Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание как режим работы сознания. Виды и свойства внимания. Приемы, вызывающие и поддерживающие внимание в учебной деятельности





Из множе­ства окружающих объектов — предметов и явлений — человек вы­деляет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность чело­века требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются: точность и детализация восприятия (внимание является своеоб­разным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти);

направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и реше­ния задачи).

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных кон­фликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:

* отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности)

воздействий и игнорирование других — несуществен­ных, побочных, конкурирующих;

удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятель­ности, достижения поставленной цели;

регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Эта связь раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания.

Согласно моторной теории Т.Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обуслов­лены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

В соответствии с теорией А.А.Ухтомского, физиологической основой внимания

является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции внимания П.Я.Гальперина, внимание является одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возмож­ность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются резуль­татом формирования новых умственных действий.

Рассмотрим основные виды внимания.

В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Произвольное внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с оп­ределенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга.

Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но ка­чественно от него отличается. Этот вид внимания имеет большое зна­чение в учебной и трудовой деятельности.

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические процессы, обеспечивая целенаправленность и сосредоточенность по­знавательной деятельности человека, усиливая восприятие и па­мять, активизируя мышление. Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Поэтому важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать сле­дующие. Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека: правильный распорядок дня, полноценные питание и отдых; своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов; учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 ч); чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки: отсутствие сильных внешних раздражителей — обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время и др.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Внимание — это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и явля­ется одной из сторон психической деятельности. Внимание харак­теризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллекту­альное качество) и внимательности (нравственное свойство лич­ности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понима­нии другого человека). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности.







Date: 2016-11-17; view: 448; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию