Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память, понятие, виды. Рациональные приемы запоминания материала (мнемотехника)





Память лежит в основе любого психического явления. Представителя­ми различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, инфор­мационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.

Физическая теория памяти. Согласно этой теории нервный им

пульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей.

Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (по­рядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиоло­гические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новыx белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П.Пав­лова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс — акт образования связи между новым и ранее закрепленным со­держанием.

Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирова­ния, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хра­нения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.

Психологические теории памяти. В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности. Так, суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определен­ные психические образования возникли в сознании одновремен­но или непосредственно друг за другом, то между ними образует­ся ассоциа

тивная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании пред­ставление всех ее элементов. Согласно теории деятельности имен­но деятельность личности является фактором, определяющим фор­мирование процессов памяти: образование связи между различ­ными представлениями определяется не столько содержанием за­поминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохране­ние и воспроизведение информации.

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

Сохранение и нформации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных пока­зателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная на­правленность памяти в познавательной деятельности, злопамят­ство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Можно выделить сле­дующие способы организации информации в памяти:

пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с ка­кими-либо общими признаками);

иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).


Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнава­ния

(устанавливается идентичность воспринимаемого и сохранен­ного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается "целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчислен­ных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения ин­формации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влия­ет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизве­дение).

Виды и особенности памяти. Являясь одной из самых сложных психических функций чело­века, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная.

Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произволь­ную. Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со сто­роны человека и установки на запоминание. Произвольная па­мять — запоминание со специальной установкой запомнить и тре­бующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторе­нии материала без его осмысливания.

Смысловая память предполагает осмысливание за­поминаемого материала, которое основано на понимании внутрен­них логических связей между его частями.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память хранит информацию в сред­нем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обоб­щенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее задан­ного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограни­ченного срока.

27

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную. Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Эмоциональная память — сохранение в сознании пере­живаний и чувств. Личностная память обеспечивает един­ство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-ло­гический и образный виды памяти личности. Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, дви­гательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти. Зрительная па­мять связана с сохранением и воспроизведением зрительных об­разов. Данный вид памяти предпо­лагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов. Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных зву­ков (музыкальных, речевых). Двига­тельная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формирова­нии трудовых и спортивных умений и навыков. Осязательная, обо­нятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологи­ческих потребностей, а также к обеспечению безопасности и са­мосохранения организма.


Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания. Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в мо­мент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечива­ют такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, системати­зация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспом­нить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

28

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше

проис­ходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запом­нить "всерьез и надолго ".

Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку сра­батывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и "выхватит" наше внимание.

Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.


* Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запомина­нию.







Date: 2016-11-17; view: 1440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию