Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Психологическая характеристика деятельности.
В психологии считается, что деятельность является основным фактором и условием развития психики и личности ребенка. Деятельность - это целенаправленная активность человека, направленная на преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность всегда предметна, осознанна и носит общественный характер. Изучение деятельности в качестве предмета психологического исследования было начато Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Но особенно интенсивно оно проводилось А.Н. Леонтьевым и его последователями. А.Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве его необходимого момента возникает психическое вообще. А.Н. Леонтьев различал внутреннюю и внешнюю деятельность. Внешняя деятельность – это чувственно-предметная материальная деятельность по оперированию объектами. Идеальная деятельность – это деятельность во внутреннем плане. Внутренняя деятельность вторична. Она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней деятельности во внутреннюю, психическую обозначается в психологии термином «интериоризация» При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого сознания. Обратный переход от внутренней деятельности к внешней, определяется понятием «экстериоризация». Предметная деятельность имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели - деятельность. Первый пласт деятельности – потребности, мотивы, цели, условия. Они составляют предметное содержание, основу, на которой она строится. Второй пласт – структурные элементы: отдельная деятельность, действия, операции. Это ее реализация. Третий пласт – ее динамика. Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотивы. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществлять только тогда, когда определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. Источником активности выступают потребности, которые находят свое выражение в мотивах деятельности. Потребности рассматриваются как состояния человека, проявляющиеся в переживании нужды. Предметом потребности является действенный мотив. Мотив– это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности. Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая в определенных условиях требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива. Цель – это конечный результат деятельности. Она всегда осознанна и представляет собой мыслимый результат деятельности. Деятельность выступает как единица жизни человека, его активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Она реализуется в действиях и операциях. Действие – составная часть деятельности. Имея определенную цель, оно осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Действие – это целевой акт поведения в поле значений субъекта. Его результатом является преобразование и познание жизненной ситуации, воссоздание и создание новых предметов человеческой культуры. Действие может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов – операций. К области операций относится построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта. Активность личности ребенка реализуется в различных сферах жизни и деятельности. Это может быть: игровая, познавательная, учебная, коммуникативная (общение), художественная (рисование, лепка), спортивная деятельность, обслуживающий труд и многие другие виды. Включение ребенка в те или иные виды деятельности – главное условие в формировании полноценной, личности. В первую очередь важно создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок, выполняя конкретную деятельность, постепенно становился ее субъектом. Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразования. Существенными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий. То есть становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом основных структурных образующих деятельности: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира и самого себя. Вступая в жизнь, включаясь в те или иные виды деятельности, ребенок первоначально не является субъектом деятельности, он выступает в роли ее носителя и действует стихийно. Однако по мере развития и освоения им определенной деятельностью, он со временем становится ее субъектом Date: 2016-11-17; view: 1228; Нарушение авторских прав |