Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.





Каждый человек личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям и явлениям. Личностью человек не рождается. Родившийся младенец - не личность, он лишь человек по сумме своих возможностей и принадлежит к роду человеческому, что фиксируется в понятии индивид (детенышей животных именуют особью). Появляясь на свет, как индивид, человек, включаясь в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой, обретает особое социальное качество, становится личностью.

Известно несколько определений личности: Г. Олпорт считал, что личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт).

По К. Роджерсу личность – это самость, организованная и долговременно, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний.

С.Л. Рубинштейн определял личность как приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним воздействием, тесная связь сознания и деятельности, зависимость познавательных процессов от логики развития личности.

По К.К. Платонову личность – это человек, наделенный сознанием, способный включаться в социальные отношения, целенаправленно преобразовывать окружающий мир и самого себя (К.К. Платонов).

Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Одним из первых структуру личности предложил Зигмунд Фрейд, основоположник глубинной психологии. Предложенная им структура личности включает три компонента - «Ид», «Эго» и «Суперэго».

«Ид» - врожденный компонент, включающий в себя глубинные влечения, мотивы, потребности из которого развиваются и другие элементы структуры личности. Его составляющие: - либидо - позитивные им­пульсы, ищущие удовольствие, и танатос - деструктивные, агрес­сивные импульсы.

«Эго» - рациональная часть психики, контактирующая с внеш­ним миром и помогающая ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом с одной стороны, и тем, что личность перенимает от родителей в процессе воспитания - с другой.

«Суперэго» - это итог воздействия общества на подсознание и сознание. Это усвоенные нормы поведения, запреты, разрешения. Это 3

нутренний цензор личности, ее совесть.

Взаимодействие этих компонентов заключается в следующем: «Ид» в поиске удовольствия или агрессии вступает в противоречие с «суперэго» - хранителем усвоенных норм и ценностей, порождая чувство тревоги, нервозность, напряженность без видимых на то причин. «Эго» - рациональная часть психики помогает изобрести приемлемые способы удовлетворения желаний «Ид». В случае возник­новения при этом чувства дискомфорта, личность использует защит­ные механизмы, такие как: отрицание, подавление, рационализация» и др. З. Фрейд считал, что рассогласование между «Ид», «Эго» и «Суперэго» является источником неврозов и психических отклоне­ний в развитии личности.

Вместе с тем, предложенная 3.Фрейдом структура личности, рассчитанная в основном на психиатрическую практику, не могла в полной мере удовлетворить все возрастающий интерес к проблеме личности. В настоящее время существует около 50 моделей личности, предлагающие свое понимание её сущности. Наибольший интерес для педагогической практики представляют структуры личности, предложенные А.В. Петровским и К.К. Платоновым.

Так А.В. Петровский считает, что в структуру личности входят три образования или три подсистемы. Первая подсистема – индивидуальность, представленная в строении темперамента, характера, способностей и др. Он назвал её внутрииндивидно й Вторая подсистема - представленность человека в системе межиндивидуальных отношений (межиндивидная). Третья подсистема – «вклад» личности в сознание других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Это процесс продолжения субъекта в других людях в психологии получил название «персонализация». Данная подсистема была названа надииндивидной (метаиндивидной). Личность по мнению А.В, Петровского должна быть охарактеризована в единстве всех трех сторон её существования, как субъект межиндивидуальных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

К.К. Платонов включил в структуру личности 6 подструктур: Из них 4 основных и две объединяющих. Перв ая подструктура – направленность личности. Включает все то, что побуждает личность к активности (цели, мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации). Вторая подструктура – подструктура социального опыта. Включает знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения. Третья подструктура – подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в ходе социальной жизни (внимание,


восприятие, память, мышление, воображение, речь) Четвертая подструктура – биологически обусловленная. Объединяет типологические, возрастные особенности, патологические изменения, которые в значительной мере зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. 5. Способности. 6. Характер.

При правильно поставленном обучении и воспитании есть все условия для формирования и удовлетворения потребности быть личностью. Чтобы понять личность учащегося, учитель должен рассматривать ее в деятельности, в системе его действительных отношений со сверстниками, родителями и учителями, а не изолированно от них.

Невозможно также изучать школьника, не изучив и не поняв группы, в которую он входит, в которой он действует и общается.

Каждый человек неповторим. Неповторимость психики человека определяется особенностями развития потребностей и способностей, которые формируются в деятельности и общении с другими людьми носителями той или иной культуры, и обозначается понятием индивидуальность. Проблема индивидуальных различий очень сложна. Известно, что дети в одном и том же классе очень сильно отличаются друг от друга. Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека выступают способности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Психическое развитие ребенка не возможно без развития его способностей.

Индивидуальные различия определяются и многими другими особенностями. Они зависят от темперамента, характера, особенностей функционирования познавательной сферы (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения), эмоционально-волевых особенностей.

Чтобы успешно управлять развитием ребенка необходимо учитывать эти различия. Это предполагает индивидуальный подход к учащимся (т.е. учет их дифференциально-психологических различий: памяти, внимания, тех или иных способностей и др.), выявление того, чем данный ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим строить воспитательную работу.

Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект более общего, личностного подхода к школьнику, строящегося на изучений условий и обстоятельств включенности детей и подростков в систему отношений с взрослыми, учителями и сверстниками. Необходимо знать как «вписывается» ребенок в классный коллектив, как определяется его место в иерархии межличностных отношений, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированного в коллектив или вообще не сумевшая в нем адапти

роваться.

Отечественная психология исходит из того, что определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность в которую он включен. Только в деятельности ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему на новом уровне осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.


Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физи­ческого существования человека определяется термином «социа­лизация». Социализация это сложный процесс включения индивида в мир общества, процесс, в ходе которого он усваивает образцы по­ведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успеш­ного функционирования в данном обществе. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация - та социализация, которой индивид подвергается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценнос­тей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется соци­ализация личности, называются агентами социализации. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т. д. Существует несколько теорий социализации.

Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа 3. Фрейд. Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит ста­новление личности. В этом про­цессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определенными участ­ками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Как механизм социализации 3. Фрейд выделял имитацию, иден­тификацию, чувство стыда и вины.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Эрика Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии раз­вития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, ко­торые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эриксон утверждал, что становление личности рас­тягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подрост­ковом возрасте, Распространяя период формирования личности на

весь жизнен­ный цикл, ученый утверждает, что у каждой ста­дии есть свои сильные стороны, и что неудача на одной стадии мо­жет быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, теория Эриксона перекладывает часть ответственности за форми­рование личности с родителей на самого индивида и на общество.

Французский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ребенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаи­модействия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколь­ко больших этапов, сменяющих друг друга в определенной после­довательности. Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социален с самого рожде­ния, но социализируется только постепенно, по мере формирова­ния соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.


Уже несколько поколений ученых разрабатывают концепции «социальною научения» (Н. Миллер. Дж. Доллард, Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.). Согласно концепции социального научения, социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе в результате «научения». Существуют разные концепции научения. По Скиннеру пове­дение формируется благодаря наличию или отсутствию подкреп­ления одного из множества возможных вариантов, с помощью на­грады или наказания.

Наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, и что основная структура любой вторичной социа­лизации будет сходна со структурой первичной социализации.

Каж­дый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. усваивает их и делает своими соб­ственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения







Date: 2016-11-17; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию