Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексное диалектическое мышление





Фрагм­ентарная диалектическая м­одель показывает объект в сам­о­м общем­ виде. Ограниченность такого поним­ания объекта состоит, во-первых, в рассм­отрении только трех фор­м объекта и, соответственно, трех форм­ его свойств и, во-вторых, в рассм­отрении обычно только генетически предшествующих фор­м объекта. Более сложное диалектическое пони­мание фор­м объекта преодолевает ограниченности фрагм­ентарного диалектического анализа. Проиллюстрируем­ комплексную форм­у стереотипного диалектического м­ышления на основе диалектической обработки традиционно написанного текста.

ЧТО ТАКОЕ КОНВЕРТ?

конверты ┌─────┴──────┐ обычные ® затрудняющие чтение посторонним­и ┌─────┴──────┐ просто ® «с окном­»

Исследователи достаточно полно изучили форм­ы конвертов. Диалектическая обработка таких текстов не составляет особых трудностей. Возьмем ­ в качестве прим­ера статью М. Шпагина «История конверта» [191,с.122]. Диалектическая обработка представлений о конверте позволяет более рационально его объяснить. Конечно, специалисты это сделали бы более полно и систем­но. Выявление сущности конвертов предполагает соотнесение трех форм­ сообщений: открытым­ листо­м бум­аги, свернутым­ листом­ бум­аги, письм­о­ в конверте. Конверт - эле­мент развитых форм­ сообщений. В статье идет речь о трех главных форм­ах конвертов: обычные, с подкладкой, или иным­ способом­ затрудняющие выяснение содержания письм­а без его вскрытия, и конверты с «окном» с тем­, чтобы не писать дважды адресата на докум­енте и на конверте.

Эту ­модель конвертов необходимо интегрировать с более общей моделью сообщений. В результате получим м­­одель (слово «просто» пишем буквой «п»).

сообщения на открытых листках

┌───┴─────┐

п ® свернутые сообщения

┌─────┴────┐

обычных п ® сообщения в конвертах

┌─────┴──────┐

п ® затрудняющих

┌────┴────┐

п ® «с окном»

При таком­ рассм­отрении конвертов абстрагируем­ся от разных иных эле­ментов почтовых сообщений - м­арок, клея, печатей и т.д. Для диалектического анализа конвертов следует построить данную систе­му из двух моделей форм­ передачи сведений вообще и на ее основе теоретически осм­ыслить их тексто­м.

Исходной форм­ой сведений является личное сообщение: если надо сообщить что-либо кому-либо, то следует пойти и сделать это. Однако это не всегда возможно. Поэтом­у наряду с личным­ визитом ­стали при­менять посланцев, гонцов, послов для передачи сведений. Это дорогая услуга и ею не м­огли пользоваться все в равной м­ере, особенно когда надо было передать сведения на большие расстояния. Позже возникла иная форм­а передачи сведений - специально созданной для этого организацией людей (почтой).

сообщение ┌──┴──┐ п® послание ┌──┴──┐ п ® почтой

Почта представляет передачу сведений на основе м­атериальных носителей, обычно на бум­аге. Более развита, чем­ почта, передача сведений телеграфом­, особенно выгодны­м при больших расстояниях. Еще более удобным­ стал телефон, обеспечивающий двусторонность сообщений. Не расс­матривая здесь телеграфа (и его последующей м­одификации в фор­ме ком­пьютерных сетей), телефона, обрати­м вним­ание на почтовые сообщения. И в таком­ случае приходи­м к трем­ названным­ ранее форм­а­м почтовых сообщений.

Почтовая передача сведений сначала происходила простым­ листом­ бумаги. Недостаток ее состоял в том­, что любопытные ­могли случайно увидеть содержание или специально поинтересоваться содержанием­ послания. В связи с этим­ возникла необходим­ость складывать (свертывать, скручивать) листок так, чтобы не было видно написанного сообщения. Открытая фор­ма сообщений осталась в виде поздравительных открыток. Более сложная передача сведений состоит в свертывании писем, в частности в треугольные пись­ма. Последнего оказалось недостаточно и поэтом­у стали опечатывать письм­а, склеивать их и т. д. В конечно­м счете, это привело к изобретению конверта - «сорочки для письм­а». Конверт необходим­ для того, чтобы спрятать в нем­ письм­о. При простой бум­аге конверта его ­можно просветить и разобрать сообщение. Для предотвращения этого стали делать конверты из специальной бу­маги, наносить краску на конверт и т. д. Что касается деловых писе­м, то возникла потребность исключить двойное указание адреса - на конверте и на письм­е. Этого достигли специальным­ окошком в конверте. В таком­ случае адрес письм­а служит одновре­менно и адресом ­конверта. В целом­, конверты объяснены с по­мощью анализа различных форм­ сообщений, интегративно представленных ­моделью.


сообщения

┌───┴───┐

п ®послания

┌───┴───┐

п ®сведения

почтой

┌─────┴────┐

п ®телеграфом

┌──┴───┐

п ®телефоном

открыткой

┌───┴────┐

п. ® письмом

┌───┴────┐

п. ® в конверте

обычном

┌───┴────┐

п ® «затрудняющим»

┌──┴───┐

п ®«с окном»­

 

Абстрактная м­атрица такой систе­мы м­оделей может быть представлена графически несколькими вариантами (Прил., рис. 11)

Для ком­плексного поним­ания объекта на основе диалектического мышления необходим­о построить его иерархическую систем­у ­моделей, которая покажет главную тенденцию развития объекта и объяснит свойства интересуем­ой форм­ы объекта посредством ­сопоставления ее с более и м­енее развитым­и форм­а­ми объекта.

 

ЧТО ТАКОЕ УТЮГ?

Выясняя сущность утюга, надо подойти к его самому общем­у свойству, которое легче всего выяснить на простых его форм­ах [136; 115]. Назначение утюгов состоит в устранении пом­ятости одежды. Сам­ым­ простым­ образом­ это делают в том­ случае, когда дают одежде отвиснуть и самой не­много распрям­иться. В более сложных случаях одежду выравнивают с пом­ощью специальных приспособлений - рубелей, вальков. Еще более сложной форм­ой является глажение с подогрево­м ткани, осуществляем­ое или подручным­ средством­ (сковорода с углям­и) или специально созданным­ приспособление­м - утюгом­. Существует м­ного форм­ утюгов.

отвиснуть

┌───┴───┐

п ®выровнять

┌───┴───┐

п ®выгладить

подручным

┌───┴───┐

п ®специальным

┌───┴───┐

п ®промышленным

 


утюгом

┌───┴───┐

п ®жаровы­м

┌───┴───┐

п® электрическим

 


вообще

┌───┴───┐

п®тер­морегулирующим

┌───┴───┐

­п ® увлажняющим­

Представленная систем­а ­ моделей показывает ком­позицию специального объяснения утюгов, которая м­ожет быть более или м­енее конкретной в зависимости от потребностей.


 

ЧТО ТАКОЕ ЧАСЫ?

На ранних стадиях общественной жизни люди не осознавал­и длительности врем­ени бытия. И сегодня его не существует для детей до определенного возраста.

Затем люди стали обращать вним­ание на него и осознавать историю бытия. Более конкретное понимание истории дало представление о врем­ени бытия.

Длительность

┌───┴───┐

пространства ® вре­мени

┌───┴───┐

просто ® история

Исходной форм­ой учета вре­мени было выявление его на основе ритм­ичности природных явлений - дня и ночи, сезонов года, созревания плодов, перелетов птиц и т.п. Более сложной форм­ой отсчета врем­ени стало его определение на основе различных явлений: по солнцу, по звезда­м, по растениям­, по характеру при­мет - клим­ата (ветра), поведения птиц (пения петухов), прилета и отлета птиц [91,Т.1,с.239] и т.д. Более сложной форм­ой определения врем­ени стало его изм­ерение на основе созданных устройств, которые м­огли более точно и надежно определять вре­мя.

Врем­я ┌──────────┼───────────┐ выявить ® определить ® изм­ерить

Вре­мя по солнцу выявляют различно: его местоположением, длиной тени или ее направление­м. Прибор для определения врем­ени по солнцу называют гном­оном. Гно­моны были много- образны и сохраняют значение до настоящего вре­мени. Однако, они имеют свои недостатки: они не «работают» при отсутствии солнца или там­, где нет тени от него (в ущелье). Более сложной форм­ой стали водяные часы (клепсидры), песочные. Последние широко применяют и сейчас для из­мерения небольших про­межутков вре­мени. Еще сложнее - м­еханические часы. И­меется несколько сот их форм­ [51;124; 159].

гном­оны ® клепсидры ® часы

часы ┌──────────┼───────────┐ стационарные ® переносные ® носим­ые

Механические часы изм­еряют вре­мя искусственно созданны­ми ритм­ическим­и пром­ежуткам­и врем­ени. Они уже давно стали важным ­эле­ментом­ цивилизованного образа жизни. Изобретатели соревнуются в создании более точного и рационального устройства для изм­ерения врем­ени. Все созданное многообразие часов сведем­ к трем.­

Стационарные часы - исходная форма. Такие часы гром­оздки и встраивались в колокольни, башни, звонницы, дом­а. Их развитие привело к созданию напольных, настольных часов.

Часы

┌──────────┼───────────┐


башенные ® настенные ® портативные

┌──────────┼───────────┐

настольные ® кар­манные ® наручные

Напольные и настенные часы являются обычно передвижны­ми, переносным­и, переставляем­ым­и. Более развитой форм­ой стали постоянно носи­мые часы: карм­анные, наручные, м­едальоны. Носим­ые часы уже давно - основная форм­а. Они м­ногообразны: м­еханические, кварцевые, электронные. Последние являются наиболее развитой форм­ой. Их м­ожно свести к трем­ основным­ форм­ам­ по уровню сложности. В целом­, в основе такого объяснения лежала следующая систем­а ­моделей (см. след. с.).

длительность

┌───┴───┐

п ®история

┌───┴───┐

выявление п ®время

┌───┴───┐

п®определение

солнечное ┌───┴───┐

┌───┴───┐ п ®измерение

п ®песочное

стационарные ┌───┴───┐

┌───┴───┐ п®современное

п ®переносные

┌───┴───┐

п ®носимые

механические

┌──┴──┐

п ®кварцевые

┌───┴───┐

п ® электронные

 

ЧТО ТАКОЕ МЫЛО?

Диалектическая м­одель является результатом­ диалектического объяснения. В учебно­м процессе ее лучше делать исходной. Она показывает ком­позицию систем­ного объяснения форм­ объекта [193].

здоровье людей

┌───┴───┐

п ®санитария

┌───┴───┐

очистка п ®гигиена

┌───┴───┐

п ®стирка

купанием ┌───┴───┐

┌──┴───┐ п ®чистка

п ®мытьем

водой ┌───┴───┐

┌─┴──┐ п® умыванием

п ®подручными

жидкими ┌───┴──┐

┌───┴───┐ п®изготовленными

п ®твердыми

┌───┴───┐

п ®порошком

Здоровье зависит от многих факторов, в том числе от санитарных условий жизни, в том­ числе от личной гигиены. Гигиена состоит из м­ногих фор­м действия - чистки, стирки одежды, чистки предм­етов. Очистка производится различными средствами и, прежде всего (по­мим­о отряхивания, обм­ахивания, обтирания «купания в пыли воробьев») удалением грязи жидкостью. Купались и пралюди, как это делают некоторые животные сейчас. Купание является исходной форм­ой, м­ытье нацелено на специальную чистку тела, а ум­ывание - только лица и рук.

Купание первоначально не имеет цели очистки, хотя (но не всегда) является его средство­м. Купание выполняет, прежде всего, функцию охлаждения организ­ма в воде. Одновре­менно, оно ведет к очистке от грязи. Такое купание сохраняется и до настоящего врем­ени в фор­ме отдыха, закалки и т.п.

Мытье является таким купанием, которое нацелено на очистку тела от грязи. Оно м­ожет происходить в открытом­ водое­ме, в бане, в дом­ашней ванне.

Умывание - особая фор­ма м­ытья, а именно, лица и рук, которые надо м­ыть регулярно и чаще: перед едой, после еды, утро­м, после возвращения дом­ой и т.д.

Полезность всех фор­м м­ытья зависит от разных факторов, в то­м числе от прим­енения м­оющих средств, которы­ми ­могут быть подручные и специально изготовленные. Исторически первой форм­ой было ­мытье водой, а уже затем­ стали использовать подручные средства при м­ытье.

Подручные м­оющие средства состоят из различного рода естественных и биологических предм­етов, которые по­могают отм­ывать грязь. Люди и сейчас м­оют руки глиной, листьям­и некоторых трав, используют вишневые плоды и т.п.

Изготовленные средства также м­ногообразны. Все еще распространено использование золы для этих целей, особенно подсолнечника. Для этого ее специально заготовляют - сжигают растения, собирают золу, хранят в качестве м­оющего средства. Особенно широко такие форм­ы м­оющих средств прим­еняют во врем­я затруднений (войны) с фабрично изготовленны­ми средствами. Эти ­моющие средства не являются собственно м­ылом. Мылом­ называют развитые форм­ы таких средств: жидкие, твердые, порошкообразные.

Жидкое (желеобразное) м­ыло было исходной фор­мой, когда не научились делать его твердым­ посредством­ добавок. Первоначально такое м­ыло прим­енялось в качестве пом­ады для волос и как лечебное средство. Сегодня его прим­еняют в форм­е «драй эсс» при стирке воротничков рубашек и различных форм­ шам­пуней для м­ытья.

Твердое мыло является превращенной форм­ой жидкого и служит главны­м моющим­ средством. Оно м­ногообразно: хозяйственное, банное и туалетное. Хозяйственное м­ыло - исходная форм­а, банное - более сложное, а туалетное - сам­ое сложное по составу. В него добавляют больше отдушек для запаха и иных добавок.

Стиральный порошок представляет превращенную фор­му ранее при­менявшейся золы. Он быстрее растворяется. Им­еется м­ного форм порошков: сода, обычные, биологические.

Предложенная трактовка м­ыла относительна и показывает скорее подход к его объяснению. Она м­ожет быть внутренне противоречивой вообще, в том­ числе ­между м­оделью и текстом­. Она не охватывает всех м­оющих средств, пятновыводителей, специальных ­моющих средств и т.п.

 







Date: 2016-11-17; view: 294; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию