Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как объект восприятия





Человек как объект восприятия является источником трех типов информации:

  1. Физический или внешний облик.
  2. Выразительные движения (жесты, позы как аналог жестов, мимика, походка).
  3. Оформление внешности (одежда и украшения).

Аристотель и Гиппократ первыми рассматривали проблему о физическом или внешнем облике. Аристотель связывал характер человека с типом телосложения. Лафатер считал, что психологич. портрет человека можно составить на основании анализа головы и лица.

Физический облик – это элементы внешности, которые обусловлены наследственностью. Это общий тип телосложения, рост, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Перечень характеристик, которые можно определить на основе анализа физического облика человека: Пол. Возраст. Национальность. Состояние здоровья. Темперамент (зависит от типа телосложения). Самооценка (зависит от роста; люди невысоко роста чаще страдают от комплекса неполноценности). Рост также ассоциируется с социальным статусом человека.

Выразительные движения человека

Жесты

Интерес к системе выразительных движений возник у людей очень давно. Еще 2000 лет назад Цицерон учил своих учеников правильно пользоваться жестами во время выступления. Первый психологический словарь жестов принадлежит римскому ритору Квинталиану, который жил в I в. до н.э. Внутри психологии выделяется особая область исследования – кинесика. Предметом исследования кинесики является изучение языка тела, т.е. системы коммуникативных движений. Основателем современной кинесики является Бердвистелл. В отечественной психологии появление этого направления связывают с именами Успенского и Николаева. В настоящее время этой проблемой занимается Лагунская.

В процессе любого общения слова имеют значение на 7 %. Жесты и мимика передают в себе около 55 % информации. Установлено, что любые выразительные движения возникают гораздо быстрее, чем речевая реакция на слова партнера.

Виды жестов

Жесты:

1. Осознаваемые жесты.

2. Неосознаваемые жесты.

Жесты:

  1. Произвольные жесты (преднамеренные).
  2. Непроизвольные жесты (непреднамеренные).

Жесты:

  1. Коммуникативные жесты (замена реального слова). Они очень легко считываются и интерпретируются. Это указательные жесты, жесты приветствия, одобрения, благодарности и т.д.
  2. Модальные жесты. Они отражают эмоциональное состояние человека, его отношения. Чаще всего эти жесты показывают то внутреннее состояние, которое человек пытается скрыть.

Осознаваемые жесты являются произвольными, а коммуникативные – преднамеренными и осознаваемыми. Неосознаваемые жесты являются непроизвольными, как и модальные.

Функции жестов:

Информативно-коммуникативная функция.

Регулятивная функция.

Функция самовыражения.

Любой жест выполняет 2 основные функции: сигнальную и регулятивную.

Жесты могут выражать:

отношения человека к партнеру или содержанию беседы (оценочные жесты);

эмоциональное состояние человека (эмоциональные жесты);

личностные свойства человека (личностные жесты);

сексуальные намерения партнера (сексуальные жесты).

Информацию о человеке может содержать не сам жест (его рисунок), а частота использования жестов.

Активная жестикуляция отражает позитивный эмоциональный настрой. В процессе обычного общения может являться признакам заинтересованности и дружелюбия по отношению к партнеру. Активная жестикуляция проявляется в увеличении количества жестов, увеличении их амплитуды и в ускорении жестов. Это отражает формально-динамические свойства человека. Частоты использования жестов и их формальные характеристики несут информацию о темпераменте человека.

Чрезмерно активная жестикуляция отражает беспокойство и неуверенность в себе.

Частота использования жестов зависит от уровня вербального развития, чем он ниже, тем чаще человек прибегает к жестикуляции. Так же она связана с социальным статусом человека, лица с более высоким социальным статусом реже использую жесты. Частота использования жестов обусловлена национальной принадлежностью человека.

Точность интерпретации жестов зависит от контекста, поэтому не всегда жест читается однозначно. При интерпретации жестов важна оценка ситуации.

Интерпретация жестов меняется в зависимости от национальности. У людей разных национальностей жесты интерпретируются по-разному.

Позы и походка выполняют функции, аналогичные жестам.

Мимика- э то выражение лица человека. Это тонкий индикатор эмоционального состояния человека. Мимика – экспрессивное выражение эмоций.

В социальной психологии мимика рассматривается как средство обратной связи в процессе реального общения. Мимика выполняет сигнальную и регулирующую функции. Иногда по мимике можно судить об устойчивых личностных качествах человека. Эмоциональное состояние по выражению лица считается с разной легкостью в зависимости от того, на какую часть лица смотреть.


Зона локализации мимических выражений:

  1. Верхняя часть лица (лоб и брови). Эта часть лица сознательно управляется человеком
  2. Средняя часть лица (глаза, веки, основания носа).
  3. Нижняя часть лица (нос, щеки, подбородок, губы). Эта часть лица менее всего контролируется человеком, поэтому по ней легче считываются эмоции.

Лицо также можно разделить на правую и левую части. Правая часть лица контролируется левым полушарием, поэтому она более жестко контролируется, левая часть лица менее контролируется и является более информативно.

Самая информативная часть лица нижняя. Многое можно сказать по положению уголков губ. Положение уголков губ – эти показатель жизненного тонуса человека. Высокий жизненный тонус характеризуется тем, что уголки губ приподняты (человек часто улыбается). Когда человек переживает негативные эмоции (состояния грусти, печали), уголки губ опускаются. Нормальное состояние – горизонтальное положение уголков губ.

Оформление внешности

Под оформлением внешности понимают, прежде всего, одежду и украшения.

Оформление внешности говорит об уровне притязаний человека, о его самооценке и уровне эстетического развития. Одежда часто позволяет человеку выглядеть в глазах людей так, как он хотел бы выглядеть. Одежда является элементом имиджа человека. Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли.

Проблеме одежды и ее психологическому значению первоначально уделяли внимание не психологи. Например, этим вопросом занимался историк Ключевский.

Одежда является самохарактеристикой личности. Через одежду человек выражает себя.

Одежда может сказать о:

социальном статусе,

материальном положении;

вкусе;

профессии;

национальности;

поле;

возрасте;

личностных качествах человека (психологических особенностях).

Стили в одежде:

Традиционная одежда (демонстрация принадлежности к нац. группе)

Модная одежда (конформизм)

Экстравагантный стиль (истероиды, тщеславие)

Оригинальный стиль (эмоциональность, сексуальность)

Классический стиль (потр-ть в значимости и авторитете)

Консервативный стиль (потр-ть в безопасности)

Разнообразный стиль (компенсация внутренней пустоты)

Эксклюзивный стиль (компенсация дефицита эротич. переживаний)

Сексуальный стиль (напряжённость в сексуальной сфере)

Комбинации стилей в одежде:

  1. Модный и экстравагантный стиль: потребность к самоутверждению.
  2. Классический и консервативный стиль: уверенность и стремление к безопасности.
  3. Модный и оригинальный стиль: яркая экстраверсия, чрезмерная склонность к общению.

Украшения

В основе использования украшений лежат 4 потребности:

1. Эстетическая потребность.

2. Потребность в престиже, значимости (престижные украшения - дорогие вещи).

3. Сексуальные потребности.

4. Потребность в безопасности и в защите.

Украшения – это средства, с помощью которых человек украшает, возвышает себя.

Люди с очень высокой и очень низкой самооценкой не используют украшения, игнорируют их. Люди со средней и заниженной самооценкой украшения используют чаще.








Date: 2016-11-17; view: 1005; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию