преемственность между основной и средней школой, исключается прямое дублирование учебного материала, но осуществляется возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях, на более высоком уровне; - в выпускном классе, кроме курса обществознания, целесообразно ввести самостоятельный курс, обобщающий знания, полученные в школе, завершающий в рамках средней школы формирование нравственно-мировоззренческой основы личности (курс «Введение в философию и этика»). Обществоведческое образование на второй ступени (в V-Х кл.) осуществляется параллельно историческому. Для V-VII классов целесообразно подготовить курс морали (условное название «Диалоги о морали»), который вводит младших подростков с учетом их возрастных особенностей в круг основных этических принципов и норм, регулирующих отношения человека с другими людьми. Курс целесообразно строить на обсуждении конкретных ситуаций, в которых будут предложены образцы достойного поведения, или учащиеся самостоятельно определят, как поступить в каждом случае. Относительно законченный характер курса обществознания в VIII-Х классах, содержание и методика его преподавания направлены на достаточную реализацию главного назначения учебной дисциплины. содержания курса «Обществознание» в VIII-Х классах являются знания о человеке, обществе в целом, их отношениях с природой, а также важнейших сферах жизни общества - экономической, социальной, политико-правовой, духовно-нравственной. В них включаются существенные элементы базовых наук, а также нравственные и правовые нормы и принципы. В содержание включаются существенные положения общественных наук, важнейшие научные понятия, законы и идеи, выводы, обобщающие механизмы развития человека и общества, конкретные знания о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина, а также знания прикладного характера, знания о способах познавательной и практической деятельности, имеющие универсальное значение. В VIII классе целесообразно развернуть раздел «Человек, природа, общество», дающий знания о человеке, межличностных отношениях, всестороннюю характеристику основных сфер социальной жизни, включая семейно-бытовую, места человека в системе общественных отношений. Объединяя экономические, социологические, политологические, культурологические и другие элементы современного обществознания, раздел призван дать в доступной форме картину окружающей действительности, национальных и общечеловеческих ценностей, лежащих в основе социальной жизни. В IХ классе может быть представлен раздел «Гражданин, мораль, право». Признавая в качестве стержня этого раздела правовые знания, необходимо сохранить интегративный характер курса, включив при изучении публичной и частной жизни гражданина, наряду с правовыми, необходимые социологические, политологические, морально-этические, культурологические знания. В Х классе предлагается изучать третий раздел «Личность, деятельность, культура». Выявление всех сторон жизнедеятельности человека в их единстве дает целостное представление о человеке как социальном существе. Все разделы курса «Обществознание» должны включать в себя полноценный материал о современном российском обществе, Российском государстве и праве, Конституции РФ, традициях национальной культуры, тенденциях развития России, ее роли в современном мире. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. В классах социально-гуманитарного профиля инвариантные курсы дополняются курсами, соответствующими специфике данной школы, и по выбору самих учащихся. Курсы по выбору могут излагать в доступной форме содержание отдельных общественных наук (экономика, социология, политология, культурология и др.). Возможна разработка и междисциплинарных курсов, например по философии истории. Сочетание курсов по выбору, предлагаемых учащимся, будет зависеть от направленности профильной подготовки в данной школе.
17. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ и обществознания. На основе изучаемых фактов у учеников формир-ся конкретные представления. ^ 3 вида И. представлений: П. о фактах прошлого (матер., соц-политич. жизнь людей); П. об историч. времени (длит-ть и последоват-ть И. событий и явлений); П. об И. пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Для формир-ия у уч-ся полных П. надо не т-ко показывать изображения и разъяснять их, но и использ-ть приёмы, содействующие закреплению П. (рисование и др.). Понятия использ-ся для объяснения и систематизации фактов, осмысления др. понятий. Процесс формир-ия понятий эффективен, если учитель выделяет признаки понятий. Легче усваивать те Пон., которые можно представить наглядно. Пон. усваиваются: от нагл. представл. к. первонач. понятиям; от простых к сложным; от широких к конкретным пон. Понятия, усваиваемые в нач. обучения И. – первичны и находятся в тесн. связи с представл. При их воспр-ии необх. опора на образы. В старш. кл. начин. переход от нагл. к абстрактно-логич. мышлению. Для определ-ия пон. надо отбирать самые существенные призн. В старш. кл. для формирования сложн. пон. нужно использ-ть привыкание: учит-ль вводит пон., но его не объясняет; неск. раз употребл. это пон. в материале. Ко времени его обязат. введения ученики уже с ним знакомы и сложн-ей с его усвоением не будет. ^ Приёмы изложения теории: объяснение (монологич. и аргументир. изложение т. Мат-л излаг. последоват.; часто использ. союзы и вводн. слова; даётся готов. информ. – не формир. критич. мышл., потеря интереса, снижение познав. возм-ей); доказат-во (подбор аргументов для обоснования истинности тезиса); рассуждение (монологич. изложение теории, представленное логич. цепочкой в-сов и ответов. Использ-ся при поиске прич-следств. связей); обобщён. хар-ка (выводы: перечисление, сопоставление, оценки). ^ Приёмы преобразования теории: 1. преобр-ие в план (смысловой – ученики выделяют существенные признаки темы; тезисный – записывают краткие хар-ки явления; стереотипный – выделение единичных признаков однородных И. фактов); 2. в таблицы (сравнит-обобщ., конкретизирующие – всесторонний анализ фатков). При изучении истории очень важно, что работа над понятиями происходила регулярно. С этой целью можно проводить понятийные диктанты (давать либо определение, а ученики должны записать термин, либо наоборот), проверять знания по карточкам, предлагать ученикам творческие задания. Например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть: фараон – царь, пирамида — гробница, индульгенция – грамота, воеводство – область и т.д. Как и в случае с хронологией можно использовать написание сочинения с включением исторических понятий. Можно сочетать понятия с датами, что позволяет использовать задания тестового характера. В данном случае возможна следующая разновидность тестовых заданий: в определении понятий ученикам предлагается вставить пропущенные слова, либо дописать пропущенную часть определения. Можно предложить задание на соотнесение понятий и определений. При работе с понятиями можно использовать логические цепочки, которые могут показывать как развитие исторического процесса, так и способствовать более четкому определению значения того или иного понятия. Таким образом, существует несколько способов решения проблем, связанных с усвоением учениками терминов на уроках истории и обществознания. Учитель должен их знать и применять на практике. Конечно, выше названы лишь некоторые формы и методы работы учителя. Самое главное, что они просты в применении, и их можно применять в работе как с сильными так и со слабыми учениками.
Date: 2016-07-05; view: 2162; Нарушение авторских прав |