Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль конфликта в общении
Долгое время в психологии конфликт рассматривался как негативное явление. Анализ конфликтов показывал, что конфликт трудно оценить с положительной точки зрения. В последнее время отношение к конфликту изменилось. Конфликт – это обязательное явление, поэтому в нем есть и позитивная сторона: в процессе конфликта при правильном разрешении решается возникшая проблема, что приводит к восстановлению отношений. Т.о. оценка конфликта зависит от его последствий. В зависимости от последствий и от роли конфликта в общении выделяют 2 вида конфликтов: 1. Функциональные или конструктивные конфликты, когда нарушенные отношения восстанавливаются. 2. Дисфункциональные конфликты, когда проблема не решается, отношения портятся. Оценка конфликта определяется позицией человека в конфликте. Если человек является стороной, победившей в конфликте, то конфликт имеет положительную оценку. Для стороны, проигравшей в конфликте, он оценивается негативно (понижение самооценки). Виды конфликтов 1. Внутриличностный конфликт – это столкновение между двумя примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями, мотивами и т.д. Борьба мотивов является проявлением внутриличностного конфликта. Основные варианты конфликта: a. Конфликт реакций. b. Познавательный конфликт. c. Ролевой конфликт. 2. Межличностныйконфликт – это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, целей, ценностей или личностных качеств. Это ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели. 3. Межгрупповой конфликт – это противодействие двух или нескольких групп в силу несовместимости их целей, интересов, потребностей. 4. Конфликт между личностью и группой возникает, когда сталкиваются интересы группы и ее отдельных представителей.
I. В зависимости от сфер жизнедеятельности: · семейные · трудовые · бытовые · производственные · политические · прочие 2. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов: · конструктивные · деструктивные 3. В зависимости от способов разрешения: · институционализированные – для низ разработаны нормативные механизмы разрешения · неинституционализированные - для низ не разработаны нормативные механизмы разрешении 4. В зависимости от характера и иерархических отношений: · по вертикали · по горизонтали – конфликты между ровесниками · по диагонали – студент социального факультета не здоровается с преподавателем психологического факультета 5. По силе · Слабо выраженный · средне выраженный · Сильно выраженный 6. В зависимости от этапа социализации личности: · дошкольный · школьный · подростковый · взрослый · пожилой 7. Отношения в группе: · межличностные · внутриличностные 9. Классификация Анцупова · Внутриличностные · Социальные · Зооконфликты Основные формальные характеристики межличностных конфликтов: Глубина конфликта определяется предметом возникшего противоречия и степенью вовлеченности партнеров в конфликтную ситуацию. Выделяют крупные и мелкие конфликты. Длительность конфликта обуславливается предметом (глубиной) конфликта и характером партнеров. Выделяют кратковременные и затяжные конфликты. Частота конфликта, в свою очередь, может влиять на глубину и длительность конфликта: частые конфликты могут привести к более глубокому и затяжному конфликту. Характер проявления конфликта в поведении конфликтующих. Выделяют скрытые или мысленные конфликты (существует противоречие, но люди открыто не предъявляют друг другу претензии) и явные или открытые конфликты (проблема обсуждаются, возникают ссоры, люди открыто выказывают свое недовольство). В результате скрытого конфликта отношения становятся более холодными, недовольство проявляется на невербальном уровне. Статус конфликтующих сторон. Конфликты могут возникать между людьми с одинаковым статусом (горизонтальные конфликты) и между людьми с разным статусом (вертикальные конфликты). Причины конфликтов: 1. Объективные причины – это объективные, не зависящие от субъекта конфликта, обстоятельства, предрасполагающие к разного рода противоречиям и столкновениям: Нарушение принципа дистрибутивной справедливости. Нарушение принципа делегирования – это отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми. Взаимозависимость функций. Нарушение коммуникаций. Несоответствие поведения одного партнера ролевым ожиданиям другого. Ограниченность ресурсов. Объективные причины не всегда приводят к конфликтам. Для того, чтобы произошел конфликт, они должны выступать в совокупности с субъективными причинами. 2. Субъективные причины – индивидуально психологические особенности общающихся, которые могут стать источником конфликта: Различия между людьми в целях, представлениях, ценностях, манере поведения, уровне образования, стаже, возрасте и нетерпимости к этим различиям. Отсутствие у партнеров по общению навыков общения и поведения в конфликтных ситуациях. Степень конфликтности личности. Структура конфликта I Объективные составляющие конфликта 1. участники - основные участники (оппоненты, противостоящие стороны) - группы поддержки - другие участни 2. предмет конфликта. Обычно существующая или воображаемая проблема служащая основой конфликта. Это противоречие из – за которого стороны вступают в противоборство. 3. объект конфликта. Это причина конфликта которая не всегда сразу удаётся видеть. 4. микро и макросреда. Условия в которых находятся и участвуют участники конфликта. II Субъективные составляющее конфликта 1. мотив – определяют активность и направленность оппонентов предупреждение к выступлению в конфликт. Мотив конкретизируется в целях (это осознанный образ представляемого результата). На достижение цели направлена деятельность человека. 2. Конфликтное поведение – состоит из противоположных действий участников конфликта. Выделяют принципы, стратегии, тактики конфликтного поведения: 3. Восприятие конфликта оппонентами:Образ конфликтной ситуации – это субъективная картина которая складывается у каждого участника Этапы динамики конфликта: I. латентный период 1. объективная проблемная ситуация, осознание проблемной ситуации II. Открытый период (Собственно конфликт) 1. инцидент – первое столкновение, проба сил 2. эскалация конфликта – резкая интенсивность борьбы оппонента 3. Сбалансированное противодействие. Противодействие продолжается, а интенсивность понижается. 4. Завершение конфликта. Поиск решения конфликта. Формы: 1. разрешение противоречия 2. урегулирование (с участием третьей стороны) 3. затухание (т.к. заканчиваются ресурсы) 4. устранение (предмет конфликта) 5. переход в другой конфликт (замена одного лица, мотивы, цели меняются). III. Послеконфликтный период. 1. частичная нормализация отношения. 2. полная нормализация отношения Date: 2016-11-17; view: 419; Нарушение авторских прав |