Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология межличностных отношений





Межличностные отношения – это социально-психологические отношения конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или межгрупповом уровне организации своего поведения.

Это самый популярный предмет соц.ψ исследований и самый неопределенный. (Гозман, Обозов, Андреева)

Гозман считал что межличн. отношения принципиально отличны от межгрупповых отношений. Обозов делит все психологические отношения на деловые и межличн. В последних определяет оценочный и деятельностный компонент. Андреева выделяет общественные межличн. отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые. Большинство авторов отводят межличн. отношениям только неформальную эмоциональную роль. С т.з развития соц. системы все отношения между людьми межличностны но можно выделить 2 категории таких отношений

Структуру психологических отношений, с точки зрения автора, представлена:

 

1 Межиндивид. отношения – формирующиеся внутри сообщества

2. Межгрупповые отношения – формирующиеся между сообществами

Важной чертой любых межличн. отношений является их ценностная сторона, затрагивающая эмоциональную сферу. В связи с этим выделяют коньюктивные отношения – сближающие, объединяющие людей. Дизьюнктивные – разъединяющие людей. Одна из особенностей межличн. отношений заключена в том, что они носят взаимный характер. Эта взаимность обеспечена свойством эмпатии т.е способности человека ставить себя на место другого и сопереживать ему.

сновные механизмы осознания себя через другого – идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Она связана преимущественно с межличностными отношениями. Исследуется она не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения.

Аттракия

Слово «аттракция» в переводе с англ. означает «привлечение, притяжение».

Изначально аттракция понималась как любое эмоциональное отношение к партнеру, как негативное, так и позитивное. В настоящее время под аттракцией психологи усматривают только позитивное отношение.

Аттракция – это эмоциональное позитивное отношение к партнеру. Полюса аттракции: симпатия и любовь.

Аттракция выступает в 3 основных проявлениях:

Продукт межличностного восприятия.

Фактор, влияющий на процесс межличностного восприятия и понимание другого человека.

Регулятор формирующихся межличностных отношений.

Условия формирования аттракции или факторы, влияющие на возникновение аттракции:

  1. Свойства объекта аттракции (кто способен вызвать к себе симпатию).
  2. Свойства субъекта аттракции (кому обычно нравятся другие люди).
  3. Соотношения между свойствами объекта и субъекта аттракции.
  4. Характер взаимодействия между субъектом и объектом аттракции.

Свойства объекта аттракции (кто способен вызвать к себе симпатию ):

1. Внешность. Восприятие красивого человека способствует удовлетворению эстетических потребностей в красоте. Привлекательные люди начинают подвергаться вниманию окружающих уже в раннем детстве. Гозман предположил, что красивые люди более общительны, именно поэтому они пользуются повышенным вниманием со стороны окружающих. Исследования показали, что красивые мужчины более общительны с женщинами, а у женщин общительность и красота не связаны между собой. Связь внешности и симпатии определяется наличием эмоционально-эстетических стереотипов. Гозман говорил о существовании эффекта «иррадиации красоты», когда красота человека оценивается по уровню привлекательности его партнера. Все это относится к восприятию незнакомого человека. В процессе общения мы обычно выбираем людей, равных по внешности, т.к. равность по внешности партнера гарантирует приятие с его стороны.

2. Социально-демографические характеристики и престижные психологические качества: социальный статус, уровень образования, профессия (престижная или непрестижная), интеллект и уровень компетентности (профессионализма).

Общение с обладателями престижных качеств снижает самооценку, кроме того, им приписывают комплекс негативных качеств. Наибольшую симпатию мы испытываем к равным себе людям.

  1. Манера поведения. Вежливые, культурные, внимательные, улыбающиеся люди вызывают к себе большую симпатию.

Свойства субъекта аттракции (кому обычно нравятся другие люди)

1. Самооценка. Самооценка влияет на вероятность возникновения симпатии или аттракции. Человеку с низкой самооценкой другим людям понравиться очень сложно.

2. Интеллект. Чем человек умнее, тем он снисходительнее к чужим недостаткам. Однако интеллектуальные люди сложнее выстраивают отношения с другими людьми.

3. Эмоциональное состояние. Если человек находит в хорошем настроении, то ему легко понравиться.

Соотношения между свойствами объекта и субъекта аттракции

Сходства, которые приводят к возникновению аттракции:

  1. Социально-демографические показатели.
  2. Ценности и интересы, взгляды, вкусы, привязанности.

Различия, которые приводят к возникновению аттракции:

  1. Доминантность и авторитарность.

Сходство делает общение с другими людьми более понятным. В основе взаимодействия лежит потребность к психологической безопасности, поэтому мы стремимся найти партнера, похожего на нас.

Характер взаимодействия между субъектом и объектом аттракции

Если люди вынуждены сотрудничать друг с другом, то в процессе общения и взаимодействия люди будут искать друг в друге положительные черты. В условиях конкуренции – отрицательные черты.

Симпатия возникает в ответ на позитивные действия по отношению к себе. Происходит перенос положительного отношения к подкреплению (подарок, комплемент) на его источник. Однако внимание должно быть бескорыстным.

Общение

Общественные и межличностные отношения реализуются только в процессах общения между людьми. В реальных актах общения реализуются оба вида общения. Общественные и межличностные отношения влияют как на содержание, так и на формы общения.

Большинство психологов считают, что общение и деят-ть тесно связаны друг с другом.

Ломов наиболее четко разграничивает деятельность и общение, считая их относительно независимыми и самостоятельными

Леонтьев рассматривает общение как одну из сторон деятельности, т.о. общение, по Леонтьеву, - одна сторона деятельности.

Ананьев и Эльконин рассматривают общение как самостоятельный вид деятельности

Общение (Ломов) – это особая самостоятельная форма активности субъекта, результатом которой является не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения между людьми.

Общение (Леонтьев) – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности и реализующих общественные и межличностные отношения; это система, использующая специфические средства (язык).

Общение (Андреев) –это процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе восприятия и понимания друг друга.

Функции общения (Ломов):

Информационно-коммуникативная функция.

Регуляционно-коммуникативная функция. Регуляция деятельности и отношений.

Аффективно-коммуникативная функция. Выстраивание эмоциональных отношений между людьми.

Общение является одним из важнейших факторов формирования личности

Виды общения

1) По количеству участников в процессе общения:

a) Аутообщение – общение с самим собой. Количество участников общения: 1.

b) Общение в диаде – общение между двумя индивидами. Оно носит свернутый характер, т.е. реплики, которыми обмениваются общающиеся, обычно более краткие, простые по своей грамматической структуре. Большое значение имеют невербальные средства общения. Присутствует большая эмоциональная экспрессивность, вплоть до большей эмоциональной напряженности. Происходит более глубокий обмен информацией. Такое общение носит более интимный характер.

c) Внутригрупповое общение. Форма общения определяется статусными позициями людей в группе, характером отношений в группе. Большая нагрузка возлагается на рефлексивные процессы, процессы самоанализа.

d) Общение между группами, коллективами. В социальной психологии этот вид общения изучен меньше всего.

e) Общение между поколениями (это предмет социологии, в социальной психологии эта проблема практически не затрагивается).

2) Степень опосредованности:

a) Непосредственное общение. Оно реализуется в процессе реального контакта людей друг с другом, т.е. без посредников или каких-либо вспомогательных средств.

b) Опосредованное общение. Оно предполагает наличие посредников или каких-либо вспомогательных средств. Например, разговор по телефону, письма.

3) Направленность общения:

a) Одностороннее общение осуществляется в отсутствии реальной аудитории. Коммуникатор не имеет возможности наблюдать за реакцией аудитории, т.е. общение носит односторонний характер.

b) Двустороннее общение предполагает обратную связь коммуникатора с аудиторией.

4) Содержание общения:

a) Смысловое общение – общение между собеседниками на определенную тему, преследующее какую-то определенную задачу или цель.

b) Ритуальное общение. Смысл общения лежит вне контекста самого общения. Общение – дань традициям, например, формы приветствия и прощания, различные обряды, правила этикета и т.д.

5) Степень формализованности:

a) Формальное общение строго регламентировано как по форме, так и по содержанию. Это обусловлено социальными ролями людей, вступающих в процесс общения. Например, общение преподавателя и студента, продавца и покупателя. Важной особенность формального общения является его безличный характер. Оно не зависит от личностных особенностей общающихся. Формальное общение является реализацией общественных отношений.

b) Неформальное общение нерегламентировано ни по содержанию, ни по форме, зависит от личностных особенностей индивидов. Неформальное общение является реализацией межличностных отношений. Высшим проявлением является дружба.

6) Предмет и субъект общения (Леонтьев):

a) Предметно ориентированное общение – это общение, которое осуществляется в ходе или в процессе некоммуникативной деятельности (предметной) и обслуживает эту деятельность. Такое общение наиболее ярко проявляется на ориентировочной стадии деятельности, когда деятельность планируется, определяется цель, ход выполнения, последовательность, распределяются функции между участниками, и на стадии выполнения деятельность (регуляция взаимодействия между людьми). Субъектом является группа людей или коллектив. Предмет общения – взаимодействие между людьми. Функция предметно ориентированного общения – организация взаимодействия между людьми в процессе выполнения деятельности.

b) Чистое общение – общение, которое не включено в некоммуникативную деятельность.

i) Социально ориентированное общение предполагает воздействие коммуникатора на социальную группу или на общество в целом. Оно предназначено для решения социальных задач, оно направлено на изменение общественных отношений. Задачами социально ориентированного общения являются побуждение аудитории к социальной активности, внедрение в сознание аудитории идей, систем ценностей и социальных установок. Предмет – социальное взаимодействие. Субъект – отдельная личность как представитель определенной социальной группы.

ii) Личностно ориентированное общение подразделяется на деловое (диктальное) и модальное общение. Деловое общение по своему конкретному содержанию, форме сходно с предметно ориентированным общением. В данном случае оно осуществляется не в группе, а в диаде. Предметом общения является взаимодействие в диаде, а субъектом - диада. Модальное общение не связано с содержанием совместной деятельности, поэтому это общение в быту называют выяснение отношений. Продуктом является согласование своих взглядов, мнений. Результатом является достижение/недостижение согласия. Субъектом такого общения является диада. Предмет – достижение согласия.

Психологическая структура общения

В структуре общения можно выделить 3 стороны:

Коммуникативная сторона общения или коммуникация. Она состоит в обмене информации между общающимися сторонами.

Интерактивная сторона общения или интеракция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

Перцептивная сторона общения – это восприятие партнерами друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию